Неделя физики в общеобразовательной школе
материал по физике на тему
В материале представлена методическая разработка предметной недели по физике для общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_fiziki_perervenko.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Неделя физики
в общеобразовательной
школе»
(для 7-11 класса)
Выполнили: учитель физики
МБОУ СОШ № 48 г.Белгорода
Перервенко Эльвира Олеговна
2014 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Методическая разработка «Неделя физики в школе»
- План-программа методической разработки
- Содержание мероприятия «Вечер занимательной физики »
1. Пояснительная записка
Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно-математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших учеников и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на учителей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.
Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний школьников. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие учащиеся всех классов школы.
План недели выглядит следующим образом: каждый день проходит по одному мероприятию. Они подготовлены для каждой возрастной группы в отдельности (7-11 классы) и проходят в виде различных конкурсов, игр и экскурсий. Учтены особенности школьников; уровень их знаний, умений, навыков; их профориентированнность.
Мы, как молодые специалисты работающие в школе лишь первый год, не имеем такого обобщенного опыта работы, но пламенное стремление к самосовершенствованию, самообразованию и развитию себя как педагогов помогают нам в работе.
2. Методическая разработка «Неделя физики в школе»
Цели:
1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами, преподавателями вуза.
3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни
Задачи
1. Сделать школьную жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.
2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли исследователей, лаборантов и студентов
Человеческие ресурсы:
1. Учителя физики и классные руководители, преподаватели НИИ БелГУ.
2. Учащиеся школы с 7 по 11 классы
Временной ресурс: одна учебная неделя
3. План-программа методической разработки
1. Физические Игры (7-9 классы)
2. Физические Конкурсы (10-11 классы)
3. Физические Экскурсии (10 классы)
I. Подробное рассмотрение программы физических игр (7-9 классы)
В физических играх принимают участие школьники с 7 по 9 классы. Соревнования проходят во время уроков физики по расписанию, составленному учителем физики.
Физические Игры 2014 (проводимые в каждом классе отдельно).
Сводная таблица.
Игра Класс | « Вечер Занимательных опытов» | «Электричество и мы» | «Увлекательная оптика» |
Понедельник | 8 класс | ||
Вторник | |||
Среда | 7 класс | ||
Четверг | 9 класс | ||
Пятница |
В каждой игре объявляется победитель, который награждается грамотой-победителя. Остальные участники получают грамоту-участника данного мероприятия.
II. Краткий обзор Физических Конкурсов.
Физические Конкурсы 2014.
Сводная таблица.
Игра Класс | «НаноУмники и Наноумницы» | Конкурс газет «Физика в школе» | «Мисс и Мистер Физик 2014 » |
Понедельник | 8 классы | ||
Вторник | 10 классы | ||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | 11 классы |
Итоги данных конкурсов (кроме конкурса газет) подводятся в день его проведения в рамках «Недели физики». Победители награждаются специальными призами и грамотами. Итоги конкурса газет объявляются в конце предметной недели.
III. Проведения Физических Экскурсий.
Проходятся на кафедрах Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ»
Физические Экскурсии 2014.
Сводная таблица.
Экскурсия Класс | Экскурсия «Я исследователь» |
Суббота | 10 классы |
Ученики 10 класса оказываются на экскурсии в лабораториях Инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ», где просматривают красочные опыты и пробуют себя в роли студента- исследователя.
Обобщенная план-сетка
мероприятий
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
7 класс | «Занимательные опыты» | |||||
8 класс | Конкурс газет «Физика в школе» «Электричество и мы» | |||||
9 класс | «Увлекательная оптика» | |||||
10 класс | «НаноУмники и Наноумницы» | Экскурсия «Я исследователь» | ||||
11 класс | «Мисс и Мистер Физик 2014 » |
4. Содержание мероприятия
Внеклассное мероприятие в 7 классах
«Вечер занимательной физики»
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
- Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
- Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
- Формировать умение четко излагать свои мысли.
- Формировать умение работать в коллективе, в группе.
- Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
Подготовительный этап.
На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.
Ход мероприятия.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:
- Чуркину Настю, ученицу 10 класса.
- Валуйскую Дарью , ученицу 11 класса.
- Левину Валентину, студентку 5 курса инженерно-физического факультета НИУ «БелГУ».
А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс. Приветствие.
Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.
2 конкурс. Викторина по физике.
А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
- Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
- Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
- Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
- Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
- Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
- Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
- В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
- Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Сила притяжения со стороны Луны)
Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.
«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.
3 конкурс. «Объясни опыт»
Для каждой команды демонстрируется 1 опыт. Команда должна дать объяснение увиденному явлению. Максимум за конкурс – 5 баллов.
- «Тяжелая газета». На стол кладут длинную деревянную линейку и ударяют рукой. Линейка падает. Затем линейку накрывают газетой и снова с силой ударяют. Газета рвется, а линейка остается лежать на месте. Так как площадь газеты велика, до давление воздуха на ее поверхность достаточно большое, поэтому линейка не падает.
- «Две жидкости меняются местами». В одну рюмку наливается вино, в другую – вода. Рюмку с водой накрываем пластиковой карточкой и переворачиваем на рюмку с вином. Между рюмками делаем маленькую щель. Наблюдаем, как вино тонкой струйкой поднимается в верхнюю рюмку, а вода перетекает вниз. Происходит это потому, что плотность воды больше, чем плотность вина. Поэтому более легкая жидкость стремится наверх, а более тяжелая – вниз.
- «Расплющиваем банку». Немного воды кипятим в алюминиевой банке из-под газировки. Щипцами берем банку и переворачиваем в емкость с холодной водой. Банка расплющивается. Дело в том, что в не нагретой банке – вода и воздух. Когда вода кипит – воздух в банке замещается паром. Затем холодная вода охлаждает пар, и он превращается в несколько капелек воды. Воздуха в банке уже нет, следовательно, давление в ней ниже атмосферного. Под его действием банка расплющивается.
4 конкурс. «Пантомима»
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)
- Жидкое
- Твердое
- Газообразное
Максимум за конкурс – 3 балла.
5 конкурс. «Конкурс капитанов».
- Поставить полоску бумаги на стол ребром. (Сложить пополам, скрутить и т.д.)
- Отгадать, что в черном ящике.
Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.» (Правильный ответ - вода)
- Перелить из цилиндрического стакана ровно половину воды в один прием. (Аккуратно лить воду, пока не покажется край донышка)
Капитан, первый справившийся с каждым заданием, приносит своей команде 1 балл.
6 конкурс. «Загадки»
- Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
- Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
- Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
- Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
- Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
- Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
- Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
7 конкурс. «Объясни опыт»
Каждой команде демонстрируем по 1 опыту. Участники команды должны его объяснить. Максимум за конкурс – 5 баллов.
- «Четыре этажа жидкостей». Жидкости разных плотностей, подкрашенные в яркие цвета, наливаются слоями в высокий бокал. Школьники видят, что жидкости не перемешиваются. Объяснение - см. опыт «Две жидкости меняются местами».
- «Яйцо в бутылке». В бутылку с широким горлышком бросаем зажженную бумагу. Воздух в бутылке становится разреженным, и яйцо под действием атмосферного давления всасывается в бутылку.
- «Достань яйцо из бутылки». В трехлитровую банку бросаем зажженную бумагу, на горлышко для герметичности лепим пластилин. Опускаем бутылку с яйцом горлышком вниз. Яйцо подает в банку. Так как воздух банке стал разреженным, давление внутри бутылки оказалось выше, чем в банке.
8 конкурс. Викторина по математике.
Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины.
- Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
- Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)
Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы хотим показать вам одну волшебную жидкость.
Готовим Неньютоновскую жидкость, приглашаем ребят поиграть с ней, рассказываем о ее свойствах.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ведущие, члены жюри, представители команд делятся впечатлениями от прошедшего вечера занимательной физики. Члены жюри подводят итоги.
Ведущие награждают благодарностями школьников, которые помогали оформлять стенгазету к вечеру занимательной физики.
Председатель жюри объявляет итоги конкурса, ведущие награждают дипломами команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.
5. Список используемой литературы и источников
1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.
2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.
3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.
4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.
5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.
6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.
7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.
8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008
9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.
10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.
11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006
12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2003.
13. http://www.openclass.ru
14. http://festival.1september.ru
15. http://class-fizika.narod.ru
16. http://scool.edu
17. http://physmatica.narod.ru
18. http://www.alsak.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы
В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к. процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...
Cовременное состояние обучения физики в общеобразовательной школе
Дифференцированный подход к изучению физики позволяет расширить и повысить уровень знаний учащихся, если применять различные методы про-верки знаний: подготовка докладов, рефератов, кроссвордов, приме...
Методическая разработка недели математики и физики в общеобразовательной школе
Методическая разработка содержит план проведения недели математики в школе с заданиями по каждому этапу....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Неделя математики" в общеобразовательной школе.
Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Внеклассная работа являет...
сценарий внеклассного мероприятия на неделе физики в основной школе "Праздник физики"
Сценарий создает условия для реализации разноуровневого потенциала детей.Позволяет осуществлять индивидуальный поход к ребенку через творческие способности....
Неделя математики в общеобразовательной школе
Данная разработка предназначена для проведения недели математики. Содержит полный пакет мероприятий и занятий....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в общеобразовательной школе
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интере...