Физика в задачах и исследованиях
элективный курс по физике (10 класс) на тему

Элективный курс по физике для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_v_zadachakh_i_issledovaniyakh.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                          Согласовано:                                  

Директор лицея                                                                                                                                            Зам. директора по УВР        

_______________ Фисун С.В.                                                                                                               __________Шутенко Н.В.        

«___»________________2011г.                                                                                              «___»______________2011г.                 

МБОУ лицей имени  генерал-майора Хисматулина В.И.

 

Рабочая программа

2011 – 2012 учебный год

Элективный курс по физике «Физика в задачах и исследованиях»

Учитель: Семенова Наталия Владиславовна

Классы: 10-1, 10-2

Количество часов по учебному плану 35 ч  в неделю: 1 ч.

Планирование составлено на основе авторской учебной программы Физика. Профильный уровень. 10-11 классы.Авторы программы В. А. Касьянов

г. Сургут

Пояснительная записка

                Программа элективного курса по физике «Физика в задачах и исследованиях » разработан для преподавания в 10 классе. Курс рассчитан на  1 час в неделю (35 часов в год).

                 Курс является компилированным, основу  практического содержания курса составляют работы физического практикума для классов с углубленным изучением физики.

                 Программа курса составлена с учетом содержания следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, стандарта среднего (полного) общего  образования по физике, утверждённого приказом Министерства образования России № 1089 от 05. 03. 2004,
  2. Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 г. в преподавании физики в средней школе»,
  3. Программа: Физика.. Профильный уровень. 10-11 классы.. Авторы программы Н. К. Ханнанов, Г. А. Чижов.

          Элективный курс является предметно-ориентированным и направлен на углубление знаний обучающихся по предмету, курс содержит вопросы, выходящие за рамки базового уровня. Используются задачи технического содержания, качественные, тестовые,  экспериментальные. Для развития экспериментальных навыков решение задач предваряется лабораторными работами, носящими экспериментальный характер.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы.

Основные цели курса:

1. Развитие интереса к предмету;

2.Совершенствование экспериментальных навыков обучающихся;

3.Расширение и углубление знаний по предмету;

4.Развитие общеучебных компетентностей;

5.Формирование представлений о методах решения физических задач;

6.Подготовка учащихся 10 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по окончании школы;

Задачи курса:

1.Развитие творческих способностей обучающихся.

2.Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

3.Развитие метапредметных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;

4.Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками  самоанализа и создания программ саморазвития;

5.Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

Предполагаемые результаты:

1) личностные:

 - формирование навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в различных ивдах деятельности;   

 - формирование готовности и способности к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни на основе физических знаний;

- формирование осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов и познавательных интересов, выявленных на уроках физики;

- формирование основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности на основе изучения курса физики.

- формирование коммуникативных компетентностей: умения вести диалог, выслушивать иное мнение, аргументировано отстаивать свое мнение;

- формирование- формирование чувства патриотизма и четкой гражданской позиции на примерах из  жизни и научного творчества выдающихся отечественных ученых

 - формирование нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей на примерах из жизнедеятельности выдающихся ученых; 

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания и науки;

2) метапредметные:        

- владеть навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий);

- Уметь использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение,

эксперимент, моделирование;  различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- уметь использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач, исследовательской и проектной деятельности;

-Владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; монологической и диалогической речью.

-Уметь правильно организовать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения

 цели и средств. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих

действий.

              -Уметь понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

-  уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

-  уметь  самостоятельно определять цели и составлять планы в учебной деятельности;

- уметь строить логические доказательства  на основе критического мышления и умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения;

- развивать творческое мышление, умение применять базовые знания в нестандартной ситуации, видение структуры объекта, видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми.

- сформировать экологическое сознание учащихся, воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

3) предметные:

Учащиеся должны:

- Знать о вкладе в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел, электризацию. Приводить примеры практического использования физических знаний.

- Уметь решать физические задачи на прямое применением расчетных формул по основным разделам курса.

            -  Уметь работать с учебником самостоятельно: выделять основные идеи текста, находить формулировки законов, определения физических величин, находить ответы на поставленные вопросы в тексте параграфа.

- Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

-  Уверенно пользоваться таблицами физических величин, читать графические зависимости, уметь пользоваться измерительными приборами, производить вычисления промежуточных и конечных значений физических величин по известным формулам, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

   -Знать и соблюдать основные требования техники безопасности при работе в физической лаборатории (при работе с физическими приборами).

 - Уметь качественно оценивать экологические последствия вмешательства в окружающую среду, связанного с применением технических устройств, действие которых основано на физических законах, в природные процессы и явления.

        - Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире (доме);
  • рационального применения простых механизмов;

              Список литературы:

  1. Физический практикум для классов с углубленным изучение физики: Дидакт. Материал: 9-11 кл./ Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин,  В. А. Орлов и др.; под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. -  М., Просвещение, 1993.
  2. Титов Р. П. Задачный минимум по физике для абитуриентов и школьников. М. Школа-Пресс, 2001
  3. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. М.: Просвещение, 2010.
  4. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Сост. Г. Н. Степанова. – 8-е изд.  – М..: Просвещение, 2008.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

 

Тема

Дата

1

Экспериментальное исследование  движения тела, брошенного под углом к горизонту

2

Решение задач «Движение тела брошенного горизонтально»

3

Решение задач «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

4

Решение задач «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

5

Экспериментальное сравнение масс взаимодействующих тел

6

Решение задач на закон сохранения импульса

7

Решение задач на закон сохранения импульса

98

Измерение массы воздуха методом гидростатического взвешивания

10

Решение задач по гидростатике

11

Решение задач по гидростатике

12

Измерение плотности воздуха

13

Решение задач на плотность

14

Исследование взаимосвязи силы и ускорения

15

Решение задач на второй закон Ньютона

16

Решение задач на второй закон Ньютона

17

Расчет и измерение тормозного пути

18

Решение задач на движение тела под действием силы трения

19

Решение задач на движение под действием силы трения

20

Экспериментальное измерение жесткости пружины

21

Решение задач на закон Гука

22

Решение задач на закон Гука

23

Сравнение потенциальной энергии пружины с потенциальной энергией поднятого тела

24

Решение задач «Механическая энергия»

25

Решение задач «Механическая энергия»

26

Исследование вращательного движения твердого тела

27

Решение задач «Вращательное движение»

28

Решение задач «Вращательное движение»

29

Расчет и измерение скорости скатывания цилиндра по наклонной плоскости

30

Решение задач «Закон сохранения механической энергии»

31

Решение задач «Закон сохранения механической энергии»

32

Решение задач «Закон сохранения  полной механической энергии»

33

Решение задач «Закон сохранения  полной механической энергии»

34

Измерение КПД наклонной плоскости.

«Золотое»правило механики

35

Решение задач «Золотое правило механики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"

Пояснительная записка          Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....

Программа дополнительного образования обучающихся по физике "Раз задача, два задача" для 9 - 11 классов

Программы дополнительного образования по физике играют важную роль в углубленном изучении физики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.Необходимость данной програм...

"Решение задач по исследованию квадратного трехчлена с использованием свойств квадратичной функции". Алгебра. 9 класс (углубление).

Представлен графический метод исследования квадратного трёхчлена, который весьма эффективен для решения рассматриваемого типа задач.Материал рассчитан на два урока....

Задачи на колебания и волны по курсу «Физика в задачах» 9 класс

Курс "Физика в задачах, 9 класс, задачи на колебания и волны...