Мир физических задач
элективный курс по физике (11 класс) на тему
Программа элективного курса по физике для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по физике для 11 класса | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано:
Директор лицея Зам. директора по УВР
_______________ Фисун С.В. __________Шутенко Н.В.
«___»________________2011г. «___»______________2011г.
МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.
Рабочая программа
2011 – 2012 учебный год
Элективный курс по физике «Мир физических задач»
Учитель: Семенова Наталия Владиславовна
Классы: 11-1, 11-2
Количество часов по учебному плану 35 ч в неделю: 1 ч.
Планирование составлено на основе авторской учебной программы Физика. Профильный уровень. 10-11 классы.. Авторы программы В. А. Касьянов
г. Сургут
Пояснительная записка
Программа элективного курса по физике «Мир физических задач» разработан для преподавания в 11 классе. Курс рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).
Курс является компилированным, основу практического содержания курса составляют задания и задачи из раздела «Электродинамика».
Программа курса составлена с учетом содержания следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утверждённого приказом Министерства образования России № 1089 от 05. 03. 2004,
- Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 г. в преподавании физики в средней школе»,
- Программа: Физика. Профильный уровень. 10-11 классы. Авторы программы В.А. Касьянов.
Элективный курс направлен на углубление знаний обучающихся по предмету, курс содержит вопросы, выходящие за рамки базового уровня. Используются задачи технического содержания, качественные, тестовые, экспериментальные.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы.
Основные цели курса:
1. Развитие интереса к предмету;
2. Развитие общеучебных компетентностей;
3.Расширение и углубление знаний по предмету;
4. Совершенствование навыков обучающихся по решению физических задач;
5.Формирование представлений о методах решения физических задач;
6.Подготовка учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
1.Развитие творческих способностей обучающихся.
2.Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
3.Развитие метапредметных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
4.Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
5.Расширение кругозора; воспитание самостоятельности.
Предполагаемые результаты:
Предполагаемые результаты:
1) личностные:
- формирование навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в различных ивдах деятельности;
- формирование готовности и способности к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни на основе физических знаний;
- формирование осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов и познавательных интересов, выявленных на уроках физики;
- формирование основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности на основе изучения курса физики.
- формирование коммуникативных компетентностей: умения вести диалог, выслушивать иное мнение, аргументировано отстаивать свое мнение;
- формирование- формирование чувства патриотизма и четкой гражданской позиции на примерах из жизни и научного творчества выдающихся отечественных ученых
- формирование нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей на примерах из жизнедеятельности выдающихся ученых;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания и науки;
2) метапредметные:
- владеть навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий);
- Уметь использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование; различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- уметь использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач, исследовательской и проектной деятельности;
-Владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; монологической и диалогической речью.
-Уметь правильно организовать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих
действий.
-Уметь понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- уметь самостоятельно определять цели и составлять планы в учебной деятельности;
- уметь строить логические доказательства на основе критического мышления и умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения;
- развивать творческое мышление, умение применять базовые знания в нестандартной ситуации, видение структуры объекта, видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми.
- сформировать экологическое сознание учащихся, воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
3) предметные:
Учащиеся должны:
- Уметь распознавать физические явления по содержанию задачи;
- Уметь применять физические понятия, закономерности и законы для решения задачи;
- Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи или находить решение несколькими способами;
- Уметь совершать множественный выбор из предложенных вариантов ответа при решении тестовых задачи;
- Уметь правильно «считывать» информацию при решении заданий экспериментального содержания, содержащих фотографии установок, показаний приборов;
- Уметь производить числовые расчеты с учетом погрешности и округления результата вычисления, оценивать результат с точки зрения его реалистичности;
- Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
- Знать о вкладе в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
- Уметь работать с учебником самостоятельно: выделять основные идеи текста, находить формулировки законов, определения физических величин, находить ответы на поставленные вопросы в тексте параграфа.
- Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Уверенно пользоваться таблицами физических величин, читать графические зависимости, уметь пользоваться измерительными приборами, производить вычисления промежуточных и конечных значений физических величин, по известным формулам, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
-Знать и соблюдать основные требования техники безопасности при работе в физической лаборатории (при работе с физическими приборами).
- Уметь качественно оценивать экологические последствия вмешательства в окружающую среду, связанного с применением технических устройств, действие которых основано на физических законах, в природные процессы и явления.
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсовИнтернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире (доме);
- рационального применения простых механизмов;
Список литературы:
- Физический практикум для классов с углубленным изучение физики: Дидакт. Материал: 9-11 кл./ Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. - М., Просвещение, 1993.
- Титов Р. П. Задачный минимум по физике для абитуриентов и школьников. М. Школа-Пресс, 2001
- Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. М.: Просвещение, 2010.
- Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Сост. Г. Н. Степанова. – 8-е изд. – М..: Просвещение, 2008.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
№ | Тема | Дата |
1 | Электрический заряд. Квантование заряда | |
2 | Закон Кулона | |
3 | Равновесие статических зарядов | |
4 | Напряженность электрического поля | |
5 | Линии напряженности электрических полей | |
6 | Принцип суперпозиции электрических полей | |
7 | Электрическое поле диполя | |
98 | Электростатическое поле заряженной сферы | |
10 | Поверхностная плотность зарядов | |
11 | Потенциальная энергия взаимодействия точечных зарядов | |
12 | Потенциал электрического поля | |
13 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | |
14 | Распределение зарядов по поверхности проводника | |
15 | Электроемкость. Энергия конденсатора | |
16 | Постоянный ток. Расчет сопротивления электрических цепей | |
17 | Закон Ома для замкнутой цепи с несколькими источниками | |
18 | Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях | |
19 | Измерение силы тока. Шунт. | |
20 | Измерение напряжения. Добавочное сопротивление | |
21 | Тепловое действие тока | |
22 | Ток в растворах и расплавах электролитов. Объединенный закон Фарадея | |
23 | Магнитное поле. Рамка с током в магнитном поле. Вращающий момент | |
24 | Взаимодействие электрических токов | |
25 | Кулоновское и магнитное взаимодействие движущихся зарядов | |
26 | Электромагнитная индукция. Закон Фарадея-Максвелла. | |
27 | Самонодукция | |
28 | Трансформатор | |
29 | Переменный ток. Резистор в цепи переменного тока | |
30 | Конденсатор в цепи переменного тока | |
31 | Катушка индуктивности в цепи переменного тока | |
32 | Колебательный контур в цепи переменного тока | |
33 | Ток в полупроводниках | |
34 | Итоговой тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Методы решения физических задач"
Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...
ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов
Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...
Работа с текстом при решении физических задач.
Методика проведения конкретных уроков по физике подразумевает работу различными, рациональными для конкретной темы, способами представления и передачи учебной информации. При этом основную роль играет...
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....