Решение физических задач по разделу "Механика"
консультация по физике (10 класс) на тему

Некрасова Тамара Васильевна

При решении задач повышеной сожности в профильных классах, можно использовать общий подход к их решению. Действуя по алгоритму, ученикам легче справляться с решением сложных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Алгоритм решения физических задач по разделу «Механика»

Для решения задачи необходимо:

  1. Понять предложенную задачу.
  2. Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотрев промежуточные задачи (“анализ”).
  3.  Реализовать найденную идею решения (“синтез”).
  4.  Решение проверить и оценить критически.

Задачи на кинематику материальной точки.

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ (построить математическую модель явления): Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный).
  3.  Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координат и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела).
  4. Определить начальные условия (координаты и проекции скоростей в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
  5. Определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т.е. подставить эти значения координат и скорости).
  6. Полученную систему уравнений решить  относительно искомой величины. Решение проверить и оценить критически.

Задачи на динамику материальной точки.

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2. Анализ  (построить математическую модель явления):  Выбрать систему отсчета. Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже.
  3. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
  4. Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
  5. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят. Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
  6. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  7. Решение проверить и оценить критически.

Задачи на статику .

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).  
  2. Анализ (построить математическую модель явления): Выбрать систему отсчета. Найти все силы, приложенные к находящемуся в равновесии телу.
  3. Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия (Fi = 0), в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
  4. Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять момент сил.
  5. Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе условие равновесия (Mi = 0). Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
  6.  Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  7. Решение проверить и оценить критически.

Задачи на закон сохранения импульса . 

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).  Анализ.
  2. Построить математическую модель явления: Выбрать систему отсчета. Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
  3. Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия. Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось. Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса (p = 0) в векторной форме и перейти к скалярной. Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса (p = Ft) в векторной форме и перейти к скалярной.
  4. Записать математически все вспомогательные условия.
  5. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  6. Решение проверить и оценить критически.

На закон сохранения механической энергии. 

  1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
  2.  Анализ (построить математическую модель явления): выбрать систему отсчета.  
  3. Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров входили как известные, так и искомые величины.
  4. Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
  5.  Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или не потенциальные. Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1 = Е2.
  6.  Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в уравнение закона сохранения энергии.
  7. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
  8.  Решение проверить и оценить критически.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов

Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».     Разработали:  учитель...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...