Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах
методическая разработка по физике на тему
Через блок задач показать, какие экологические проблемы выдвигает ядерная энергетика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_problemy_zadachi.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах»
Цель: через блок задач показать, какие экологические проблемы выдвигает ядерная энергетика.
Задачи: 1. Развивать способности ребят анализировать, сопоставлять факты и применять знания в нестандартных ситуациях.
2. Воспитывать у учащихся убеждения в необходимости и возможности сделать ядерную энергетику практически безопасной.
Оборудование: самодельные таблицы.
Человечество вступило в такую эпоху своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств, становится опасной для него самого. Человек еще не научился, к сожалению, получать энергию безотходным способом. В процессе производства энергии окружающая среда (атмосфера, земля, реки, моря) превращаются в экологически опасное пространство. Как известно, основные источники энергии сегодня - ископаемые виды топлива (уголь, нефть газ), у которых самый крупный недостаток - большой объем отходов ( шлак, зола, газ). Выделяемые ими газы обуславливают усиление парникового эффекта (углекислый газ) и выпадение кислотных дождей (сернистые газы). Поскольку в электроэнергетических ресурсах основную роль играют ТЭС, экологические неприятности, связанные с расходом ископаемого топлива, с одной стороны, постепенно нарастают, а с другой стороны грозят исчерпанием его запасов.
Наиболее реальный выход из создавшегося положения - поиск альтернативных органическому топливу источников энергии, причем главное требования к новым источникам - это их экологическая чистота, значительная общая мощность и их относительная дешевизна. В настоящее время наиболее полно удовлетворяет этим требованиям ядерная энергетика.
Конечно, научно – технический прогресс лишает человечество право на ошибки. После Чернобыльской катастрофы перспективы развития атомной энергетики, ее экологические последствия были пересмотрены и глубоко осмыслены; результатом острых научных споров и дискуссий стало не отрицание ядерной энергетики, а убеждение в необходимости и возможности сделать ее практически безопасной. Основной путь в этом направлении – создание реакторов с «внутренней», обусловленной физическими принципами действия, безопасностью.
Чтобы основные проблемы ядерной энергетики стали ясны учащимся, важно рассматривать вопросы ядерной физики с экологических позиций, например, составив физические задачи экологического содержания.
Первая группа таких задач – сопоставление энергетических характеристик наиболее распространенных источников энергии и энергетических установок по данным табл. 1.
Топливо | Удельная теплота сгорания, Дж/кг | Масса топлива, эквивалентная 1 кг урана – 235, кг |
Уран-235 | 8,19 ·1013 | _ |
Плутоний-239 | 8,2 ·1013 | 10-3 |
Условное топливо | 29,3· 106 | 2,8 |
Нефть | 4,3 ·107 | 1,9 |
Каменный уголь | 2,9· 107 | 2,8 |
Природный газ | 4,5 ·107 | 1,8 |
Мазут | 4,0 ·107 | 2,1 |
Тринитротолуол (ТНТ) | 4,1· 106 | 20 |
Задачи можно сформулировать так:
- Для чистого без замедлителя урана-235, имеющего форму шара. Критическая масса примерно равна 50 кг. Применяя замедлители нейтронов и отражающую нейтроны оболочку из бериллия, удалось снизить критическую массу до 250 г. Сколько килотонн ТНТ пришлось бы взорвать для получения той энергии, которая выделится в случае первой и второй критической массы урана- 235?
- 6 августа 1945 г на японский г. Хиросиму американцы сбросили бомбу
« Малыш» массой 4100 кг, начиненную 7 кг урана – 235. 9 августа такая же участь постигла г. Нагасаки, на который была сброшена атомная бомба «Толстяк», массой 4500 кг, содержащая 1,3 кг плутония-239. Оцените « мощности» этих бомб в килотоннах ТНТ.
- 17 декабря 1988 г на полигоне около г.Семипалатинска был произведен подземный взрыв мощностью от 20 до 150 кт ТНТ. Какой массы ядерным зарядом было начинено взрывчатое устройство?
- В мире сейчас в общей сложности насчитывается примерно 50 тыс единиц ядерного оружия, причем мощность каждого из них не меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой. Считая, что они содержат по 2 кг ядерного заряда, определите, какое количество ядерного взрывчатого вещества накоплено человечеством и сколько в нем заключено энергии. Какое количество ТНТ « заготовлено» таким образом для каждого жителя планеты?
- Оцените среднесуточную (ежегодную) потребность в топливе электростанции мощностью 1000 МВт, если ее КПД 30%. Станция работает на: 1) угле (ответ: среднесуточная потребность 9 тыс. т или 130 вагонов угля); 2) нефти ( около 6.1 тыс. т); 3) уране ( 3 кг урана-235 или 430 кг природного урана).
ПРИМЕЧАНИЕ. Доля выработки электроэнергии на АЭС составляет в настоящее время 12-15%. Интересно подсчитать, какой подвижной состав мог бы справиться с перевозкой по железным дорогам, например России, топлива для ТЭС, которые могли бы компенсировать энергию, вырабатываемую на АЭС.
Вторая группа задач экологического содержания связана с радиоактивностью материалов, используемых в ядерной энергетике, и с рассмотрением нежелательных, но обязательных ее спутников – радиоактивных отходов. При решении этих задач используются доступные учащимся количественные закономерности, приведенные в книге: Лазунов А.Т., Нурминский И.И.,Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе ( М.: Просвещение, 1989 ); необходимые при этом единицы измерения радиоактивности можно взять из статьи А.А. Аносовой и Е.В. Павлова « Об основах радиационной дозиметрии» ( Физика в школе. 1990. № 2. с. 80).
Например, полезно предложить такие задачи:
- В 1907 г. М. Складовская – Кюри подарила Парижскому радиевому институту 1 г радия. Сколько радия осталось в настоящее время от подаренного количества? Оцените активность начального и оставшегося количества радия.
- Реактор типа ВВЭР-1000 ежегодно загружается 30 т урана. Обогащенного до 3% по урану-235. Какова начальная активность ядерного топлива? ( Ответ: 12 Ки; из них 10 Ки – активность 29.1 т урана – 238 и 2 Ки – активность 900 кг урана – 235)
Следующую группу задач можно составить на основе данных таблицы Таблица II.
Доза излучения, мКл/кг Действие радиации на организм человека( или рентген
0 -5 ( 0—20) | Явных повреждений нет |
5 – 12,5 ( 20 – 50) | Легкое изменение состава крови |
12,5 – 25 (50 – 100) | Изменение состава крови, плохое самочувствие |
25 - 100 ( 100 – 200) | Легкая степень болезни ( слабость, головная боль, тошнота); смертельные случаи не наблюдаются; выздоровление длится 1 – 2 месяца, полное восстановление крови – через 2 – 4 месяца |
50 – 100 ( 200 – 400) | Средняя степень болезни (усиление прежних эффектов, расстройство желудка, бессонница, температура, кровотечение; необходимо переливание крови, возможна смерть; выздоровление через 4 – 5 месяцев |
100 ( или 400 Р) | Полулетальная доза (смертность в 50 % случаев через 50 дней после облучения) |
100 – 150 (400 – 600) | Тяжелая степень болезни ( плохое состояние, температура до 40º С, отказ от пищи, инфекционные осложнения); возможно оздоровление через 5 – 10 месяцев; в тяжелых случаях – смерть через 10 - 36 дней. |
150 ( или 600 Р) | Летальная доза (смертность около 100% ) |
150 – 250 ( 600 – 1000 Р) | Крайне тяжелая степень болезни (сознание затемненное, лихорадка, рвота, боли, поражение водно – солевого обмена, кроветворных тканей) с летальным исходом через 2 недели. Необходима пересадка костного мозга, дающая небольшой шанс на выживание. |
1250 и более ( 5000 Р и более) | Поражается центральная нервная система; смерть наступает через 2 дня |
Для составления задач полезны будут следующие сведения:
-100 Р – критическая доза, после превышения которой появляются признаки лучевой болезни.
-средняя доза облучения, накапливаемая человеком за год, составляет 400 мбэр, из них 100 мбэр «обеспечивает» естественный фон;
-30 бэр дает местное облучение при рентгеноскопии желудка .
-3 бэр – доза, получаемая пациентом при рентгенографии зубов, а 370 мбэр – при флюорографии;
-при ежедневном 3 – часовом просмотре телепередач человек получает 0,5 мбэр.
Вывод: данные типы задач развивают интерес ребят по изучаемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телеконференция Риски и перспективы ядерной энергетики
Данная телеконференция была организована в рамках недели физики...
Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии
Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её р...
Урок - конференция: "Атомная энергетика и ее экологические проблемы"
Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе....
Атомная энергетика и её экологические проблемы
Данную презентацию можно использовать в конце изучения раздела «Атомная физика».Я использую эту презентацию на уроке «Применение ядерной энергии»...
конспект урока в 11 классе по теме "Экологические проблемы ядерной энергетики"
На данном уроке продолжается формирование понятий: энергия топлива, энергия ядерных реакций, ядерная энергетика, актуализируются знания учащихся о периоде полураспада атомных ядер, учащие...
«Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций»
Урок физики в 9 классе...
Методическая разработка Круглый стол " Атомная энергетика и её экологические проблемы"
Данная разработка может быть использована для проведения тематического вечера с обучающимися 9-11 классов по вопросу использования ядерной энергии...