Тестовый контроль знаний (методические рекомендации)
статья по физике на тему

В пособии описан опыт использования тестового контроля знаний как одной из новейших форм формирования предметных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovyy_kontrol_znaniymetodichka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО «Нижневартовский государственный

социально-гуманитарный колледж»

Тестовый контроль знаний (методические рекомендации)

Нижневартовск 2004

Методические     рекомендации     составлены    преподавателем  

физики        Новиковой Т.Г.

Ответственный за выпуск   -  Халикова Ю.Р.

Программа развития среднего профессионального образования и государственного стандарта по специальности ставят перед учебными заведениями задачу качественной подготовки конкурентоспособных специалистов. А это возможно лишь при обеспечении объективных оценок уровня подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности; проверке соответствия требований к подготовке выпускников уровневым стандартам знаний; выявлении пробелов в подготовке студентов и их  корректировке в ходе учебного процесса.

Контроль качества обучения на всех этапах образовательного процесса становится одной из главных проблем педагогики. Проверка знаний позволяет осуществить обратную связь между обучаемыми и обучающимися, дает конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть пробелы, ошибки и недочеты в знаниях студентов. Проверяя и анализируя знания студентов, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.

В связи с повышением научно-теоретического уровня обучения возникла необходимость усиления роли оперативного контроля за качеством знаний студентов. Наиболее эффективным методом оперативного контроля является тестовый.

Применение тестовых заданий.

Сегодня в средне-специальных учебных заведениях тестовые задания в основном используются для контроля знаний с целью их оценки. Вместе с тем, процесс обучения не может успешно проходить без заданий, помогающих решать также учебные задачи как актуализация, закрепление, коррекция, повторение, систематизация, обобщение знаний. Именно в ходе решения этих задач и происходит формирование знаний, а на их основе – формирование умений правильно применять полученные знания на практике. Каждой названной задаче соответствует свой этап, через который проходит обучение. Использование задания на каждом этапе помогает организовать обучение таким образом, что пробелы в знаниях и умениях своевременно исправляются.

Использование текстовых заданий в обучении рождает необходимость разработки содержания заданий и методики их применения.

Содержание заданий определяется в соответствии с образовательным стандартом и программой соответствующей учебной дисциплины. Методика предусматривает способы применения заданий в ходе обучения.

Основные этапы применения тестовых заданий соответствуют основным этапам обучения, при этом главное требование к организации тестирования – представление одинаковых условий для всех испытуемых.

  • Актуализация знаний проводится перед началом изучения нового материала для выявления уже имеющихся у студентов знаний и подготовки к восприятию новых. Это  решается в процессе выполнения заданий и последовательного обсуждения результатов тестирования в группе. В журнал выставляются только положительные оценки по желанию самих студентов.
  • Закрепление знаний проводится сразу после изучения нового материала для повторения и его детальной проработки, которая осуществляется отдельно по каждой теме при помощи систем текстовых заданий, взаимосвязанных по своему содержанию.
  • Текущий контроль нужен для выставления текущей оценки. Тестирование проходит для всех студентов группы в одинаковых условиях и с одинаковыми заданиями. Текущей контроль проводится регулярно в ходе обучения. После проверки правильности выполнения заданий результаты доводятся до студентов, обсуждаются в группе, и знания студентов корректируется.
  • Обобщение знаний – организация  повторения, закрепления, систематизации знаний для достижения их прочности. Обобщение знанию проводится систематически в ходе обучения и на заключительном этапе обучения, после изучения всего учебного материала.
  • Итоговый контроль проводится в форме зачета (экзамена).

Типы тестов и приемы программирования.

В педагогической практике широко распространенны тесты со свободной и с несвободной формулировкой ответов.

К тестам первого типа  относят задания, ответ на которые должен быть дан письменно в виде текста, эскиза, схемы, графика, формулы или числа. В пед. литературе тесты этого типа можно встретить под названием рабочих тетрадей, или тетрадей с печатной основой.

К тестам второго типа относится задания, требующие ответа «правильно-неправильно», выбора правильного ответа из ряда предложенных, на классификацию и перегруппировку.

Приемы программирования.

  1. Один ответ правильный, остальные неправильные. При пользовании этим приемом неправильные ответы следует подбирать с учетом возможных и часто встречающихся ошибок.
  2. Все приведенные ответы встречаются в определенном разделе, но только один из них отвечает на конкретно поставленный вопрос.
  3. Все ответы правильные, но только один из них исчерпывающий. В контрольном вопросе в таком случае предлагается выбрать наиболее полный ответ.
  4. Предлагается подобрать пропущенное слово, формулу, деталь и т.п.
  5. Предлагаются вопросы для усвоения терминологии.
  6. Предлагаются вопросы и задания, активизирующие мыслительную деятельность обучаемых, для осмысления и сознательного усвоения учебного материала, развития мышления и формирования соответствующих умений.
  7. Предлагаются типовые задачи и примеры.

Требования к тестам.

Тест, как и всякая письменная контрольная работа, по которой делается вывод об учебных успехах учащегося, должен обладать тремя качествами: валидностью, надежностью, объективностью.

Валидность теста – это качество, которое обозначает его пригодность для измерения того свойства ( в данном случае уровня подготовки по физике), для измерения которого он предназначен. Валидность тестов для определения уровня подготовки по физике можно установить либо экспертно, либо на основе их практической проверки, итогом которой должно быть соответствие результата тестовой  проверки и реальной подготовленности студента.

Надежность теста  состоит в том, что при достаточно большой случайной выборке студентов данного коллектива применение его будет давать один и тот же результат. Надежность теста – условие, которое необходимо для его валидности. Хотя понятно, что если тест надежен, то это еще не означает, что он обладает валидностью. Надежность теста может быть достоверно установлена только на практике.

Объективность теста  - это качество, которое обеспечивает получение однозначного результата независимо от того, кто проводит испытание, то есть от субъективных взглядов и  суждений экзаменатора. Объективность больше относится не к содержанию тестовых заданий, а к инструкции по применению теста и оцениванию результатов испытания. Для всех испытуемых должны быть созданы одинаковые условия, такие, как ознакомление с техникой выполнения теста, одинаковое для всех время на выполнения работы, возможности самопроверки ответов, их  исправления  и т.п. Для объективной оценки испытуемых особенно важно нормирование теста. Оно достигается путем сравнения результатов испытания с какой-то выбранной для всех одинаковой «нормой». Оценивания результатов проводится либо в сравнении со средним результатом, полученным при тестировании всей исследуемой популяции, либо в сравнении с требуемым результатом, который обозначен до проведения исследования.

Задания с выбором ответа и методика их применения.

В данном случае содержание заданий теста разрабатывается соответственно изучаемому материалу и нормируется, то есть по каждому заданию определяется средний результат его успешного выполнения при тестировании всей совокупности испытуемых. Результаты проверки получаются в сравнении со средним числом – с «нормой».

Альтернативный вариант измерения – «критериальный» - получается в результате сравнения с ожидаемой или требуемой успешностью. В том и другом случае результат сравнения обычно выражается либо процентом, либо десятичной дробью. Например, студент выполнил 15 заданий из требуемых 20. Его успешность 75% или 0,75.                               «Критериальная» оценка в значительной мере характеризует качество учебного процесса (работу преподавателя, методику, учебник и т.п.). Она показывает, какую часть фактически освоил студент из того, что предлагалось.

Любой тест может служить как для нормированной оценки, так и для критериальной оценки. Все зависит от того, с чем сравнивается результат.

Важной особенностью заданий с выбором ответа  является возможность быстрой и простой проверки знаний студентов. Это способствует экономии времени преподавателя, позволяет быстро сообщить результаты выполнения заданий.

Применяя тестовые задания для контроля знаний студентов преподаватель может получить информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков по применению знаний в различных ситуациях. Задания с выбором ответа не могут решить всех задач, связанных с контролем знаний студентов по физике. По результатам выполнения этих заданий преподаватель не может проследить за ходом мысли студента, проверить умения по выполнению сложных расчетов, решению комбинированных задач, способности построения логически связанного устного ответа. Для достижения наибольшей эффективности процесса обучения необходимо сочетать различные формы письменной и устной проверки знаний, умений и навыков студентов.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими.

Рассмотрим основные принципы методики применения заданий с выбором ответа.

  1. В заданиях выделены основные элементы знаний по основным темам курса физики. Эти вопросы целесообразно использовать в первую очередь при закреплении нового материала, изученного на уроке. Выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных, которые могут быть получены при типичных ошибках в понимании учебного материала или при выполнении расчетов, часто приносит большую пользу, чем однократное получение единственного правильного ответа.
  2. Каждое задание включает основные и дополнительные вопросы. Такого типа задания позволяют быстро и объективно проверить усвоение основных элементов знаний по одной или нескольким темам, а также умения и навыки применения полученных знаний на практике. В зависимости от числа правильных ответов выставляется оценка по пятибалльно школе.

Например:

Число правильных ответов                          Оценка

                (из 15)

                 0 – 3                                                      1

                 4 – 5                                                      2  

                 6 – 8                                                      3

                 9 – 11                                                    4

                12 – 15                                                   5

Введение трех дополнительных вопросов позволяет одновременно сделать задание посильным для всех и обеспечит полную нагрузку на урок наиболее подготовленным студентам. Закончивший работу над основными вопросами, отвечает на дополнительные. Дополнительные вопросы выполняют функцию коррекции при выставлении отличной оценки, так как любой, полностью овладевший основным учебным материалом по данной теме, может допустить случайную ошибку при выборе ответа. Правильный ответ на один или несколько дополнительных вопросов повышенной трудности компенсирует случайный промах и тем самым гарантирует более объективную оценку знаний.

Для облегчения процесса проверки результатов выполнения зданий с выбором ответа студенты должны делать записи в стандартной форме.                

Например:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В этом случае выбранная буква записывается под соответствующим номером вопроса.

Можно делать записи в прямоугольнике выбрав ответ, который, по его мнению, является правильным, отвечающий должен сделать отметку в таблице против номера вопроса и буквы, соответствующей выбранному  варианту ответа.

Проверка задания может быть упрощена применением специального трафарета с отверстиями против клеточек, соответствующих правильным ответам.

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

*

*

*

*

3. Задания с выбором ответа позволяют оценить  успешность обучения большой группы студентов на основе поэлементного анализа знаний. Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу, отмечая правильные ответы на вопрос знаком «+», ошибочные ответы – знаком «- ».

Пример таблицы результатов выполнения задания

Фамилия имя

Номер вопроса

Количество

верных ответов

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

.

.

.

35

Иванов К.

Яковлев Ю.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

10

13

4

5

Всего правильных ответов

29

30

12

9

31

29

24

17

8

20

23

17

14

13

11

Всего:

«5» -

«4» -

«3» -

«2» -

Процент правильных ответов

83

86

34

26

89

83

69

49

23

57

66

49

40

54

31

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет по  каждому вопросу задания определить процент студентов давших правильный ответ. Если доля правильных ответов превышает 75 – 80%, то можно считать, что данный элемент  знаний усвоен большинством и в дальнейшей отработке совсем не нуждается. При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всей группой, анализируя характерные ошибки.

4. Приведенная выше таблицы дает также информацию об усвоении темы каждым студентом, выявляет характерные ошибки. Это позволяет дать каждому студенту необходимую консультацию и рекомендовать, на какие вопросы  изученной темы ему необходимо обратить особое внимание.

Для работы над ошибками тексты заданий с выбором ответа могут быть даны на дом, а отчет о проделанной работе должен быть сдан на следующем уроке в письменном виде с полным решением тех задач, на которые были даны неверные ответы.

Задания с выбором ответа полезно использовать также при организации самостоятельной работы на уроке в режиме самоконтроля.

«Нетрадиционные тестовые задания»

В своей работе я применяю разного типа тестовые задания — тесты: 1) дополнения; 2) напоминания; 3) альтернативные; 4) выбора; 5) сличения; 6) ранжирования; 7) комбинированные; 8) профнаправленные.

Тест дополнения представляет собой задание в виде предложения с пропуском слова или сочетания слов, цифр или формул, отмеченных точками. Ответ на каждый вопрос должен быть лаконичным и однозначным.

Пример 1

1. Собственная проводимость полупроводников — ...

2. Ковалентная связь — ...

3. Примесная проводимость —

 4  Донорные примеси — ...

 5. Акцепторные примеси — ...

Тест напоминания представляет собой прямой вопрос, требующий только односложного ответа в виде слова, числа, формулы, изображения. Вот пример из темы «Электрический ток в электролитах».

1. Как называется процесс распада частиц вещества на ионы при растворении его в воде?

2. Как изменяется с увеличением температуры раствора электролита его электропроводность?

3. Какова формула закона электролиза?

4. Как называется процесс выделения на электродах вещества при протекании тока через раствор электролита?

   Альтернативный тест составляю из предложений, содержащих какие-либо утверждения, правильность или неправильность которых должен определить учащийся. Ответы он дает словами «правильно» или «неправильно», «да» или «нет». Приведу пример, относящийся одновременно к двум физическим терминам: мощности и энергии.

1. Это физическая величина; это понятие.

2. Оба характеризуют работоспособность тела.

3. Характеризует: быстроту выполнения работы; значение выполненной работы.

4. Выражается: в джоулях; в ваттах.

    Тест выбора состоит из начала фразы и серии ее окончаний, играющих роль ответов. Окончания приведены как правильные, так и неправильные. Учащийся должен сделать выбор, выделив верные. Ответы могут даваться с помощью сигнальных карточек, где написаны номера или литеры верных ответов (окончаний фраз).

     Тест ранжирования представляет собой задание, а также перечень явлений, объектов, величин, характеристик, которые должны быть расположены по порядку, т.е. по степени значимости, размеру и т.п. Этот перечень — база для построения ответа.

     Комбинированный тест содержит задания разных типов. Ответы на него учащиеся выбирают из данных. Пример такого теста на тему «Тепловые явления» (VIII класс) дается далее.

  Профнаправленный тест содержит кроме вопроса или утверждения еще и информацию, связанную с темой курса и какой-либо профессией. Приведу пример по теме «Электрический ток в различных средах»; ученик должен выбрать ответ из предложенных.

Известно, что широкое применение полупроводников в науке, технике и быту обусловлено следующими важными свойствами этих материалов:

А — температурная зависимость сопротивления полупроводников совершенно иная, чем металлов: с ростом температуры сопротивление полупроводников убывает, а проводимость увеличивается;

Б — сопротивление полупроводников очень зависит от освещенности;

В — проводимость полупроводников может быть сильно увеличена за счет добавления примесей;

Г — в полупроводники с р n переходом для образования свободных носителей зарядов вводят примеси; поэтому полупроводниковые устройства не имеют специальных источников тока, их схемы становятся миниатюрными, и достигается экономия электроэнергии.

Литература

  1. Качетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе: Метод. пособие. – М.: Высш.шк., 1988. – 231с.
  2. Куракина Н.С. Методика применения тестовых заданий. // Среднее профессиональное образование (приложение). – 2004. - №2.
  3. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических  средств обучения: Учеб. – метод. Пособие. –М.: Высш.шк., 1987. -175с.
  4. Митрофанова Н.В. Опыт применения тестовых заданий. //Физика в шк. – 2000. - №1.
  5. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7 -11 кл.: Кн. Для учителя / В.Г. Разумовский, Ю.Н.Дик, И.И.Нурминский и др.; Под ред. В.Г.Разуновского. – М.: Просвещение, 1996ю – 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...

Тестовый контроль знаний по теме "Неметаллы"

Предложены 3 варианта, содержащие 17 вопросов для тестового кантроля знаний по теме "Неметаллы"...

Тестовый контроль знаний по теме "Химические реакции"

Тестовая работа по теме "Химические реакции" содержит два варианта по 13 вопросов, составлена на основе вопросов ЕГЭ...

тестовый контроль знаний по теме "Бактерии"

Тестовый контроль знаний по теме "Бактерии" проводится с целью проверки знаний , работа представлена в 2 вариантах....

тестовый контроль знаний по теме "Факторы, направления и пути эволюции"

Задания в тестовой форме по теме "Факторы, направления и пути эволюции" предназначены для тематической проверки знаний учащихся 10 класса....

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии

Проверка знаний и умений важное звено в обучении биологии. Изучение состояния биологической подготовки непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка в...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...