Решение физических задач по разделу "Механика"
консультация по физике (10 класс) на тему
При решении задач повышеной сожности в профильных классах, можно использовать общий подход к их решению. Действуя по алгоритму, ученикам легче справляться с решением сложных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Алгоритм решения физических задач по разделу «Механика»
Для решения задачи необходимо:
- Понять предложенную задачу.
- Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотрев промежуточные задачи (“анализ”).
- Реализовать найденную идею решения (“синтез”).
- Решение проверить и оценить критически.
Задачи на кинематику материальной точки.
- Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
- Анализ (построить математическую модель явления): Выбрать систему отсчета (это предполагает выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный).
- Определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координат и для скорости (если тел несколько, уравнения пишутся для каждого тела).
- Определить начальные условия (координаты и проекции скоростей в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения.
- Определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени (для каких-либо точек траектории), и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени (т.е. подставить эти значения координат и скорости).
- Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины. Решение проверить и оценить критически.
Задачи на динамику материальной точки.
- Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
- Анализ (построить математическую модель явления): Выбрать систему отсчета. Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже.
- Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
- Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
- Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят. Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
- Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
- Решение проверить и оценить критически.
Задачи на статику .
- Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
- Анализ (построить математическую модель явления): Выбрать систему отсчета. Найти все силы, приложенные к находящемуся в равновесии телу.
- Написать уравнение, выражающее первое условие равновесия (Fi = 0), в векторной форме и перейти к скалярной его записи.
- Выбрать ось, относительно которой целесообразно определять момент сил.
- Определить плечи сил и написать уравнение, выражающее второе условие равновесия (Mi = 0). Исходя из природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
- Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
- Решение проверить и оценить критически.
Задачи на закон сохранения импульса .
- Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). Анализ.
- Построить математическую модель явления: Выбрать систему отсчета. Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
- Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия. Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось. Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса (p = 0) в векторной форме и перейти к скалярной. Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса (p = Ft) в векторной форме и перейти к скалярной.
- Записать математически все вспомогательные условия.
- Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
- Решение проверить и оценить критически.
На закон сохранения механической энергии.
- Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
- Анализ (построить математическую модель явления): выбрать систему отсчета.
- Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров входили как известные, так и искомые величины.
- Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
- Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или не потенциальные. Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1 = Е2.
- Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в уравнение закона сохранения энергии.
- Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
- Решение проверить и оценить критически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Методы решения физических задач"
Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...
ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов
Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...