Физический бой. Игра по физике для 9 класса
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

В игровой форме систематизируем и обобщаем знания по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskiy_boy_igra_po_fizike_dlya_9_klassov.rar383.3 КБ

Предварительный просмотр:

План внеклассного мероприятия

1. Название: «Физический бой»

2. Целью внеклассного мероприятия является формирование положительной учебной мотивации учащихся, способствование развитию их творческого и интеллектуального  потенциала, воспитание культуры общения в процессе учебно-игровой деятельности.

Задачи:     1) Актуализация знаний по теме «Законы движения и взаимодействия тел»;

              2) Создание ситуации, способствующей самореализации  и формированию адекватной личностной самооценки учащихся;

              3) Совершенствование коммуникативных навыков учащихся.

3. Материалы и оборудование: парты и стулья для   участников, видеопроектор, экран, листы бумаги для записей и ручки по количеству участников и членов жюри, два кубика с портретами ученых на их гранях, листы оценивания для членов жюри, пакет заданий с ответами для членов жюри, обруч со смещенным центром тяжести, наклонная плоскость, листы с текстами заданий для команд.

4.Форма проведения:  «Физический бой» проводится в форме соревнования двух команд знатоков по 5-6 человек и двух команд болельщиков (число болельщиков определяется ситуацией).  Оценивание команд производит жюри из учителей учеников 10-11 классов.

5. Место проведения: учебный  кабинет.

6.План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего: цель игры «Физический бой», представление участников и жюри.
  2. Проведение игры.

Ведущий: Мы начинаем «Физический бой», в котором участники должны продемонстрировать свои знания по физике, смекалку, волю к победе, умение работать в команде. «Бой» посвящается удивительной науке - механике, механическому движению. На первый взгляд кому-то может показаться, что эта тема не очень интересна и не очень важна. Но этого не так, ведь на практике важно уметь фиксировать положение тела в пространстве и во времени, например, самолета, океанского лайнера, автобуса, резца станка относительно детали, космического корабля и космической орбитальной станции при их стыковке, или при посадке управляемого роботизированного аппарата на поверхность небесного тела (как в случае с марсоходом NASA «Curiosity»). Рассчитать баллистическую траекторию снаряда, или несущую способность конструкции здания. В каждом таком случае из множества вариантов надо выбрать наиболее целесообразный. Эти и другие практические задачи в технике, на транспорте, в производстве можно решить, только обладая знаниями механики.

В «бою» участвуют две команды знатоков и две команды их болельщиков. Начисление баллов за конкурсы производится следующим образом:

  1. Конкурс «Разминка» - 1 балл за каждый правильный ответ.
  2. Конкурс «Капитанский» -1 балл за каждый правильный ответ,
  3. Конкурс «Апории» -5 баллов максимально,
  4. Конкурс «Парадокс» - 3 балла максимально,
  5. Конкурс «Задачи» - 9 баллов максимально,
  6. Конкурс «Диспетчер» -3 балла максимально.
  7. Конкурс «Литературный»   -5 баллов максимально.
  8. Конкурс «Буриме» -3 балла максимально.

 А теперь слово предоставляется ученому секретарю.

Ученый секретарь: Механика изучает характер и условия движения тел. О движении тел задумывались еще древние греки: Аристотель, Архимед, Зенон. Свои гипотезы они выдвигали умозрительно, не опираясь на опыты. Развитие физики как науки началось в конце 15 века, когда 25-летний профессор математики Пизанского университета Галилео Галилей провел первые в истории науки опыты по изучению равноускоренного движения. Эти исследования и астрономические наблюдения привели Галилея к пересмотру учения Аристотеля о строении Вселенной и заложили основы классической механики. Фундаментом же здания механики можно считать законы Ньютона. Наука хранит много славных имен  ученых и изобретателей, и сегодня мы вспомним некоторых из них.

Ведущий: Начнем  1 конкурс «Разминку». Команды должны как можно скорее назвать имена (фамилии) ученых, фотографии которых они видят на кубиках.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: 2 конкурс - «Капитанский». Капитаны команд будут поочередно задавать друг другу вопросы, отвечая на вопрос своего оппонента.

Ведущий:   Движение - способ   существования   материи.   А механическое движение - наиболее простой из разновидностей движения. Движение полно загадок, которые древним мыслителям разгадать не удалось. Предлагаем вам попытаться это сделать.

Ученый секретарь: Удивил всех древний грек Зенон Элейский - своими апориями, т. е. парадоксами. Самые известные из них - «Ахиллес и черепаха», «Стадион», «Стрела».

Рассмотрим первые две. В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон доказывает, что герой Троянской войны быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху, т. к. каждый раз, пока Ахиллес проходит расстояние, отделяющее его от черепахи, она успевает пройти какое-то расстояние, которое Ахиллесу вновь придется наверстывать. И так до бесконечности. А. значит, делает вывод Зенон. Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Не менее любопытна и другая апория - «Стадион»: на стадионе имеются три ряда тел. Ряды находится в покое. Потом ряды 2 и 3 начинают двигаться навстречу друг другу с одинаковой скоростью, а ряд 1 остается в покое. Видно, что первое тело третьего ряда одновременно проходит половину ряда 1 и целый ряд 2. Это означает, по мысли Зенона, что длина половины ряда равна длине целого ряда, но такое утверждение абсурдно. И Зенон делает вывод, что движения не существует.

 Ведущий: Предлагаем командам знатоков поспорить с Зеноном и опровергнуть его утверждения. (Капитаны получают задания) - приступаем к 3 конкурсу «Апории».

 Ведущий: Пока команды размышляют, обратимся к классику русской поэзии А.С. Пушкину. Поэт увековечил в стихах ситуацию, прославившую эксперимент. Дело в том, что когда Диогена Лаэртского ознакомили с апорией Зенона и его выводом, что движения не существует. Диоген молча встал и стал расхаживать взад и вперед, так, возможно, впервые в истории гипотеза была опровергнута опытом.

Ученый секретарь:        

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит

Однако прав упрямый Галилей.

      Ведущий: Предлагаем болельщикам ответить на вопрос: в чем же прав упрямый Галилей и почему же, собственно говоря, он упрям? А так же попытаться объяснить загадку движения обруча. («Парадокс» - 4 конкурс).

     Ученый секретарь демонстрирует опыт: на наклонную плоскость ставится обруч, и когда его отпускают, он начинает движение вверх, а не вниз (без толчка со стороны демонстратора).

Ведущий: Предоставим командам слово для ответа. Жюри подводит итоги.

Ведущий: Начинаем  5 конкурс для знатоков -  «Задачи».

Пока команды работают, мы объявляем конкурс (6-й) для болельщиков - «Диспетчер», в котором они смогут заработать дополнительные баллы для своих команд. Болельщики получат задачу, которую им предстоит решить.

       Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий:   Теперь   командам   предстоит  «литературный»  (7-ой) конкурс.   По предложенным графикам команды должны составить рассказ.

    А болельщики могут помочь своей команде,  если составят стихотворение из 4 строк (8 конкурс «Буриме») из слов:

  • ускорение
  • движение
  • поступательно
  • занимательно

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры.

Ведущий: Наша игра закончена. Надеемся, что она прошла не зря, мы еще раз убедились, какой интересной и увлекательной и полезной  является наука механика.

Материалы для проведения мероприятия

  1. Портреты ученых для  1 конкурса «Разминка»

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=235788492-51-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=352740702-04-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=22170896-36-72&n=21

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//mag.football.ua/port/images/copernick.GIF&mb=imgdb_preview_1171http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/GodfreyKneller-IsaacNewton-1689.jpg/200px-GodfreyKneller-IsaacNewton-1689.jpg&mb=prsdb_preview_4&w=100

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=262132458-68-72&n=21

Кулибин         Архимед            Галилей                   Гук                 Ньютон      Коперник

  1. Вопросы для 2 конкурса «Капитанский»
  1. Что называют механическим движением?
  2. Что такое материальная точка?
  3. В чем заключается относительность движения?
  4. Сформулируйте первый закон Ньютона.
  5. Какие системы отсчета называются инерциальными?
  6. Сформулируйте второй закон Ньютона.
  7. Сформулируйте третий закон Ньютона.
  8. Что называют импульсом тела?
  9. Какие системы отсчета называются замкнутыми?
  10. Сформулируйте закон сохранения импульса.

  1. Конкурс «Апории».

 Апория Зенона «Черепаха». В этой апории Зенон доказывает, что герой Троянской войны Ахиллес, несмотря на свои быстрые ноги, не сможет догнать даже медленную черепаху. Пусть, рассуждает Зенон, Ахиллес начинает бежать за черепахой, взяв одновременно с ней

старт на некотором расстоянии АВ позади нее. Ясно, что прежде, чем он догонит черепаху, он должен сначала миновать разделяющее их расстояние АВ. Но пока он пробежит это расстояние, черепаха тоже проползет немного вперед, и Ахиллесу придется преодолевать дополнительное расстояние ВС. Но пока он сделает это, черепаха вновь проползет следующий отрезок пути, и так далее, до бесконечности. В итоге, чтобы догнать черепаху, Ахиллесу придется преодолеть бесконечное число отрезков пути, а следовательно, и бесконечно большое время. Но это и означает, что он ее никогда не догонит.

Ахилесс-2Рисунок 1 – к заданию Апория Зенона  «Ахиллес  и черепаха»

Апория Зенона «Стадион». На стадионе имеются три  ряда тел .  Ряд 1 находится в покое. Ряды же 2 и 3 начинают с одинаковой скоростью двигаться навстречу друг другу и через некоторое время оказываются в положении, показанном на рисунке 6. При этом первое тело ряда 3 одновременно проходит т мимо всего ряда 2, т.е. некоторое расстояние 5, и мимо половины ряда 1, т.е. расстояние s/2. Так как оба эти расстояния проходятся одновременно, то получается, что целое равно своей половине:

S=S/2  

Но это абсурд! Учитывая, что пришли мы к этому нелепому выводу, считая, что ряды 2 и 3 движутся, мы должны, таким образом, признать, что на самом деле они двигаться не могут!

БезымянныйДвижения не существует — к такому странному выводу пришел Зенон.

Рисунок  2 – к заданию Апория Зенона «Стадион»

  1. Конкурс «Парадокс»

Ответ на вопрос «В чем же прав упрямый Галилей и почему же, собственно говоря, он упрям?»

 До 16 века считалось, что Земля - центр мироздания, а Солнце и планеты, движутся

вокруг Земли. Это была геоцентрическая система, созданная Клавдием Птолемеем. Коперник в 16 веке создал гелиоцентрическую систему, в которой центром является Солнце. Церковь запретила это учение, как ересь. Но Галилео Галилей своими трудами подтвердил справедливость взглядов Коперника. Церковь заставила Галилея отречься от этих идей, но по легенде, после отречения, Галилей воскликнул: «И все-таки, она вертится!»

Безымянный

Рисунок  3 – к конкурсу «Парадокс»

Ученый секретарь демонстрирует движение обруча по наклонной плоскости не вниз, а вверх (в течение короткого промежутка времени) и предлагает объяснить наблюдаемое явление.

Объяснение: к обручу прикреплено  массивное тело небольшого размера, сам обруч обернут цветной бумагой, что бы тело было незаметно. Из-за смещения центра масс, обруч в течение небольшого промежутка времени движется вверх.

  1. Конкурс «Задачи»
  1. Автомобиль движется по горизонтальному участку пути со скоростью 20 м/с. Определите минимальное время движения автомобиля до полной остановки при торможении, если коэффициент трения колес о дорогу равен 0,4. Ускорение свободного падения считать равным 10  м/с².
  2. Снаряд массой 15 кг при выстреле приобретает скорость 600 м/с. Найдите  среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола орудия 1,8 м. Движение снаряда в стволе считать равноускоренным.
  3. Вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 2 м/с по горизонтальному участку дороги, сталкивается и сцепляется с помощью автосцепки с неподвижной платформой массой 20 т. Чему равна скорость совместного движения вагона и платформы?
  1. Конкурс «Диспетчер»

Сколько автобусов-2

Дан график движения автобусов. Между конечными пунктами автобусного маршрута 6 км. Рассмотрев график, ответьте на вопросы:

а) Сколько автобусов на линии?        

б) С какой средней скоростью они движутся?

в) За какое время автобусы проходят весь маршрут?
          7. Конкурс «Литературный»

Составить по графикам рассказ.

ро

Рисунок  3– к заданию «Литературный конкурс».

8Конкурс «Буриме».      Составить стихотворение из предложенных слов.

  • ускорение
  • движение
  • поступательно
  • занимательно

Литература:

1.Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение 2000.

2.Физика: 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е. М. Гутник.. – М.: Дрофа, 2000.

3.А.С. Иванов, А.Т.Проказа. Мир механики и техники.

  1. Практическая реализация

      Игра «Физический бой» проводилась среди учеников 9 а и 9 б классов в 2012-2013 учебном году.

     Продолжительность  составила 1,5 часа.

    Количество участников: по5 человек в каждой команде игроков и по 10 десять человек в команде болельщиков.

  1. Анализ итогов мероприятия.

Игра вызвала живой интерес всех участников и зрителей. Активное участие принимали даже  те учащиеся, которые раньше особого интереса к предмету не проявляли. Все участники переживали за свою команду и ее результаты, стремились набрать как можно больше баллов, выполнив все задания. В процессе игры участники  команд взаимодействовали и делились идеями и знаниями друг с другом, приходя к единому мнению при подготовке ответа. В листах рефлексии участники отметили, что игра им понравилась, было интересно, и они готовы еще раз принять участие в мероприятии по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по физике (7 класс)

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 класса....

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...

Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.

Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...

Урок-игра по физике 7 класс "Все выше и выше и выше" по теме "Сила тяжести. Вес тела"

В этом уроке содержится много элементов занимательности по разделу Механика. Самым распространенными заданиями являются опрос в виде теста, физические задачи....

Счастливый случай. Игра по физике 8 класс

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙФизическая игра в 8 классеИгра требует предварительной подготовки: те команды, которые участвуют, получают домашнее задание: .       1. Придумать название для...

«Урок – игра по физике 7 класс»

Необходимость использования дистанционных уроков для детей-инвалидов очевидна. Обучающийся, не имеющий возможности посещать школу, может получать знания в полном объёме на дому, при помощи  диста...