Электрические фильтры. Основные свойства фильтров.
методическая разработка по физике по теме

Чаплыгина Любовь Петровна

ПЛАН УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП по дисциплине Основы электротехники:  Электрические фильтры. Основные свойства фильтров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально-

педагогический колледж»

ПЛАН УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП

по дисциплине Основы электротехники

ФИО преподавателя Чаплыгина Л.П.

Тема урока: Электрические фильтры. Основные свойства фильтров.

Цели урока

  • Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся знаний об электрических фильтрах, их классификации и  основных свойствах.
  •  Воспитательная: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, воспитывать активность, чувство ответственности и любовь к избранной профессии
  • Развивающая: развивать умение у обучающихся анализировать и делать выводы; развивать способности применять теоретические знания на практике

Общие и профессиональная компетенции, запланированные для формирования на данном уроке:

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Распределение учебного времени:

№ пп

Структурный элемент урока

Время

1

Организация начала

3-5 мин

3

Постановка дидактической цели

5 мин

4

Мотивация предстоящей деятельности

5 мин.

5

Изучение нового материала

30 мин.

6

Закрепление изученного материала

23 мин.

7

Подведение итогов

10 мин

8

Задание для самостоятельной работы студентов

2 мин

Содержание учебной деятельности:

Структурный элемент урока

Деятельность преподавателя, краткое содержание урока

Деятельность студентов

Организация начала

Приветствие студентов.

Проверка готовности студентов к уроку

Подготовка рабочего места

Постановка дидактической цели

Сформировать знания об электрических фильтрах, их классификации и  основных свойствах.

Восприятие информации.

Мотивация предстоящей деятельности

Через содержание материала урока стимулировать креативно - интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала. Формировать устойчивый интерес к профессиональным знаниям.

Проблемная ситуация:

 Две страны находятся в состоянии вражды. Шпион, находящийся на вражеской территории должен передать секретную информацию своей разведке.  Он передает данные в виде электрического сигнала. Необходимо устройство которое пропустило только  необходимый ему сигнал, остальные бы заглушал.

В конце урока попробуем подойти к решению этой проблемы с учетом полученных и добытых знаний.

Предлагают варианты решения проблемы

Изучение нового материала

- Запишите тему урока: «Электрические фильтры. Основные свойства фильтров»

- Преподаватель определяет план работы на урок:

1. Определение терминов:

  • Электрический фильтр
  • Четырёхпо́люсник 
  • Полоса пропускания (полоса прозрачности)
  • Полоса  затухания (полоса задерживания)

2. Параметры электрических фильтров

3. Классификация фильтров (обзор)

4. Структура фильтров

5. Классификация фильтров – работа по группам:

1 Низкочастотный фильтр

(фильтр нижних частот)

2 Высокочастотный фильтр

(фильтр верхних частот)

3 Полосовой фильтр

(полосно-пропускающий фильтр)

4 Режекторный фильтр

 (полосно-задерживающий фильтр)

Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока:

Какое устройство поможет этому шпиону?

Какой фильтр будет полезен контрразведке?

1.Конспектирование текста.

Работа в группах

Заполняют таблицу:

1 Название фильтра

2 Определение

3 Диапазон  пропускаемых частот

4 Схема

5 График

Ответы

на поставленные

вопросы:

Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос по проблемным вопросам темы

(вопросы на карточках розданы студентам)

  1. Для чего служат фильтры?
  2. Что такое полосы прозрачности и затухания?
  3. Каковы основные характеристики фильтров?
  4. Как классифицируются фильтры в зависимости от диапазона пропускаемых частот?
  5. Почему рассмотренные фильтры нельзя считать идеальными?
  6. Как можно улучшить характеристики фильтра?

Ответы

на поставленные

вопросы:

Подведение итогов

Рефлексия

  Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным легким/трудным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Самоанализ

Студенты

подчеркивают подходящие слова на индивидуальных карточках

Задание для самостоятельной работы студентов

Изучить конспект.

Решить задачу

Определить границы полосы прозрачности фильтров НЧ и ВЧ, если       L=10 мГн, а  С=10 мкФ.



Предварительный просмотр:

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.                                Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.                                     Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.                      Оценивание студентами своей активности и качества работы на уроке.

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

-на уроке я работал

-своей работой на уроке я

-урок для меня показался

-за урок я

-мое настроение

-материал урока мне был

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным



Предварительный просмотр:

Опорный конспект                         Электрические Фильтры

Электрическим фильтром называется четырехполюсник, устанавливаемый между источником питания и нагрузкой и служащий для беспрепятственного (с малым затуханием) пропускания токов одних частот и задержки (или пропускания с большим затуханием) токов других частот.

Четырёхпо́люсник —  электрическая цепь имеющая четыре точки подключения для соединения с другими цепями. Как правило, две точки являются входом, две другие — выходом. На входные точки подаётся исходный сигнал, с выходных снимается преобразованный.

Диапазон частот, пропускаемых фильтром без затухания (с малым затуханием), называется полосой пропускания или полосой прозрачности; 

диапазон частот, пропускаемых с большим затуханием, называется полосой затухания или полосой задерживания. 

Качество фильтра считается тем выше, чем ярче выражены его фильтрующие свойства, т.е. чем сильнее возрастает затухание в полосе задерживания.

В качестве пассивных фильтров обычно применяются четырехполюсники на основе катушек индуктивности и конденсаторов.

Фильтры применяются как в радиотехнике и технике связи, где имеют место токи достаточно высоких частот, так и в силовой электронике и электротехнике.

Таблица 1.   Классификация фильтров

Название фильтра

Диапазон пропускаемых частот

Низкочастотный фильтр (фильтр нижних частот)

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image010-7.gif

Высокочастотный фильтр (фильтр верхних частот)

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image012-7.gif

Полосовой фильтр (полосно-пропускающий фильтр)

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image014-7.gif

Режекторный фильтр (полосно-задерживающий фильтр)

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image015-2.gif

и

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image016-7.gif ,

где http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image018-7.gif

  • Коэффициентом пульсации  называют отношение амплитуды основной гармоники Umог к среднему значению выпрямленного напряжения на нагрузке:

   параметры

  • Отношение коэффициента пульсации на выходе выпрямителя к коэффициенту пульсации на нагрузке определяет степень сглаживания выпрямленного напряжения и называется коэффициентом сглаживания фильтра:

 q=Kп вх/Кп вых = [Um ог вх/Uо вх]:[Um ог вых/Uо вых]

Структура Т- образная и П – образнаяhttp://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image038-7.gif

Низкочастотный  фильтр (фильтр нижних частот)

Фильтр нижних частот — это такой фильтр, который пропускает частоты меньше некоторой определенной частоты отсечки (fco), но подавляет те частоты, которые больше частоты отсечки.

Диапазон пропускаемых частот http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image010-7.gif

Рассмотрим схему простейшего низкочастотного фильтра, представленную на    рис. 1,а.

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image038-7.gif

Границы  полосы пропускания определяются неравенством

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image061-2.gif ,

которому удовлетворяют частоты, лежащие в диапазоне

 .    http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image063-1.gifhttp://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image072-9.gif

Высокочастотный фильтр (фильтр верхних частот) 

Фильтр верхних частот — это такой фильтр, который пропускает частоты, которые больше некоторой определенной частоты отсечки, но подавляет те частоты, которые меньше частоты отсечки

Схема простейшего высокочастотного фильтра приведена на рис. 3,а.

Диапазон пропускаемых частот http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image012-7.gif

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image091.gif

Границы  полосы пропускания определяются неравенством

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image099-2.gif .

Данному неравенству удовлетворяет диапазон изменения частот

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image105-2.gifhttp://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image101-2.gif .     

Полосовой фильтр (полосно-пропускающий фильтр)

Полосовой фильтр — это частотночувствительная схема, которая пропускает узкий диапазон частот в окрестности центральной резонансной частоты

Полосовой фильтр формально получается путем последовательного соединения низкочастотного фильтра с полосой пропускания http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image117-2.gif  и высокочастотного с полосой пропускания http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image119-3.gif ,  причем  http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image121-2.gif .   Схема    простейшего    полосового   фильтра

Диапазон пропускаемых частот http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image014-7.gif

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image123-3.gif

приведена на рис. 5,а, а на рис. 5,б представлены качественные зависимости http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image125-3.gif  для него.

Режекторный фильтр (полосно-задерживающий фильтр)

Режекторный фильтр представляет собой противоположность полосовому фильтру. Он подавляет или устраняет сигналы, частоты которых попадают в узкий диапазон с центральной частотой fc. Все частоты выше и ниже центральной частоты фильтр пропускает с минимальным ослаблением

У режекторного фильтра полоса прозрачности разделена на две части полосой затухания. Схема простейшего режекторного фильтра и качественные зависимости http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image126-6.gif  для него приведены на рис.6. 

Диапазон пропускаемых частот

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image015-2.gif

и

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image016-7.gif ,

где http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image018-7.gif

http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image128-5.gif

В заключение необходимо отметить, что для улучшения характеристик фильтров всех типов их целесообразно выполнять в виде цепной схемы, представляющей собой каскадно включенные четырехполюсники. При обеспечении согласованного режима работы всех n звеньев схемы коэффициент затухания http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image130-5.gif  такого фильтра возрастает в соответствии с выражением http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image132-5.gif , что приближает фильтр к идеальному.



Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы и задачи

  1. Для чего служат фильтры?
  2. Что такое полосы прозрачности и затухания?
  3. Каковы основные параметры фильтров?
  4. Как классифицируются фильтры в зависимости от диапазона пропускаемых частот?
  5. Почему рассмотренные фильтры нельзя считать идеальными?
  6. Как можно улучшить характеристики фильтра?
  7. Определить границы полосы прозрачности фильтров на рис. 1,а и 3,а, если       L=10 мГн, а С=10 мкФ.

Ответ: http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image134-5.gif , http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image136-5.gif .

Контрольные вопросы и задачи

  1. Для чего служат фильтры?
  2. Что такое полосы прозрачности и затухания?
  3. Каковы основные параметры фильтров?
  4. Как классифицируются фильтры в зависимости от диапазона пропускаемых частот?
  5. Почему рассмотренные фильтры нельзя считать идеальными?
  6. Как можно улучшить характеристики фильтра?
  7. Определить границы полосы прозрачности фильтров на рис. 1,а и 3,а, если       L=10 мГн, а С=10 мкФ.

Ответ: http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image134-5.gif , http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image136-5.gif .

Контрольные вопросы и задачи

  1. Для чего служат фильтры?
  2. Что такое полосы прозрачности и затухания?
  3. Каковы основные параметры фильтров?
  4. Как классифицируются фильтры в зависимости от диапазона пропускаемых частот?
  5. Почему рассмотренные фильтры нельзя считать идеальными?
  6. Как можно улучшить характеристики фильтра?
  7. Определить границы полосы прозрачности фильтров на рис. 1,а и 3,а, если       L=10 мГн, а С=10 мкФ.

Ответ: http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image134-5.gif , http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image136-5.gif .

Контрольные вопросы и задачи

  1. Для чего служат фильтры?
  2. Что такое полосы прозрачности и затухания?
  3. Каковы основные параметры фильтров?
  4. Как классифицируются фильтры в зависимости от диапазона пропускаемых частот?
  5. Почему рассмотренные фильтры нельзя считать идеальными?
  6. Как можно улучшить характеристики фильтра?
  7. Определить границы полосы прозрачности фильтров на рис. 1,а и 3,а, если       L=10 мГн, а С=10 мкФ.

Ответ: http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image134-5.gif , http://www.toehelp.ru/theory/toe/lecture15/image136-5.gif .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Основное свойство степени

конспект урока по алгебре в 7 классе...

Урок математики по теме "Основные свойства функции"

Нестандартный урок алгебры в10 классе...

Основные свойства откладывания отрезков и углов

В основе системы обучения, которую я сейчас использую на своих уроках,лежит принцип: позиция учителя - к классу не с ответом(готовые знания, умения и навыки), а с вопросом, позиция ученика - за познан...

Основное свойство измерения углов

В основе системы обучения, которую я сейчас использую на своих уроках,лежит принцип: позиция учителя - к классу не с ответом(готовые знания, умения и навыки), а с вопросом, позиция ученика - за познан...

Основное свойство дроби

Несколько слайдов для более наглядного объяснения нового материала...

Основное свойство дроби

разработка урока к учебнику Бунимовича "Основное свойство дроби"...

Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс

обобщаем  знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....