Урок физики в 9 классе по теме "Сила трения скольжения"
методическая разработка по физике на тему
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_9_klasse_po_teme_sila_treniya_skolzheniya.docx | 99.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 9 классе
Тема. Сила трения скольжения.
Цели:
воспитательные: научиться учащимся организовывать себя для плодотворной работы на уроке; учиться общаться с одноклассниками; учиться ориентироваться в незнакомой обстановке;
предметные: познакомиться с понятиями «жидкое и сухое» трение; обтекаемая форма; вывести формулу зависимости силы трения от скорости. Повторить определения силы трения, силы трения скольжения, причины, вызывающие силу трения. Подкрепить изучаемы материал примерами из повседневной жизни;
образовательные: учить работать с научным текстом, выделять главную мысль, анализировать, обобщать изучаемый материал; учить применять теоретический материал: на практике при решении качественных и количественных задач, в повседневной жизни.
Оборудование: учебник, сборники задач, журнал «Физика в школе», таблицы «Жидкое трение», «Сухое трение»; слова на доску «обтекаемая форма», «скольжение»; приборы: деревянный брусок, чаша с водой, динамометр, линейка, динамометр, грузы.
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие, отсутствующие, все ли на парте необходимые принадлежности.
- Опрос.
- Дайте понятие силы трения.
- Назовите причины, вызывающие силу трения.
- Какие виды силы трения вы знаете?
- Как называется прибор, которым измеряется сила трения?
- Что нужно сделать для того, чтобы увеличить / уменьшить силу трения? Опыт. Вода в чашке, брусок, динамометр. Когда легче передвинуть брусок по столу – когда есть смазка (вода) или когда нет?
- Приведите примеры, в которых видно проявление силы трения.
- Особенность силы трения покоя.
- Записать формулу для определения силы трения, максимальной силы трения, N, μ; назвать единицы измерения.
- Полезное и вредное действие силы трения.
- Найдите ошибки.
В это время учащиеся с низкими учебными возможностями выполняют программированные задания (индивидуально на отдельных листах).
Программированные задания.
Найдите соответствие.
1)
- Время.
- Скорость.
- Сила трения.
- Сила реакции опоры.
- Коэффициент трения.
А) ν.
Б) μ
В) t
Г) F
Д) N
2)
1. (Fтр)mах=μN
2. F=(Gm1m2)/R²
3. х=х˳+ν˳ᵪt+(аᵪt²)/2
4. Fупр=kΔх
5. h=h˳+ν˳ᵪt+(аᵪt²)/2
А) высота полета,
Б) максимальная сила трения покоя,
В) закон Гука,
Г) закон всемирного тяготения,
Д) координата.
- Новый материал. Закрепление.
- Ученик с высокими учебными возможностями напоминает учащимся тот теоретический материал из курса физики 7 класса, который известен о силе трения, силе трения скольжения, силе трения покоя.
- Учащиеся самостоятельно изучают материал темы «Сила трения скольжения». При знакомстве с материалом ищут новое для себя и пытаются найти ответы на вопросы.
- Когда тело скользит по поверхности другого тела?
- Как называется сила, которая появляется при движении одного тела по поверхности другого? Куда направлена?
- Чему равна (по модулю) сила трения скольжения?
- Куда направлено ускорение движущегося тела?
- Формула для определения силы трения скольжения.
- Что такое μ и какова его единица измерения? Что характеризует μ? От чего зависит его значение?
- Чем отличается сила трения от силы упругости и тяготения?
- Как зависит сила трения от относительной скорости движения тела? Работа с графиком Fтр(ν). Работа по таблице №1 «Коэффициент трения».
- Как называется трение без смазки? Работа с таблицей «Сухое трение».
- Почему смазка уменьшает силу трения?
- Приведите примеры силы трения скольжения из жизни.
- Дать понятие жидкому трению. Работа с таблицей «Жидкое трение». Демонстрация. Деревянный брусок положить в чашку с водой. Показать, что можно сдвинуть брусок с места простым соприкосновением бумажной полоски. И сравнить с силой трение, когда этот же брусок лежит на столе. Сделать вывод.
- Объяснить по рисунку учебника, как сила сопротивления, зависит от формы тела (Sсеч одинаковые) у тела каплеобразной формы.
- Как называется форма тела, при которой сила сопротивления самая маленькая? Таблица из биологии.
- Сила трения между колесами велосипеда и дорогой, при небольших скоростях, почти не зависит от скорости. Между тем известно, что чем большую скорость развивает велосипедист, тем с большей мускульной силой он должен действовать на педали. С чем это связано?
- Нужно ли придавать обтекаемую форму космическим кораблям? А ракетам, выводящим их космос?
- Почему не придают обтекаемую форму тракторам? Дорожным катком?
- Колесо (шкив) приводится в движение при помощи ремня. Определите вид трения, возникающего между шкивом и ремнем: трение скольжения или трение покоя? Считайте, что ремень не проскальзывает.
- Подведение итогов изучения темы «Сила трения».
Вспомните все, что изучили о силе трения, её вредное и полезное действие. И давайте проведем над ней небольшой суд. Я буду судьей, а вы - 1 ряд – адвокаты (защитники), 2 ряд – прокуроры (выдвигаете обвинение). Докажите на примерах нужна или нет сила трения. Выясните, что будет, если исчезнет сила трения. И сделайте заключительный вывод (сила трения нужна, несмотря на все её вредное проявление).
- Рефлексия (самостоятельная работа).
Качественные задачи с использованием стихотворных текстов.
- А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…
Почему коньки хорошо скользят по льду?
- А.А. Блок. Двенадцать
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок,
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
Вон барыня в каракуле
К другой повернулась:
-Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И – бац – растянулась!
Ай, ай!
Тяни, подымай!
Почему лед скользкий?
- Цзан Кэтзя
Башмак железный у осла
Отполирован до бела.
Вследствие чего подковы у животного становятся отполированными, отшлифованными, стачиваются?
- Юхан Себастьян Вельхавен. Затонувший город
Но пока лежит спокойно
Диво – град на дне морском:
Сквозь бойницы башни стройной
Ходят рыбы косяком.
Почему движущиеся стаи рыб имеют обтекаемую форму?
- Назовите относительные признаки понятия силы трения. (Сила трения возникает между соприкасающимися поверхностями тел при движении тел или при попытке вызвать движение).
- Расположите понятия в порядке уменьшения их степени общности: сила, физическая величина, трение скольжения, векторная величина, сила трения.
Проверка самостоятельной работы.
- Домашнее задание. §36, упр.18 (1). Найдите примеры из повседневной жизни полезного и вредного действия силы трения.
- Итог урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок физики 7 класс по теме : "Сила трения"
В игровой форме проходит изучение новой темы: "Сила трения"...
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Презентация к уроку по физике 7 класс . Тема: "Сила трения".
Данная презентация является дополнением к разработке урока по физике 7 класс: "Сила трения"....
Сценарий урока физики 7 класс "Сила трения" в рамках ФГОС
Урок "Сила трения" разработан согласно требованиям ФГО...
Урок физики. 7 класс. Тема: "Сила трения"
Разработка открытого урока к аттестации. Содержит описание хода урока, практической работы, раздаточный материал....
План-конспект урока - практикума в 9 классе «Определение коэффициента трения скольжения и определение зависимости силы трения от веса тела»
Приводится план-конспект урока-практикума в 9 классе...
Тест физика 7 класс тема Сила трения
Тест физика 7 класс тема Сила трения с ответами...