«Теплопроводность. Конвекция. Излучение» урок физики 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
«Теплопроводность. Конвекция. Излучение» урок физики 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Теплопроводность. Конвекция. Излучение» урок физики 8 класс | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
Технологическая карта
Урока физики в 8класс : Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012 г.
Тема урока: «Теплопроводность. Конвекция. Излучение»
Составил: Лущ В.И,
учитель физики
2013
Технологическая карта
Учебный предмет | Физика | класс | 8 | ||||
Тема урока | Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | ||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||
Цель урока: | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике. | ||||||
Необходимое техническое оборудование | Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем, ЭОР из Единой коллекции http://school-collection.edu.ru | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся | Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления | |||||
Основные этапы организации учебной деятельности | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Ход урока | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Организационный этап | |||||||
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. | Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.Умение настраиваться на занятие | ||||
2. Постановка цели и задач урока .Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||
На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой. (слайд презентации с разными видами теплопередачи). Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому? Сколько видов теплопередачи можно выделить? Чем они отличаются? Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | ||||
3. Актуализация знаний | |||||||
«Давайте построим энергосберегающий дом». На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок. Теплопроводность. 1. Выберете материал для строительства стен дома. 2.Выберете материал для отопительной системы 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Конвекция. 1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн. 2.Расположите отопительную систему в квартире. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Излучение. 1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов.. 2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выбирают задание, Работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Рецензируют ответы товарищей. Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушание учителя и свертников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологическая речь Регулирование своего поведение и поведения товарищей. | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | ||||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Теплопроводность - процесс передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от более нагретой части тела к менее нагретой благодаря тепловому движению и взаимодействию частиц.
Демонстрация 1. Теплопроводность медного, алюминиевого и стального стержней. Вывод: Разные металлы обладают разной теплопроводностью. Демонстрация 2. Нальём в пробирку воду и будем нагревать верхнюю часть пробирки. Когда вода у поверхности закипит, нижняя часть пробирки только слегка нагреется. Вывод: жидкости обладают плохой теплопроводностью. Демонстрация 3. Наденем пробирку на палец и нагреем донышко пробирки (пробирку располагаем горлышком вниз). Тепло до пальца почти не доходит, хотя донышко пробирки сильно нагрелось. Вывод: газы обладают плохой теплопроводностью. Мы выяснили, что жидкости имеют плохую теплопроводность.
Демонстрация 4. Наблюдение нагрева жидкости в стеклянном сосуде или в стеклянной трубке в виде квадрата. На дно сосуда помещает кристаллы марганцовки. Вывод: Процесс нагрева жидкости сопровождается переносом вещества. Нижние нагретые слои поднимаются вверх, а холодные опускаются вниз. Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа. Демонстрация 5. Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени). Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх. Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.
Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами. Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности. Опыт с теплоприёмником и манометром. Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний | Слушают учителя. Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | ||||
5. Первичная проверка понимания | |||||||
Задание. Составьте классификацию данных вещества и материалы по степени их теплопроводности: газы, гранит, вода, жир, серебро, подсолнечное масло, медь, кирпич, шерсть, золото, железо, пух, мрамор, мех, солома, опилки, снег, ртуть, войлок, стекловата, олово, железобетон. Даёт учащимся задание работать с учебником и таблицами (по желанию - индивидуально или в группах). Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. | Читают параграф, выделяют существенную информацию. Заполняют таблицы. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизируют учебный материал. Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном и групповом режиме. Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации Принимают решение и его реализуют. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контролируют правильность ответов обучающихся. Осуществляют самоконтроль понимания вопросов. Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. | ||||
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами о разных видах теплопередачи. Теплопроводность:
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения нового материала. | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. | ||||
7. Домашнее задание(информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) | |||||||
Д/З Прочитайте §4,5,6 стр.10-18 Упр.1стр.13 Подготовьте презентацию по одной из тем: «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и животный мир».
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. | ||||
8. Рефлексия(подведение итогов занятия) | |||||||
Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия. Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «Фруктовый сад». На дерево вешаются фрукты в зависимости от настроения. Цвет: красный – восторженное; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; | Отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. Рефлексируют. Умение делать выводы. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теплопроводность. Конвекция. Излучение.
Поурочный план, ЦОР нового материала, тесты, дополнения к уроку....
Урок 8 класс. Конвекция. Излучение
Раскрыть механизм передачи энергии в жидкостях и газах. Объяснить явление излучения и его особенности....
Разработка урока «Конвекция. Излучение».
Цели и задачи: • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «теплопроводность, конвекция, излучение»;• организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного...
Технологическая карта урока "Конвекция. Излучение"
Технологическая карта урока "Конвекция. Излучение."...
Тест физика 8 класс по теме "Теплопроводность, конвекция, излучение""
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Урок по теме "Теплопроводность. Конвекция .Излучение"
Урок проводится в 7 (8) классе. К конспекту приложена презентация....
Презентация на тему: "Виды теплопередач: теплопроводность,конвекция, излучение"
В данной прензентации собран основной материал по видам теплопередач по учебнику 8 класса А.В.Перышкин, а также дан тест для самостоятельной проверки своих знаний....