Использование информационных технологий на уроках физики
статья на тему

Давыдова Наталия Ивановна

Одним из стратегических направлений модернизации образования является информатизация образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование

информационных технологий

 на уроках физики».

учитель физики

МОУ Платоновской сош

Давыдова Н.И.

Август 2008 г.

Одним из стратегических направлений модернизации образования является информатизация образования. Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ. Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется характер жизни, возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.

Заветная  мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся  дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель физики, то  гораздо ближе находишься к  исполнению этой мечты. У тебя есть  возможность создавать условия для познания физики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира. Современная компьютерная техника – результат фундаментальных физических исследований в областях полупроводниковой микроэлектроники, квантовой и лазерной техники. Где же, как не на уроках физики компьютерная техника должна стать средствами оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, помогать в более полной мере реализовать принципы обучения (научность, доступность, наглядность). Подтверждение данной гипотезы нахожу  в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели физического образования учащихся:

-овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

-формирование представлений об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к физике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для научно-технического прогресса.

Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Главным инструментом мыследеятельности по любой теме является система основных понятий. Определив систему и каждое понятие, убедившись в согласованности действий учителя и учащихся, можно говорить об освоении учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков в этой области. Именно систематизация знаний учащихся помогает учителю создать наиболее благоприятные условия и возможности для реализации их способностей с учетом индивидуального восприятия информации и способов работы с нею. Преимущество современного урока физики в условиях информатизации  заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся, т.к. их использование позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное  программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Существенная перемена в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с преподавания в процессе обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. На помощь учителю приходят коллективные формы обучения. И именно информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

Возможности компьютера, широкие возможности моделирующих программ могут быть применены учителем на уроках разных типов. На уроках  изучения нового материала в изложении некоторых тем, требующих от учащихся образного мышления и традиционно трудно воспринимаемых ими («Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Ядерная физика», «Оптика»). Эти возможности позволяют заглянуть в микромир, пронаблюдать процессы, протекающие очень быстро, «приблизить» макрокосмос, заменить отсутствующие в кабинете приборы, то есть в значительной степени решить многие проблемы школьного кабинета физики. При изучении устройства и принципа работы некоторых приборов и технических объектов у детей возникают трудности.  Существуют модулирующие программы, позволяющие из отдельных частей собрать виртуально техническое устройство, тем самым снимая проблему непонимания. Трудно переоценить возможности компьютера при выполнении лабораторных работ. Безусловно, «живой» эксперимент нельзя заменить ничем, но применение информационных технологий расширяет возможности школьного эксперимента. На малом временном интервале ученик может много раз менять исходные данные эксперимента и проследить как при этом изменяется физический процесс. Более того, может быстро воспроизвести график процесса.

Интернет, его образовательные ресурсы, стал сегодня великолепным приложением к школьному учебнику. Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий..  Кроме того, выйдя на официальный сайт  Министерства образования, посвященный ЕГЭ,  выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои  возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме.

Повторительно – обобщающие уроки по теме с применением персонального компьютера не менее привлекают учащихся. Здесь ребята создают презентации по заранее обдуманному сценарию.

На уроке физики, проходящем в кабинете информатики, можно организовать работу учащихся, например, с использованием мультимедийных учебных пособий, которые предлагаются в комплекте, представленном компанией «Физикон», которые по сути являются идентичными электронными версиями печатных учебников, а для проверки знаний используется тест. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают его из числа предложенных программой. Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального бесстрашного наставника персонально для каждого ученика. Однако, если ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок. Однако справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий  характер.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять  экспериментально-исследовательскую  деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Однако, следует помнить, что конструировать урок с применением персонального компьютера нужно разумно, целесообразно и в меру, так как компьютерные технологии наряду с преимуществами, перечисленными выше, имеют еще и ряд недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...