Электив 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Окрикова Винера Камильевна

Методы  решения тестовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_f-9.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено» 

Руководитель МО                             __________________                   /В.К.Окрикова./  

Протокол  №  1    от

«  28  » августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»

____________ /Ф.С.Гарипова/                                                            

«     » августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Больше-Машляковская СОШ»

 _____________   /Р.Н.Закиров/

Приказ №_______    

                от «    » августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса  по физике в 9 классе

"Методы  решения тестовых задач"

учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Больше - Машляковская средняя общеобразовательная школа»

Окриковой Винеры Камильевны

                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                            педагогического совета

                                                                       протокол № 2

                                                                           от «28» августа2014 г.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

         Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформирован ностью приемов общеучебной деятельности учащихся с другой.

             При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности учащихся по решению задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов. Актуальность данного курса обусловлена и востребованностью умений и навыков решения задач как в основной школе, так и в старшей.

        Программа предназначена для учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе, а также желающих сдавать ОГЭ по физике Данный курс модифицированный. Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.

- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне.

- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.

              Программа включает большую долю самостоятельной практической работы учащихся при решении нестандартных задач. Главным содержанием курса является естественно - научная деятельность учащихся. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информации различных источников, а также предполагает развитие  коммуникативных умений.

Программа рассчитана на 17 часов.    

Основная цель курса – повысить физическую  культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала  ) к творческому, рассмотрение различных методов и приемов при решении тестовых физических задач различных типов и  создание мотивации дальнейшего выбора профиля.  

Задачи курса:

- создание условий для формирования основных мыслительных операций учащихся, развитие продуктивного творческого мышления;

-формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач;

- создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;           

- развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников;                                                    

- формирование познавательного интереса к предмету;

- подготовка учащихся к дальнейшему обучению физике в средней школе и дальнейшей сдачи ЕГЭ по физике.

 

Содержание курса

1. КИНЕМАТИКА – 5 часов

   1. Ознакомление с видами  движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным движением, движением по окружности, свободное падение.

  2. Ознакомление  с основными  понятиями  кинематики. Графический способ решения задач по кинематике.

  3.Решение качественных задач: материальная точка, поступательное движение, относительное движение.

 4. Аналитико-синтетический метод определения кинематических величин.

 5. Тренинг по кинематическим уравнениям.

2.СИЛЫ ПРИРОДЫ – 6 часов.

1. Ознакомление с основными  понятиями  динамики: сила, масса, взаимодействие тел.

2.Решение качественных задач на законы Ньютона и их применение.

3.Определение силы: тяжести, упругости, трения, веса тела движущегося с ускорением.

4.Практическая часть. Расчет движения тела под действием силы тяжести.

5. Экспериментальные задачи  на расчет различных сил, действующих на тело.

6.Контрольный мониторинг.

3.ГИДРОСТАТИКА-5 часов.

1.Ознакомление  с понятиями  : давление в твердых телах, закона  Паскаля, давление в жидкостях. Решение качественных задач по теме.

2.Решение расчетных задач с применением формул: давление в твердых телах, давление в жидкостях.

3. Ознакомление  с понятиями: сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение расчетных задач по теме.

4. Решение качественных задач: Закон Архимеда, условиями плавание тел, водоизмещение, осадка судна, воздухоплавание

5. Решение задач на сопоставление по теме.

4. Итоговое занятие - 1 час.

Формы обучения:

  • Лекции;
  • Уроки-проекты;
  • Работа в группа;
  • Зачетная система.

Методы обучения:

  1. Метод исследования;
  2. Метод обучения в сотрудничестве;
  3. Метод проектов;

Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:

  • получение представлений о решении различных физических тестовых задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.

Учебно – тематический план

п\п

Наименование разделов, блоков тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретических

практических

1

Кинематика

5

1

4

2

Динамика

6

1

5

3

Гидростатика

5

1

4

4

Итоговое занятие.

1

1

Всего часов

17

3

14

Тематическое планирование  ( 17 часов)

№   п\п

Содержание занятия

Кол. часов

                      Дата

Приме

чание

по плану

фактически

                                  Кинематика   5 часов

1

Ознакомление с видами  движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным движением, движением по окружности, свободное падение

1

2

Ознакомление  с основными  понятиями  кинематики. Графический способ решения задач по кинематике.

1

3

Решение качественных задач: материальная точка, поступательное движение, относительное движение.

1

4

 Аналитико-синтетический метод определения кинематических величин.

1

5

 Тренинг по кинематическим уравнениям.

1

                           Силы природы   6 часов

6

Ознакомление с основными  понятиями  динамики: сила, масса, взаимодействие тел.

1

7

Решение качественных задач на законы Ньютона и их применение.

1

8

Определение силы: тяжести, упругости, трения, веса тела движущегося с ускорением.

1

9

 Практическая часть. Расчет движения тела под действием силы тяжести.

1

10

Экспериментальные задачи  на расчет различных сил, действующих на тело.

1

11

Контрольный мониторинг.

1

                         Гидростатика    5 часов.

12

Ознакомление  с понятиями  : давление в твердых телах, закона  Паскаля, давление в жидкостях. Решение качественных задач по теме.

1

13

Решение расчетных задач с применением формул: давление в твердых телах, давление в жидкостях.

1

14

Ознакомление  с понятиями: сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение расчетных задач по теме.

1

15

Решение качественных задач: Закон Архимеда, условиями плавание тел, водоизмещение, осадка судна, воздухоплавание

1

16

Решение задач на сопоставление по теме.

1

17

Итоговое занятие.

1

                                                                                     

Список литературы  рекомендованный для учителя

  1. И.С. Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся”, М.:АРКТИ 2003г.
  2. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.
  3. Домашний эксперимент по физике. 7-11 классы.  Ковтунович М.Г. (2007, 207с.) (Библиотека учителя физики)
  4. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля. Семке А.И. (2007, 320с.)
  5. Эксперимент в физике. Физический практикум.   Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. (2005, 184с.)
  6. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение,1977г.

Список литературы  рекомендованный для обучающихся

  1. Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев физика: учебник для 9 кл. ср. шк. – М., -Просвещение 1994.
  2. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для

учителя. - М.: Просвещение, 1987

  1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:

Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.

  1. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией

А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
  1. Книга для чтения по физике: 6–7 класс/ составитель И.Г.Кириллова.– М.: Просвещение,1978г.
  1. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. – М.: Наука, 1979г

Интернет ресурсы

http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm

http://rusedu.ru/subcat_31.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электив курс для 9 класса

Мәкаль һәм әйтемнәргә нигезләнеп төзелгән әхлак тәрбиясе(9нчы сыйныфлар өчен электив курс)...

Электив курс для 9 класса. Разработки уроков

1 нче бүлек. Алма агачыннан ерак төшми.1 нче тема : Анасына карап кызын коч, атасына карап улын коч.Максат :1.Гаилә турында төшенчә бирү; гаиләнең ныклыгы, ата-анага, балаларга йөкләнгән бурычларны ба...

Электив курс-11 класс

Урта мәктәптә “Татар теле һәм әдәбияты программасы”нда стилистикага, сүз сәнгетенә, эш кәгазьләренә  өлешчә урын бирелә. 11нче сыйныфта укучылар татар теле дәресләрендә функциональ стильләрнең үз...

электив по биологии 11 класс

Электив позволит подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ учениками 11 класса...

Электив по математике 7 класс

Разработанный электив на 34 часа по математике 7 класс с пояснительной запиской и уроками....

Электив для 10 класса "Решение практических задач" (Информатика и ИКТ)

Электив для 10 класса "Решение практических задач" (Информатика и ИКТ)...