Фотоны
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока
Фотоны
Метод: репродуктивный
Цель урока: учащиеся должны знать понятие «фотон», величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс), и формулы, их определяющие.
Ход урока
I. Проверка решения задач № 1147, 1148 [4].
II. Изучение нового материала.
- Понятие фотона или кванта электромагнитного излучения.
- Энергия фотона: , где
- Масса фотона: . Фотон лишен массы покоя т0, т. е. он не существует в состоянии покоя и при рождении сразу имеет скорость с.
- Импульс фотона: .
- Корпускулярно-волновой дуализм. При распространении света проявляются его волновые свойства, а при взаимодействии с веществом (излучении и поглощении) - корпускулярные.
- Гипотеза де Бройля. Длина волны де Бройля: .
Экспериментальное обнаружение волновых свойств частиц. Дифракция и интерференция электронов и других частиц на кристаллах.
III. Решение задач.
1. Найти массу фотона: а) красных лучей видимого света (А = 710~7 м); б) рентгеновских лучей (Я = 0,25-10""10 м); в) гамма-лучей (Я = 1,24• 1(Г12 м).
Дано: λ1 = 7*10–7м λ2 = 7*10–7м λ3 = 7*10–7м | Решение: ; ; ; ; Ответ: 3,2*10–36кг; 8,8*10–32кг; 1,8*0–30кг. |
m1 – ? m2 – ? m3 – ? |
2. Определить энергию, массу и импульс фотона с λ = 0,016 * 10–10м.
Дано: λ = 0,016*10–10м | Решение: ; ; ; ; Ответ: 1,24*10–13Дж; 1,38*10–30кг; 4,1*10–22(кг*м)/с. |
Е – ? m – ? р – ? |
3. С какой скоростью должен двигаться электрон, чтобы его импульс был равен импульсу фотона с длиной волны λ = 5200 • 10–10м?
Дано: λ = 5200*10–10м | Решение: ; ; Ответ: 1400м/с. |
v – ? |
4. На сколько энергия квантов фиолетового излучения (νф = 7,5*1014Гц) больше энергии квантов красного света (νкр = 4*1014Гц)?
Дано: νф = 7,5*1014Гц νкр = 4*1014Гц | Решение: ΔЕ = Еф – Екр = h*(νф – νкр); ΔЕ =6,63*10–34Дж*с*(7,5*1014Гц – 4*1014Гц) = 23*10–20Дж Ответ: 23*10–20Дж. |
ΔЕ – ? |
5. Сравнить отношение длин волн де Бройля для электрона и шарика с массой тш=1г, имеющих одинаковые скорости.
Дано: mш = 1г = 1*10–3кг mе = 9*10–31кг | Решение: ; ; Ответ: . |
– ? |
IV. Самостоятельное решение учащимися задач № 1151, 1152, 1153, 1154 [4].
V. Домашнее задание: § 90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированная контрольная работа по физике 11 класс к теме "Фотоны" по учебнику Тихомировой С.А.
В настоящее время в связи с сокращением часов на изучение физики в старших классах некоторые школы перешли на учебник Тихомировой С.А. Учебник в целом не плохой, красочный, хорошо иллюстрирован,...
Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на у...
открытый урок "Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны."
открытый урок тема: Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэлектрический эффект. Типы фотоэлементов...
Фотоны
Фотоны...
Презентация к уроку на тему "Фотоны"
Презентация к уроку на тему "Фотоны"...
Тест по теме "Фотоны. Фотоэффект"
Тест по теме "Фотоны. Фотоэффект" может быть использован на уроках физики при изучении квантовых свойств света....
СР № 7_Фотоэффект. Фотоны
Самостоятельная работа составлена по материалам:1. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20...