Рабочая программа по физике для 10 -11 классов (к учебнику Г.Я. Мякишева)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Давыдова Наталия Ивановна

Рабочая программа расчитана на изучение физики 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma10-11.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    И.А.Бузанов

Приказ № 150  от 30 августа 2014 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от 30 августа 2014 г.)

«Утверждаю»

Директор школы

______________    И.А.Бузанов

Приказ № 150  от 30 августа 2014 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от 30 августа 2014 г.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

ФИЗИКА

для  10-11   классов

на 2014-2015 учебный год

срок реализации: 1 год

составитель: учитель МБОУ Платоновская СОШ

Давыдова Наталия Ивановна

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Статус документа

Программа по физике в старшей школе составлена на основе примерной программы, ориентированной на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

      В основу рабочей программы по физике для 10-11 классов положены нормативные правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Устав МБОУ Платоновской СОШ;
  • Образовательная программа  МБОУ Платоновской СОШ на 2014-2015 учебный год;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципальным общеобразовательным учреждением Платоновской средней общеобразовательной школой Рассказовского района Тамбовской области, реализующим программы общего образования
  • Годовой календарный  учебный график на 2014-2015 уч.г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. N 2885  "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

Сведения о программе, обоснование выбора программы

Рабочая программа по физике  для 10-11 классов ориентирована на примерную программу   Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл./ Н.Н. Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006), составленную на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.03.04.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных, внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Место предмета в базисном учебном  плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится 210 часов. В том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);

- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.

Формы организации образовательного процесса и технология обучения

      Формированию познавательного интереса детей к предмету способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества:

  • УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
  • УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
  • УПЗУ — урок применения знаний и умений.
  • УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.
  • УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
  • КУ комбинированный урок.

Технологии обучения

личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, технология педагогической поддержки.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Виды и формы контроля

Результаты изучения курса «Физика» 10-11 классы, которые полностью соответствуют федеральным государственным стандартам и образовательной программе образовательного учреждения, направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

        Контроль по изучению данного курса осуществляется посредством следующих блоков: контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, тестирование,  диктанты, домашние контрольные работы, презентации работ.


Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда. 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебного курса «Физика» для 10 класса

Физика и методы научного познания (1 час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Механика (43 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации 

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
  • Падение тел в воздухе и в вакууме.
  • Явление инерции.
  • Сравнение масс взаимодействующих тел.
  • Второй закон Ньютона.
  • Измерение сил.
  • Сложение сил.
  • Зависимость силы упругости от деформации.
  • Силы трения.
  • Условия равновесия тел.
  • Реактивное движение.
  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы 

  • Изучение движения тела по окружности.
  • Изучение закона сохранения механической энергии.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Кинематика»:

Знать: основную задачу механики, понятия: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение, характерные особенности равномерного, равноускоренного прямолинейного движения, баллистического движения, движения по окружности.

Уметь: рассчитывать скорость, ускорение и перемещение в задачах разного содержания, выполнять действия с векторами и их проекциями, пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Динамика»:

Знать: понятия: инерция, инертность, инерциальная и неинерциальная системы отсчета, сила, масса; природу сил, формулировки законов Ньютона.

Уметь: уметь решать задачи с использованием законов Ньютона, рассчитывать силы, способы измерения сил, записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Статика»:

Знать: понятия: момент силы, плечо силы, правило моментов, центр тяжести. Виды равновесия.

Уметь: находить центр тяжести плоской фигуры

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Законы сохранения в механике»:

Знать: понятия: импульса тела, импульса силы, энергии, работы и мощности; формулировки законов сохранения импульса и энергии; об упругом и неупругом взаимодействии, о превращении энергии.

Уметь: рассчитывать работу различных сил, применять законы сохранения для решения задач.

Молекулярная физика (24 часа)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации 

  • Механическая модель броуновского движения.
  • Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
  • Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
  • Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
  • Кипение воды при пониженном давлении.
  • Устройство психрометра и гигрометра.
  • Явление поверхностного натяжения жидкости.
  • Кристаллические и аморфные тела.
  • Объемные модели строения кристаллов.
  • Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы 

  • Опытная проверка закона Гей – Люссака.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Молекулярно-кинетическая теория»: 

Знать: понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, броуновское движение

Уметь: определять число молекул и количества вещества, вычислять массу молекулы.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Свойства газов»:

Знать: понятия: температура, насыщенный пар, кипение, влажность; законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, газовые законы..

Уметь: применять газовые законы для решения количественных и качественных задач; находить объяснения о строении вещества на основе МКТ; вычислять макро- и микропараметры идеального газа.

Требования к уровню подготовки учащихся  по теме «Основы термодинамики»:

Знать: основы   термодинамики; понятие «теплообмен»,  физические условия  на  Земле, обеспечивающие  существование   жизни человека; экологические    проблемы,  связанные с работой тепловых двигателей, атомных   реакторов   и гидроэлектростанций

Уметь: приводить примеры практического использования   физических знаний (законов термодинамики  - изменения  внутренней энергии  путем  совершения работы); использовать приобретённые  знания  и  умения  в практической деятельности и повседневной  жизни  для оценки влияния на организм человека; применять 1 закон термодинамики к различным изопроцессам.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Свойства твердых тел»:

Знать: строение и свойства твердых тел.

Уметь: рассчитывать количество теплоты необходимое для плавления тел и выделяемое количество теплоты при кристаллизации

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Свойства жидкостей»:

Знать: понятия: ближний порядок, текучесть жидкости, мениск, насыщенный пар, удельная теплота парообразования.

Уметь: объяснять явление поверхностного натяжения жидкости с точки зрения молекулярной теории, явление смачивания и несмачивания жидкостями твердого тела. Определять зависимость давления насыщенного пара от температуры кипения жидкости и зависимость температуры кипения от внешнего давления

Электродинамика (28 часов)

Электростатическое поле. Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последовательного и параллельного соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—л-Переход.

Демонстрации 

  • Электрометр.
  • Проводники в электрическом поле.
  • Диэлектрики в электрическом поле.
  • Энергия заряженного конденсатора.
  • Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы 

  • Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  • Измерение элементарного заряда.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Электростатика»:

Знать: смысл физических величин: заряд, элементарный   электрический заряд, границы  применимости закона Кулон, понимать определение электрического поля.

Уметь: сравнивать  напряженность в различных  точках  и   показывать   направление   силовых линий, использовать принцип суперпозиции полей.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Законы постоянного электрического тока»:

Знать: условия, необходимые для существования электрического тока, зависимость электрического тока от напряжения, законы последовательного и параллельного соединения проводников,

Уметь: измерять ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, проверять справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников

Требования к уровню подготовки учащихся по теме: «Электрический ток в различных средах»:

Знать:  понятия: термоэлектронная эмиссия, электролитическая диссоциация, полупроводник, элементы теории электропроводимости металлов, зависимость сопротивления металлического проводника от температуры, закон электролиза, виды самостоятельных зарядов в газах

Уметь: объяснять на основе электронной теории наличие сопротивления у проводников, объяснять явление электролитической диссоциации.

Повторение (резерв свободного учебного времени) -  5 часов

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебного курса «Физика»

для 11 класса

Электродинамика (17 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.

Электромагнитное поле. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.

Демонстрации.

  •  Взаимодействие проводников с током.
  • Опыт Эрстеда.
  • Действие магнитного поля на проводник с током.
  • Магнитное поле прямого тока катушки с током.
  • Отклонение электронного пучка в магнитном поле.
  • Электромагнитная индукция.
  • Магнитное поле тока смещения.

Лабораторные работы.

  • Наблюдение действия магнитного поля на ток
  • Изучение явления электромагнитной индукции..

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Магнитное поле»:

Знать: Знать правила ТБ в кабинете физики. Знать понятие линии магнитного поля, постоянные Магниты, взаимодействие токов, магнитное поле, правило буравчика, правило правой руки, сила Ампера, магнитная индукция, правило левой руки; формулу силы Ампера, обозначение, единицу измерения. Знать:  понятие сила Лоренца, правило левой руки; формулу, обозначение, единицу измерения, понятие магнитная проницаемость,  ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики, температура Кюри..

Уметь: определять направление и модуль силы Ампера, определять направление и модуль силы Лоренца, решать задачи, приводить примеры; переводить внесистемные единицы в СИ. представление о применении магнитов.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Электромагнитная индукция»:

Знать: правило Ленцы, правило «буравчика», вектор магнитной индукции, знать устройство и принцип действия масс-спектрографа, явление электромагнитной индукции,  магнитного потока как физической величины, понимать смысл закона электромагнитной индукции, смысл физической величины (индуктивность).

Уметь: применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике), решать задачи на определение силы Лоренца, описывать и объяснять явление самоиндукции.

Колебания и волны (30 часов)

Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс.

Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравнение гармонической волны.

Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и использование  электрической энергии.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.

Демонстрации

  • Магнитное взаимодействие токов.
  • Отклонение электронного пучка магнитным полем.
  • Магнитная запись звука.
  •  Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
  • Свободные электромагнитные колебания.
  • Осциллограмма переменного тока.
  • Генератор переменного тока.
  • Излучение и прием электромагнитных волн.
  • Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы

  • Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Механические и электромагнитные колебания»

Знать: смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания, переменный ток, устройство колебательного контура, понимать принцип действия устройство генератора. Знать устройство и принцип действия трансформатора.

Уметь: Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях, применять формулу Томсона для решения задач.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Механические и электромагнитные волны»:

Знать: понятия: высота, громкость, тембр звука, электромагнитные волны.

Уметь: уметь рассчитывать скорость волны по формуле, описывать  и объяснять принцип радиосвязи, описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация, приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике.

Оптика (26 часов)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы.

Демонстрации

  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
  • Поляризация света.
  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
  • Оптические приборы
  • Получение изображения линзой.

Лабораторные работы

  • Измерение показателя преломления стекла.
  • Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
  • Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Оптика»:

Знать: как развивались взгляды на природу света; понимать смысл физических понятий скорость света, дисперсия света; знать принцип Гюйгенса, закон отражения и преломления света, особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн, инфракрасное излучение, ультра фиолетовое излучение, рентгеновские лучи; приводить примеры применения в технических различных видов электромагнитных излучений

Уметь: выполнять построение изображений в плоском зеркале, объяснять образование сплошного спектра при дисперсии; понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция, уметь объяснять условия получения устойчивой интерференционной картины.

Квантовая физика и элементы астрофизики (27  часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

  • Фотоэффект.
  • Линейчатые спектры излучения.
  • Лазер.
  • Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

  • Наблюдение  сплошного и линейчатого  спектров.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Элементы специальной теории относительности»:

Знать: постулаты теории относительности Эйнштейна, зависимость массы тела от скорости, смысл понятия «релятивистская динамика,  закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя»

Уметь: решать задачи по теме.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Фотоны»:

Знать: смысл явления внешнего фотоэффекта,  законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта,

Уметь: решать задачи на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Атом»:

Знать: модель атома, квантовые постулаты Бора, явление люминисценции, устройство рубинового лазера, волновые свойства часциц.

Уметь: находить длину волны де Бройля, решать задачи на законы фотоэффекта, определение массы, скорости, энергии, импульса фотона.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Атомное ядро и элементарные частицы»

Знать: понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы, энергия связи, дефект масс.

Уметь: приводить примеры строения ядер химических элементов, решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции, объяснять деление ядер урана, цепную ядерную реакцию, приводить примеры использования ядерной энергии в техники.

Строение и эволюция Вселенной – 3 часа

Видимые движения небесных тел. Законы Кеплера. Система Земля — Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение. Эволюция звезд. Млечный Путь - наша Галактика. Происхождение и эволюция галактик.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Строение и эволюция Вселенной»

Знать/понимать: смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная уметь:

Уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли

Резерв свободного учебного времени - 3 часа


ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ОКОНЧАНИЮ 10 КЛАССА

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

применять полученные знания для решения несложных задач;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

– рационального природопользования и защиты окружающей среды.


ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ОКОНЧАНИЮ 11 КЛАССА

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

• знать/понимать:

– смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

– смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность, энергия связи, показатель преломления, период полураспада.

– смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта, преломления света

– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

• уметь:

– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

– применять полученные знания для решения несложных задач;

– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

– приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

– рационального природопользования и защиты окружающей среды.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного курса   «Физика»

для 10 класса 

Четверть

Сроки

Тема

Количество часов

Форма контроля

Практическая работа

Введение

1

Механика

43

Глава 1. Кинематика материальной точки

11

Глава 2. Кинематика твердого тела

4

КР № 1

Динамика.

12

Глава 3. Законы механики Ньютона

4

Глава 4. Силы в механике

8

КР № 2

Законы сохранения в механике

14

Глава 5. Закон сохранения импульса

4

Глава 6. Закон сохранения энергии

10

КР № 3

ЛР № 2

Глава 7. Элементы статики

2

Часть II. Молекулярная физика

24

Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории

5

Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул

3

Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

5

ЛР № 3

Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов

3

Глава 12. Твердые тела

1

Глава 13. Основы термодинамики

7

КР № 4

Раздел III. Основы электродинамики

28

Глава  14. Электростатика

12

Глава  15. Законы постоянного тока

8

Глава 16. Электрический ток в различных средах

8

КР № 5

Итоговое повторение, контроль

2

КР № 6

РЕЗЕРВ

3

ВСЕГО

105

6

2


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного курса    «ФИЗИКА»

для 11 класса 

Четверть

Сроки

Тема

Количество часов

Форма контроля

Практическая работа

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

17

КР № 1

Глава 1. Магнитное поле

8

ЛР № 1

Глава 2. Магнитная индукция

9

ЛР № 2

Колебания и волны

30

Глава 3. Механические колебания

7

ЛР № 3

Глава 4. Электромагнитные колебания

10

Глава 5. Производство и передача электрической энергии

4

КР № 2

Глава 6. Механические волны

3

Глава 7. Электромагнитные волны

6

КР № 3

Оптика

26

Глава 8. Световые волны

18

КР № 4

ЛР № 4, 5, 6

Глава 9. Элементы теории относительности

4

Глава 10. Излучения и спектры

3

Квантовая физика

27

Глава 11. Световые кванты

7

Глава 12.Атомная физика

4

Глава 13. Физика атомного ядра

13

Глава 14. Элементарные частицы

3

КР № 5

Строение и эволюция Вселенной

3

Резерв

3

ВСЕГО

105

5

6

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физике, ИД «Дрофа» 2009 г.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2009г.
  3. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 360с.
  4. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 399с.
  5. Физика. Задачник10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 – 188с.
  6. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
  7. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
  8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
  9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.
  10. Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс.- М.: Просвещение, 2003
  11. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. -М.: Просвещение, 2003.
  12. Буров В. А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и  др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя/ под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. – Просвещение, 1996.
  13. Порфирьев В.В. Астрономия – 11. - М.: Просвещение, 2003.

Интернет-ресурсы (ЭОРы):

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30

  1. http://fcior.edu.ru/

  1. http://www.proshkolu.ru/org/donskoe-z/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишева

Рабочая программа составлена по учебнику Г.Я Мякишева для учащихся обучающихся в профильном гуманитарном классе 1 час в неделю ( 34 часа в год).Данная программа соответствует Примерной программе по фи...

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа по физике 7-9 классы к учебнику А.В.Перышкина

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, Федерального базисного учебного плана с учетом программы основной шко...

Рабочая программа по физике 7-9 класс по учебнику Пёрышкина

Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его ...

Рабочие программы по физике 7-9 класс к учебнику Перышкина А.В., 10-11 класс к учебнику Мякишева Г.Я.

Рабочие программы по физике для общеобразовательных классов средней школы. Составлены с учетом всех нормативных документов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...