Фотоны
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Мукагова Ивета

знакомство учащихся с понятием «фотон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotony.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Фотоны

Метод: репродуктивный

Цель урока: учащиеся должны знать понятие «фотон», величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс), и формулы, их определяющие.

Ход урока

I.        Проверка решения задач № 1147, 1148 [4].

II.        Изучение нового материала.

  • Понятие фотона или кванта электромагнитного излучения.
  • Энергия фотона: , где
  • Масса фотона: . Фотон лишен массы покоя т0, т. е. он не существует в состоянии покоя и при рождении сразу имеет скорость с.
  • Импульс фотона: .
  • Корпускулярно-волновой дуализм.  При распространении  света проявляются его волновые свойства, а при взаимодействии с веществом (излучении и поглощении) - корпускулярные.
  • Гипотеза де Бройля. Длина волны де Бройля: .

Экспериментальное обнаружение волновых свойств частиц. Дифракция и интерференция электронов и других частиц на кристаллах.

III. Решение задач.

1.    Найти массу фотона: а) красных лучей видимого света (А = 710~7 м); б) рентгеновских лучей (Я = 0,25-10""10 м); в) гамма-лучей (Я = 1,24• 1(Г12 м).

Дано:

λ1 = 7*10–7м

λ2 = 7*10–7м

λ3 = 7*10–7м

Решение:

;    

;  

;  

;  

Ответ: 3,2*10–36кг; 8,8*10–32кг; 1,8*0–30кг.

m1 – ?

m2 – ?

m3 – ?

2.    Определить энергию, массу и импульс фотона с λ = 0,016 * 10–10м.

Дано:

λ = 0,016*10–10м

Решение:

;

;    ;

;      

Ответ: 1,24*10–13Дж; 1,38*10–30кг; 4,1*10–22(кг*м)/с.

Е – ?

m – ?

р – ?

3.    С какой скоростью должен двигаться электрон, чтобы его импульс был равен импульсу фотона с длиной волны λ = 5200 • 10–10м?

Дано:

λ = 5200*10–10м

Решение:

;    ;  

Ответ: 1400м/с.

v – ?

4.    На сколько энергия квантов фиолетового излучения (νф = 7,5*1014Гц) больше энергии квантов красного света (νкр = 4*1014Гц)?

Дано:

νф = 7,5*1014Гц

νкр = 4*1014Гц

Решение:

ΔЕ = Еф – Екр = h*(νф – νкр);

ΔЕ =6,63*10–34Дж*с*(7,5*1014Гц – 4*1014Гц) = 23*10–20Дж

Ответ: 23*10–20Дж.

ΔЕ – ?

5.   Сравнить отношение длин волн де Бройля для электрона и шарика с массой тш=1г, имеющих одинаковые скорости.

Дано:

mш = 1г = 1*10–3кг

mе = 9*10–31кг

Решение:

;      ;

Ответ: .

 – ?

IV. Самостоятельное решение учащимися задач № 1151, 1152, 1153, 1154 [4].

V. Домашнее задание: § 90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированная контрольная работа по физике 11 класс к теме "Фотоны" по учебнику Тихомировой С.А.

В настоящее время в связи с сокращением часов на изучение физики в старших классах некоторые школы перешли на  учебник Тихомировой С.А. Учебник в целом не плохой, красочный, хорошо иллюстрирован,...

Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».

Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на у...

открытый урок "Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны."

открытый урок тема: Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэлектрический эффект. Типы фотоэлементов...

Фотоны

Фотоны...

Презентация к уроку на тему "Фотоны"

Презентация к уроку на тему "Фотоны"...

Тест по теме "Фотоны. Фотоэффект"

Тест по теме "Фотоны. Фотоэффект" может быть использован на уроках физики при изучении квантовых свойств света....

СР № 7_Фотоэффект. Фотоны

Самостоятельная работа составлена по материалам:1. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20...