Программа элективного курса для учащихся 10 класса
элективный курс по физике (10 класс) на тему
Программа элективного курса для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 97.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Решение задач по физике»
(1ч в неделю, всего 34часа)
10 классге
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 10 класса.
Элективный курс «Решение задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также - творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также - вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
- Развитие интереса к физике и решению физических задач;
- Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
- Формирование представлений о методах решения физических задач;
- Подготовка учащихся 10 класса к выпускным экзаменам;
- Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
- Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
- Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
- Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
- Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
- Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
- Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
- Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
- Понимать роль физики в жизни, науке и технике; смысл и сущность физических законов;
- Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерным (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
Учебно-тематический план предметного курса
№№ п/п | Тема | Кол- во часов | Виды деятельности | Умения и навыки |
1. | Физические величины. Измерения физических величин. Размерность. Кратные и дольные единицы. | 1 | Лекция, практическая работа | Уметь перевести в СИ определять размерное физических величин и произвести прямое и косвенное измерение. |
2. | Закон движения | 1 | Решение задач | Уметь применять теорию на практике |
3. | Средняя скорость. Относительность скорость движения тела. | 1 | Практику м | Уметь решать задачи |
4. | График равномерного прямолинейного движения | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
5. | Равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
6. | Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи |
7. | Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость. | 1 | Лекция, Решение задач | Уметь решать задачи |
8. | Баллистическое движение. | 1 | Лекция, решение задач | Уметь решать задачи |
9 | Л.Р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | 1 | Лабораторная работа | Уметь выполнять эксперимент |
10. | Итоговое занятие по теме «Кинематика» | 1 | Самостоят. Деят. | Тесты |
11. | Как выбирать профессию? Физика в профессиях. | 1 | Семинар | |
12. | Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел. | 1 | Решение задач, выступления | Уметь решать задачи, знать границы применимости законов Ньютона |
13. | Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. | 2 | Практикум, творческий эксперимент | Уметь применять теорию на практике |
14. | Движение тел по наклонной плоскости. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи под действием нескольких сил |
15. | Движение связанных тел. | 1 | Решение задач | Уметь решать задачи под действием нескольких сил |
16. | Зачетное занятие | 1 | Сам. Деят. | Уметь применять законы Ньютона при решении задач |
17. | Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. | 3 | Решение задач | Уметь решать задач |
18. | Зачетное занятие | 1 | Контроль знаний | Уметь самостоятельно решать задачи |
19. | Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости. | 1 | Лабор. Работа | Уметь обращаться с приборами |
20. | Колебательное движение | 1 | Лекция, решение задач | Уметь применять теорию на практике |
21. | Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы. | 3 | Решение задач | Уметь решать задачи и работать со справочниками |
22. | Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 3 | Решение задач Семинар- конференция ция | Уметь работать с информациями |
23. | Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел. | 2 | Решение задач Лабор. Работа Семинар | Уметь применять теорию на практике и работать с информацией |
24. | Волны. Звук. | 1 | Лекция | |
25. | Электростатика Поверхностная плотность заряда | 1 | Практику м | Уметь решать задачи Тесты |
26. | Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в э/с поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля. | 3 | Решение задач Практическая работа | Уметь решать задачи и обращаться с приборами |
27. | Творческие экспериментальные задачи | 1 | Практикум | Умение обращаться с приборами и производить измерения |
28. | Тестирование | 1 | Сам. Деят. | |
Итого | 34 |
Содержание изучаемого курса.
- Единицы физических величин в системе СИ и СГС. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.
- Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
- Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
- Решение графических задач по кинематике.
- Движение тела по вертикали. Падение тел.
- Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
- Тестирование. Анализ.
- Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
- Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
- Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости).(Движение по окружности). (Движение связанных тел).
- Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2;
m1v1 +m2v2=m1v1 /+m2v2/
- Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
- Свободные и вынужденные колебания.
- Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.
- Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
- Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате. Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела
- Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
- Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов
- Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
- Практические задачи:
плотность вещества;
давление;
механическое движение;
коэффициент трения.
Методические рекомендации.
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
- уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Промежуточный контроль- отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады.
Итоговый контроль - тестирование, рефераты
Литература для учителя и учащихся.
- Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б.Сотский Н.Н. «Физика-10»
- В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
- Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.
- Тесты ЕГЭ по физике 2014
- А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998
- «Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе» под ред А.Т.Глазунова- 1985
- «Физика» №38,46 - 1997г., №3 - 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"
Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»
Данный курс нацелен на углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...