Рабочая программа по физике для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Ахмитянова Флюра Рафгатовна

Рабочая программа предназначена для учителей физики преподающих в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_7_klassa_2014.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Мульминская средняя общеобразовательная школа  Высокогорского муниципального района

 Республики Татарстан»

«Согласовано»

на заседании МО  рекомендовано к утверждению:

Протокол № 1от  «01» сентября  2014г.

Руководитель МО

________Идиятуллина З. М.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________ Ахмитянова Ф.Р.

«01»  сентября  2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Мульминская СОШ»

________ Р.В.Саляхов

Приказ №____ от

«01» сентября 2014 г.

Рабочие программы по предмету

«Физика»

для 7 класса

учителя физики и информатики первой квалификационной категории МБОУ «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Ахмитяновой Флюры Рафгатовны

                                                          Рассмотрено на заседании

                                                         педагогического    совета

                                                                       протокол №2 от 01 сентября 2014 г.

2014 - 2015 учебный.год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

        Цель программы:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на   знаниях и жизненном опыте;
  • развитие целеустремленности к самообразованию, саморазвитию;
  • воспитание экологической культуры учащихся.

Программа дает определенные рекомендации:

  1. по содержанию образования:

перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников соответственно по разделам, прописанные в рабочей программе жирным курсивом. Эти рекомендации также отражены в прилагаемом календарно-тематическом планировании в графах «Обязательный минимум содержания» и «Рабочая программа».

  1. по организации общеобразовательного процесса:

в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов по классам, по четвертям; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела. Эти рекомендации также отражены в календарно-тематическом планировании в графах «Сроки»; «Раздел»; «№ урока».

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков, указанных в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» основной школы в рамках как инвариантной составляющей, так и рабочей программы, т.е. описание в деятельностной форме необходимого минимума предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся.

Эти рекомендации по разделам и темам в соответствии с программой отражены в графе «Требования» и включают три направления:

  • освоение экспериментального  метода научного познания;
  • владение основными понятиями и законами физики;
  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  1. по содержанию и количеству лабораторных работ; по количеству контрольных работ; поурочным демонстрациям, отраженным в календарно-тематическом планировании в соответствующих графах.
  • Особое внимание уделено организации «обобщающего повторения», проводимого в 7-8 классах в конце I и II полугодий в соответствии со структурой программы

Ввиду того, что «Требования…» являются составной частью Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта, то включенные в программу требования завышены и соответствуют содержанию не только минимума, но и рабочей программы. В связи с этим ученик не может получать неудовлетворительную оценку, если проверка не выявила у него существенных пробелов в усвоении материала. Поэтому контрольные работы рекомендовано не ограничивать заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в «Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой.

II.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру,  массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

— массы вещества от его объема;

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— процессы испарения и плавления вещества;

— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действием силы;

— удлинение пружины под действием подвешенного груза;

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Приводить примеры:

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.6. Конспектировать прочитанный текст.

3.7. Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.

III. Календарно-тематический план.

Класс: 7

Количество часов:        

Всего 70 часов; в неделю 2ч.

Плановых контрольных работ: 7, зачетов: 0, тестов: 10

Лабораторных работ: 10

 Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, Е.В.Рыбаковой  «Физика» 7-9 классы, -ДРОФА- Москва-2008 г.

Тема урока

Кол-во уроков

уроков

Элементы

содержания

Характеристика

деятельности учащегося или виды учебной деятельности

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Планируемые результаты освоения материала

Дата про ведения

план

факт

1/1

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа)

Техника безопасности

 в кабинете физики.

Что изучает физика.

Физика - наука о

природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления,

   1

Физика   -   наука   о

природе. Наблюдение

 и описание физических     явлении.

Физические    приборы.  Физические  величины  и  их измерение.   Международная         система    единиц.  

Физический

эксперимент  и  физическая     теория. Физика и техника

Комбинированный урок, наблюдение

§1,2,3.

 Л.№ 5,12

Знать: смысл понятия

 «вещество».

Уметь: использовать

физические

приборы  и  измерительные инструменты

 для   измерения

физических      величин.

2/2

Физические величины.

Измерение физических

 величин. Точность и

погрешность измерений

1

Определение физической величины. Примеры физических единиц и их измерение(длина, температура, время и т.д.) Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешность измерений. Запись результатов /2измерения с учетом погрешности.

Комбинированный урок, наблюдение

Тест

(дать определение

вещества), Т.З.-1

§4,5, подготовка к    лабораторной   работе, упр1

Знать: Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешность измерений. Запись результатов измерения с учетом погрешности.

3/3

Лабораторная   работа

№ 1

«Определение     цены  деления шкалы измерительного прибора»

1

Урок-практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Л.№ 31,32,

Подготовить сообщения по предложенным темам.

Научиться определять цену деления приборов

4/4

Физика и техника

Физика и техника

Устный опрос

§ 6 «Физика.

Техника».

Составить

кроссворд

5/1

РАЗДЕЛ 2.  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

Строение вещества. Молекулы

1

Строение вещества. Молекулы. Представление о размерах молекул

Комбинированный урок

Фронтальный

опрос,

тест- Т.З.-2

§7,8.

 Л. № 53, 54,

Подготовка к     лаборатор

ной   работе

Знать   смысл   понятий: вещество, взаимодействие,    атом (молекула). Уметь:  описывать и объяснять     физическое  явление:   диффузия

6/2

Лабораторная работа

№2

«Измерение размеров малых тел»

1

Урок-практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Л. № 23, 24

Научиться измерять размеры тел

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

Диффузия.     Тепловое   движение   атомов и молекул. Броуновское движение

Комбинированный урок, наблюдение

Опорный конспект

§   9,   задание 2(1).

 Л. № 66

Уметь:  описывать и объяснять     физическое  явление:   диффузия

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

Взаимодействие частиц вещества

Эвристическая беседа, исследовательская работа

Фронтальный опрос, Л№74,78

§10, упр. 2(1).

Л. № 73, 80

9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

Модели      строения газов,  жидкостей   и твердых тел. Модели      строения газов,      жидкостей, твердых тел   и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Эвристическая беседа, исследовательская работа

Составление классификационной    таблицы   «Строение вещества»

§11§12.

Л.    №

65,67,77,79

Знать: различия в строении вещества

10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»

1

Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, молекулы хаотично движутся и взаимодействуют между собой

Беседа, самостоятельная работа с карточками

Фронтальный опрос, тест Т.С.-1, С.Р.-1

Повторить §1-§12

Знать: Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, молекулы хаотично движутся и взаимодействуют между собой

11/1

РАЗДЕЛ  3.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 часа)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

Механическое   движение.   Траектория. Путь.    Прямолинейное      равномерное движение

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Опорный   конспект,  упр3

§ 13, 14задание № 4.

Л. № 99, 101, 103

Уметь:

-описывать и объяснять равномерное
прямолинейное движение;


12/2

Скорость тела. Единицы скорости.

1

Скорость    прямолинейного    равномерного движения, Формула и единица скорости. Сравнение скорости движения различных тел, света, звука ( по таблице 1 учебника)

Беседа, работа с учебником.

Опрос,Л№106,111,118,124

§  15.

Упр. 4(1,4)

Знать:

-смысл    понятий:
путь, скорость, масса,
плотность

13/3

Расчет скорости, пути и времени движения. Решение задач

1

Методы   измерения расстояния,   времени, скорости

Решение задач, вариативные упражнения Урок  закрепления  знаний

Опрос, Т.З.-3,Л№135,132.     Решение задач, Т.С.-2

§16.

Упр. 5 (2, 4),Л№145

Уметь выводить формулы для расчета пути и времени

-        описывать и объяснять равномерное
прямолинейное движение;

-        выявлять  зависимость: пути от расстояния, скорости от
времени,    силы    от скорости;

-        выражать величины в СИ

14/4

Инерция

1

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике.

Эвристическая беседа, исследовательская работа

Опорный конспект

§17,Л№171-173

Знать: Причины изменения скорости тел. Явление инерции.

15/5

Взаимодействие тел

1

Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи

Комбинированный урок, наблюдение

Тест-Т.З.-4

§18.

Л.207, 209,212*

Знать,   что   мерой любого   взаимодействия тел является сила.

Уметь     приводить примеры

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

Масса тела. Плотность вещества. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

Комбинированный урок, наблюдение

Опорный   конспект.    Упр.6 (1,3). Подготовка     к лабораторной работе

§19, 20,№198-202,213

подготовка к    лабораторной   работе № 3

Знать:

-        определение
массы;

-единицы масс.
Уметь    воспроизвести    или    написать
формулу

17/7

Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Урок-практикум, самостоятельная работа

Повторить §19,20. Упр. 6(1,3)

Научиться измерять массу вещества

18/8

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

1

) Умение  работать с приборами (мензурка, весы)

Урок-практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Повторить

§21

Л. № 245,265a.

Написать вывод и правильно оформить работу

19/9

Плотность вещества

1

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единица плотности вещества. Сравнение значений плотностей веществ (по таблицам 2,3.4 учебника

Комбинированный урок, работа с учебником

Тест- Т.С.-3

§21. Упр. 7 (1,2)

Подготовка

к  лабораторной

работе №

5

Знать   определение плотности    вещества, формулу. Уметь   работать   с физическими   величинами,  входящими в данную формулу

2 ч

20/10

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

Урок-практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Л№256,258,262

Написать вывод и правильно оформить работу

21/11

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач

Комбинированный урок, решение задач

Т,З,-5

§22 Упр.   8   (3, 4),  Л№265б  

Уметь    работать    с физическими   величинами,  входящими в   формулу   нахождения   массы вещества

22/12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Решение задач

Решение задач

Решение задач, С.Р.-2

повторить    формулы,   подготовиться к контрольной работе

Уметь    работать    с физическими   величинами,  входящими в   формулу   нахождения   массы вещества

23/13

Контрольная работа №1 по теме « Механическое движение. Масса тела, Плотность вещества»

1

Урок контроля.

Индивидуальная самостоятельная работа

Контрольная работа

Повторить §13-22

Уметь   воспроизводить    и   находить физические величины:    масса,   плотность, объем вещества

24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1

Причины изменения скорости тела. Сила как взаимодействие тел. Модуль направления и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела

Комбинированный урок

Опорный конспект, Т.З.-6

§23,§24

Знать   определение силы,   единицы   ее измерения    и   обозначения.  Знать   определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

25/15

Сила упругости.

Закон Гука.

1

Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация. Примеры практического применения закона Гука (строительство мостов, прыжки с парашютом и т.д.)

Комбинированный урок

Опорный конспект, Т.З.-7

§ 25,

Л№332,329

Знать   определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

26/16

Вес тела

1

Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Опорный конспект,Л№312,309.

26.

Л.   №   333,334,338

Знать понятие веса тела.

27/17

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

1

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Опрос, выполнение упр. 9(2),Л№349,351

§27,

упр. 9(1,3) подготовка к    лабораторной   работе

Отработка формулы зависимости   между силой и массой тела

28/18

Лабораторная работа №6

«Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Метод      измерения силы

Урок-практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

§28,

упр. 10(1,3)

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

29/19

Графическое изображение силы. Сложение сил

1

Правило    сложения сил, понятие равнодействующей силы

Комбинированный урок

Умение   работать с чертежными    инструментами    (линейка,       треугольник), Т.С.-4,Л№357,371,381

§29,

упр. 11(2,3),Л3366

Уметь составлять схемы векторов сил, действующих на тело

30/20

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

1

Силы трения, причины их возникновения. Зависимость силы трения от веса тела.

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Тест-Т.З.-8

опорный

конспект

§ 30-31, написать эссе о роли трения в быту и природе

Знать   определение силы трения. Уметь         привести примеры

31/21

Трение в природе и технике. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил»

1

Примеры проявления трения. Использование трения, борьба с трением.

Комбинированный урок, самостоятельная работа

Контрольная работа С.Р.-5

§ 32

Уметь   воспроизводить    и   находить физические величины: Сила. Равнодействующая сил

32/1

РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (25 часов) Давление. Единицы давления

1

Давление тела на опору. Единицы давления

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Опорный конспект,упр.12(1,4),Л№447,451.

§ 33,. Упр. 12 (2,3),

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления

1

Решение качественных задач на анализ формулы P=F/S. Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. Решение расчетных задач.

Комбинированный урок

опорный конспект, Т.З.-11

§ 34 упр.13, задание № 6

Уметь решать качественные задачи

3 ч

3 ч

34/3

Давление газа.

1

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления от объема и температуры.

Комбинированный урок

опорный конспект, Т.С.-5

§35.

Л. №469,4731

Знать понятие давления и формулу давления.

35/4

Закон Паскаля.

1

Давление. Закон Паскаля

Комбинированный урок

Уметь воспроизводить        и находить   физические     величины:    давление,     плотность, Т.З.-12

§36.

Упр.14 (4), задание 7

Подготовиться к к/р

Знать смысл физических законов:  закон Паскаля. Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

36/5

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

1

Изучение нового материала,

самостоятельная работа

Контрольная работа С.Р.-6,7

§37.

Л№491,494

Уметь   воспроизводить    и   находить физические величины: Давление. Закон Паскаля

37/6

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда

Комбинированный урок

Т.З.-13

§ 37, 38.

Л. 510,509,. Упр. 15(1)

Уметь выводить формулу давления.

38/7

Решение задач по теме: Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Решение задач, самостоятельная работа

Решение задач

Л.4515,524,

530

Уметь   воспроизводить    и   находить физические величины: Давление. Закон Паскаля

39/8

Сообщающиеся сосуды.

1

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а разных жидкостей на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Комбинированный урок наблюдение

Озвучивание фрагмента документального  учебного фильма          о давлении.  Рисунки, схема,

§ 39, задание 9(3),Л№537,538

Уметь приводить примеры сообщающихся сосудов.

40/9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления

1

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Условия существования земной атмосферы.

Комбинированный урок наблюдение

Фронтальный опрос

Т.З.-14

§40,41. Упр.17, 18, задание 10

Знать: явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Условия существования земной атмосферы.

41/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1

Методы   измерения атмосферного   давления

Комбинированный урок

Работа с приборами,     знание их устройства, т.З.-15

§42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11

Знать методы измерения давления

42/11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

Назначение, устройство и принцип действия барометр—анероида. Зависимость давления от высоты. Высотомер

Комбинированный урок наблюдение

опорный    конспект

§ 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1,2)

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах

43/12

Решение задач по теме: Сообщающиеся сосуды. Измерение атмосферного давления

1

Решение задач

Самостоятельная работа со справочниками, Т.З.-16

Л №548,556,559*

Уметь решать задачи на расчет давления

44/13

Манометры. Кратковременная контрольная работа№4 по теме: Давление в жидкости и газе.

1

Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров

Семинар

Опорный конспект,Л№596,598,600

§   45 Л№597,601,603

Знать: Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров

45/14

Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса. Поршневой жидкостной насос.

1

Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса

Комбинированный урок наблюдение

Л№584,588,591

§ 46,

Упр.22

Знать: Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса

46/15

Гидравлический пресс

1

Устройство и принцип действия гидравлического  пресса

Объяснение, демонстрация; работа с учебником

Опорный конспект,Л№497,498,500

§ 47,упр.23

Знать: Устройство и принцип действия гидравлического  пресса

47/16

Действие жидкости и газов на погруженное в них тело.

1

Причины возникновения выталкивающей силы, направление и величина выталкивающей силы

Комбинированный урок наблюдение

Рисунки

§48

Знать смысл физических законов:  закон Архимеда. Уметь:

-        объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-        использовать физические     приборы
для измерения давления;

-        выражать величины в СИ;

-        решать задачи на
закон Архимеда

48/17

Архимедова сила

1

Архимедова сила

Исследовательская работа

Упр.24,Л№608,611,613

§49,

подготовка к    лабораторной  

49/18

Лабораторная работа №7

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Урок практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Повторить

§49,

упр. 24(2,4)

Уметь     работать   с   физическими    приборами

50/19

Плавание тел

1

Условия, при которых тело плавает, тонет, всплывает.

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Составление

опорного

конспекта, Т.С.-7

§50,

упр. 25(3-5)

Знать: Условия, при которых тело плавает, тонет, всплывает.

51/20

Решение задач на определение архимедовой силы и на условие плавания тел.

1

Решение задач, индивидуальная работа

Т.З.-17

Л№ 632,629,645

подготовка к    лабораторной работе  

Уметь решать задачи

52/21

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

Урок практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

Повторить

§49,50

Уметь     работать   с   физическими    приборами

53/22

Плавание судов

1

Применение условия плавания тел. Водный транспорт

Комбинированный урок наблюдение

Опорный конспект,Л№647,649,651

§51,упр.26

Знать условия плавания тел

4 чет

54/23

Воздухоплавание

1

Воздушный шар, подъемная сила

Комбинированный урок наблюдение

Составление

опорного

конспекта

§52. Упр. 27

55/24

Повторение темы ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

1

Комбинированный урок

Работа с карточками

Подготовиться к к/р

Знать все понятия по теме

56/25

Контрольная работа №5 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

самостоятельная работа

Контрольная работа

Уметь   воспроизводить    и   находить физические величины: Давление, Архимедова сила

57/1

РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (12 часов) Механическая работа. Единицы работы.

1

Механическая работа. Единицы работы.

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Составление опорного   конспекта. Тест- Т.З.-18

§53. Упр. 28

Знать   определение работы,     обозначение физической величины   и   единицы измерения

58/2

Мощность

1

Определение мощности, единицы мощности

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Составление опорного   конспекта, Т.З.-19

§54. Упр. 29 (3-6),Задание 18

Знать   определение мощности,    обозначение     физической

величины   и  единицы измерения

59/3

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге.

1

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Условие равновесия рычага

Объяснение, демонстрация, наблюдение

Тест. Т.С.-8

Знакомство    с простыми   механизмами

§ 55, 56.

Л. №736,741

Знать      устройство рычага

60/4

Момент силы

1

Момент силы. Правило моментов Единицы момента силы

Комбинированный урок

Л№740,741

§ 57, под-

готовка к лабораторной работе,

Л№750,753

Уметь     изобразить

на   рисунке   расположение сил и найти момент силы

61/5

 Рычаги в технике, быту и природе.

Лабораторная работа

№9

«Выяснение условий

равновесия рычага»

1

Определение выигрыша в силе при работе с ножницами, кусачками и другими инструментами.

Урок практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

§58,

упр. 38, упр. 30(1, 3,4)

Уметь     работать   с   физическими    приборами

62/6

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

1

Неподвижный и подвижный блок. «Золотое правило» механики

Комбинированный урок

Т.З.-21

§ 59, 60. Упр. 31(5)

Знать   определения

физических      величин:   работа,   мощность, КПД, энергия

63/7

Решение задач (на «золотое правило» механики)

1

Решение задач, индивидуальная работа

Т.С.-10

Повторить

§59, 60,61. Подготовиться к лабораторной работе.

Л. 766

Уметь решать задачи

64/8

Коэффициент полезного действия.

Лабораторная работа

№10

«Определение КПД

при подъеме тележки

по наклонной плоско-

сти»

1

Урок практикум, самостоятельная работа

Лабораторная

работа, выводы,

оформление

§61Л№792,796

Уметь     работать   с   физическими    приборами

65/9

Решение задач (на определение КПД простых механизмов)

1

Решение задач, индивидуальная работа

Л№662,672,707,800,798,

Л№ 704,669

Уметь решать задачи

66/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая

энергия. Закон сохранения энергии. Кратковременная контрольная работа №5 по теме « Работа и мощность»

1

Кинетическая   энергия.   Потенциальная

энергия.   Закон   со-

хранения механической   энергии.   Простые       механизмы. Методы   измерения работы, мощности и энергии.

Комбинированный урок

Составление конспекта, Т.З.-20, С.Р.-9

§ 62, 63.

Упр. 32(1,4)

Знать:

-   определения физических     величин:

энергия;

-        единицы   измерения энергии;

-        закон  сохранения

67/11

Превращение одного

вида механической

энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Повторение пройденного.

1

Превращение одного

вида механической

энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

Проверка опорного   конспекта.   Решение задач

§64.

Л. 797

Подготовка

к контроль-

ной работе

Знать смысл закона

сохранения энергии,

приводить  примеры механической  энергии и ее превращения

68/12

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля знания

Контрольная работа

69-70

Повторение материала

2

Все понятия, изученные за год

Комбинированный урок

IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ФИЗИКА 7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

I.  ведение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.

II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент 

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.

Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.

Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Ростовской области.

III.Взаимодействие тел. (22 часа.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. 

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

 Школьный компонент 

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Вредное трение и проблема энергоснабжения.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 часов)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент 

Водоисточники, качество питьевой воды.

Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

Единый мировой воздушный и водный океаны.

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент 

Понятие равновесия в экологическом смысле.

Экологическая безопасность различных механизмов.

Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Использование энергии рек и ветра.


VI. Учебно-методический комплекс.

1.Учебник : «Физика – 7» А.В.Перышкин –ДРОФА-Москва-2009 г.

2.Сборник задач по физике. 7-9 кл. В. И. Лукашик, Е.В.Иванова – 24-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (В календарно-тематическом планировании сокращенно – Л.)

3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля физика 7-9 класс. «Интелект-центр», М.2009г.

4. Кирик Л.А. Физика-7. Методические материалы. – М.: Илекса, 2009

5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2009 ( в тематическом плане тренировочные задания – Т.З,, тесты для самоконтроля – Т.С., самостоятельная работа –С.Р.)

Список литературы

1.Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкин «Физика.7 класс»

2. Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ авт.-сост. В.А.Попова. –М.: Издательство «Глобус» 2009 (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ)

3.Л.Э. Гендештейн, Л.А.Кирик,И.М.Гельфгат. 7-9 классы, решения ключевых задач по физике для основной школы.

4.Волков В.А., Полянский С.Е. 7 класс: Поурочные планы.-М.:Вако,2009

5.В.А. Шевцов, Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – «Учитель». Волгоград

 6.Н.И. Зорин, Тестовые задания к основным учебникам 7 класс. М. «Эксмо»,2009.  

 7. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005

8. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература

1.Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...