Обмен опытом по теме "Технологии дифференцированного обучения на уроках физики"
статья по физике на тему

Сафонова Мария Ивановна

В статье рассматривается вопрос уровневой дифференциации на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii_differentsirovannogo_obucheniya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом  «Технологии дифференцированного обучения на уроках физики»

Сафонова М.И., учитель физики

         Целью внедрения элементов дифференциации в учебный процесс является для меня поиск различных способов, которые смогли бы помочь слабому ученику не остаться «за бортом», а учителю не скатиться до обучения «среднего ученика». У учащихся, слабо осваивающих предмет, снижен интерес к предмету. Причинами этого могут быть:

  • повышенная требовательность учителя;
  • непосильные задания;
  • отсутствие знаний;
  • серьезные отставания по предмету.

          Я считаю, что применение технологии дифференцированного обучения является одним из способов развития  угасающего интереса к изучению предмета.

         В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с 7 класса. Первые два года посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностике результатов обучения, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С IX по XI класс работаю с двумя – тремя группами учащихся дифференцированно. В сельской школе на уроках сложно осуществлять профильную дифференциацию (классы маленькие), поэтому в работе у меня преобладает уровневая дифференциация. Обучение по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений, провожу на элективных курсах.     Планируя результаты обучения, я выделяю уровень обязательной подготовки и формирую на этой основе повышенный уровень овладения материалом. Ученик, учитывая свои способности, интересы, потребности, получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. При этом важными условиями для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации являются:

  • выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
  • в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
  • добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности;
  • содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

         Далее я формирую мобильные группы, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки, быстроты усвоения и активности мышления. Итак, в классе сформировались три группы учащихся. Сообщаю ученикам, кто в какой группе оказался, группы отвечают уровням А, В и С. Ребята знают, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

Методика дифференцированной работы на уроке

           Итак, к 9 классу передо мной три группы. Можно начинать поэтапное дифференцирование.

I этап. Дифференцированная домашняя работа

             Первой группе предлагаю задания, соответствующие  обязательным результатам   обучения.

            Второй группе даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.

Третьей группе  - задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.

2 этап. Учет знаний учащихся на уроке

На этом этапе в классе выделяются консультанты — ребята из третьей группы. Сначала проверяю их работу, затем они помогают мне проверять работу остальных групп.

3 этап. Организация базового повторения

Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске.

Задания каждой группе предлагаю разные.

Участникам  первой группы — «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в...».

Участникам второй группы — «Назовите закон, на который вы опирались при выполнении задания...», «Закончите решение...».

Участникам третьей группы — «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определения, законы, использующиеся в данной задаче».

4 этап. Проверка усвоения пройденного материала

Она включает самоконтроль и работу консультантов.

5 этап. Изучение нового материала

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.

Участники первой группы переходят от обязательных заданий к творческим.        

Участники второй группы сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы.

Участники третьей группы снова и снова возвращаются к основным моментам.

6 этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ)

Участники первой группы выполняют задания по образцу.

Участники второй группы выделяют главное в решении.

Участники третьей группы работают с дополнительным материалом.

Подбор заданий

Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по теме «Закон сохранения импульса», в которой учащимся трех групп предлагаются различные задания.

Задание для первой группы

  1. Снаряд, летевший горизонтально со скоростью 20 м/с, разорвался на два осколка массами 4 кг и 6 кг. Укажите все правильные утверждения.

          А. Импульс  снаряда до взрыва был равен 200 кг . м/с.

          Б. Суммарный импульс двух осколков равен импульсу снаряда до разрыва.

          В. Импульс меньшего осколка после разрыва равен  80 кг . м/с.

          Г. Среди ответов нет верных.

Задание для второй группы

  1. Вагон массой 30 т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м /с, автоматически на ходу сцепляется с неподвижным вагоном массой 20 т. С какой скоростью движется сцепка?

Задание для третьей группы

  1. Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на два осколка массами 1 кг и 1,5 кг. Скорость большего осколка осталась после взрыва горизонтальной и возросла до 25 м/с. Определить величину и направление скорости меньшего осколка.

          В процессе внедрения технологии уровневой дифференциации главная роль принадлежит учителю. Проходя через творческое сознание педагога, через его личный опыт и преобразуя этот опыт, идеи уровневой дифференциации обучения приобретают живое воплощение. Таким образом, можно сделать вывод, что технология уровневой дифференциации является результативным, так как имеет то преимущество, что не оставляет ни одного ученика без работы, и каждому дается возможность попробовать себя во всех типах деятельности. Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования, а значит, имеет полное право быть востребованной педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках физики

Данная технология позволяет подходить к каждому ребёнку индивидуально, тем самым повышая интерес к предмету, развивая самоуверенность, делая урок интересным и насыщенным. Но в то же время заставляет у...

Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)

В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Диффере...

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умств...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Сущность реализации системно-деятельностного подхода - не вводить знания в готовом виде, а организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и ...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...

Дифференцированное обучение на уроках физики

Роль дифференцированного обучения для улучшения качетва урока,его эффективности....

Дифференцированное обучение на уроках физики

Статья рассказывает о применении дифференцировнного обучения на уроках физики. Как повысить качество урока, используя разноуровненые варианты....