Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мухаматгалеева Хабира Фоатовна,
учитель географии.
МБОУ «Псеевская СОШ»
Менделеевского муниципального района РТ
Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии
Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и - обязательно!- инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу. Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя к нему, уважение.
Поиск наиболее точного смыслового значения понятия “личностный подход в образовании” в исследовательских работах различных авторов, работающих в области этой проблематики, привел меня к выводу, что он не имеет в педагогической теории и практике однозначной трактовки. Наиболее часто встречаются следующие варианты его использования:
-как приоритет индивидуальности в образовании в отличие от коллективного воспитания;
-как этико-гуманистический принцип общения учителя и ученика;
-как принцип концентрации педагогической деятельности на главной цели – личности;
-как принцип свободы личности в образовательном процессе;
-как построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.
Этот многомерный подход объясняется тем, что “личностный подход”, как и само понятие “личность”, - сложный предмет исследования многих наук, который не может быть сведен к одному единственному способу его понимания. А это допускает создание конкретных концепций, разрабатывающих те или иные аспекты данной проблемы.
Личностно-ориентированный подход предполагает:
-учет личностного опыта каждого учащегося;
-постановку специальных целей, корректировку содержания образования;
-специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.
Создавая в ходе учебно-воспитательного процесса социально-педагогическую ситуацию, я стремлюсь формировать у ребенка творческое, нравственное отношение к собственной жизни, ее согласованность с жизнью других людей.
В результате я четко осознала следующие специфические особенности предмета географии, которые учитываю в своей работе. География – замечательный школьный предмет, который изучает окружающий мир. И каким покажем мы этот мир детям, в таком мире они будут жить.
В настоящее время географическая наука всё более приобретает геоэкологи-ческую направленность и существенное практическое значение.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:
-востребованность результатов обучения в жизни,
-личностную ориентацию и деятельностный характер обучения,
-формирование ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач,
-разгрузку содержания образования и т.д.
Одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни.
Особенно значимым развивающий потенциал предмета географии делает сочетание социальных и естественных компонентов в географическом познании.
Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Важной особенностью личностно–ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. При традиционном обучении большую часть урока учитель “берет на себя”, оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы. При личностно–ориентированном обучении ученику предоставляется свобода выбора, т. е. он сам выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке. Свои уроки я строю, опираясь на следующие принципы личностно ориентированного обучения:
•принцип выбора;
• принцип индивидуальности;
• принцип творчества и успеха;
• принцип веры, доверия и поддержки.
Каждый ребенок использует свой подход к обработке учебной информации при изучении материала для того, чтобы он легче усвоился. Одни учащиеся, рисуют задание , кто–то группирует информацию (выражает в виде таблицы), другие отображают в виде схемы и т.д.. Это очень помогает при составлении заданий (дидактического материала), основой которых служат разные способности детей к обработке информации, одновременно предоставляется возможность выбора и самостоятельного решения самим детям.
Примером к выше сказанному, может послужить разработка урока в 8 классе по теме “Природные зоны России”. На уроке использую разнообразные способы предоставления информации (таблица, рисунок, схема–картинка, описание по плану). При этом я не раскрывает весь материал темы, а приводит лишь пример описания одной природной зоны разными способами. Вторая природная зона разбирается вместе с учащимися, которые выбирают карточку с определенным способом отображения информации. Описание остальных природные зоны предлагается выполнить самостоятельно, при этом учащиеся отображают свои ответы (описание) так, как им удобно.
Первый способ. Описание природных зон России по плану.
1Географическое положение зоны.
2.Особенности климата.
3.Почвы.
4Типичные растения.
5Типичные животные.
Второй способ. Карта – схема «Природные зоны России»
На контурной карте выделить природные зоны и значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения, почвы, типичные растения и животные).
Третий способ. Таблица «Природные зоны России»
Четвёртый способ.
Выполнить рисунки природных зон. На них значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, господствующие ветры, коэффициент увлажнения, почвы).
Учитывая особенности учащихся, уровень их знаний и умений, индивидуаль-ными делаю и домашние задания. Приведу примеры вариантов домашних заданий для учащихся по их выбору.
Такая работа позволила выявить предпочтение каждого ребёнка к способам и формам проработки учебного материала и осуществить её классификацию.
Учителю необходимо сделать так, чтобы выявленные детские предпочтения не были статичны, он должен стимулировать ребёнка к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, учитывая всё же при этом, что наиболее ярко учащийся может выразить себя именно в личностно значимых способах.
Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического, экономического состояния отдельных территорий, стран, регионов. Мои ученики стали активнее включаются в акции и проекты по изучению, охране и преобразовании родного края.
ЛИТЕРАТУРА
12.ДушинаИ. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1/2009
Заявка на участие в ХI Международной научной- практической конференции
N | ФИО | Должность | Тема доклада | Почтовый адрес | Эл. адрес | Номер телефона |
1 | Мухаматга-леева Х.Ф. | Учитель геогра-фии | «Многомерное практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии» | 423646, РТ, Менделеевский район, с. Псеево | habira65@mail.ru | 8 9179398454 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь э...
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
личностно - ориентированное обучение на уроке географии
Презентация...
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности является образование. Образовательное учреждение на данном этапе ее развития становится важнейшим звеном в формирова...
Описание опыта работы "Личностно-ориентированное обучение на уроках географии"
Технология личностно -ориентированного обучения (автор Якиманская И.С.) всегда вызывало и вызывает интерес среди учителей. В статье рассмотрены особенности дифференцированного подхода в обучении, испо...