урок по физике в 10 классе "Силы трения" с презентацией
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Корепанова Ирина Адольфовна

Урок "Силы трения"

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Использованы следующие методы обучения: беседа с использованием презентации, исследовательская деятельность, решение задач для закрепления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестуемый  педагог - Корепанова Ирина Адольфовна

Предмет - физика, класс -10, УМК - Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.К.

Тема урока - «Силы трения»

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- познакомить учащихся с явлением трения;

- сформировать понятие силы трения;

- экспериментально установить , от чего зависит эта сила;

- выяснить причины возникновения силы трения;

- рассмотреть классификацию сил трения и значение явления трения в природе и технике.

Метапредметные результаты:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты:

- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей.

Используемые технологии:

- групповая,

- элементы ИКТ

- исследование.

Методы:

- словесный,

- проблемный,

- исследовательский .

Оборудование:

- лабораторное оборудование (бруски, набор грузов, динамометр),

- мультимедийный проектор,

- компьютер.

Эпиграф к уроку

ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы

 и приемы

1.Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Регулятивные (контроль)

Коммуникативные(управление поведением, разрешение конфликтов)

Приветствие учителя; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Приветствуют учителя

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать и направить на познавательную деятельность учащихся

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

Коммуникативные (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества)

Регулятивные ( целеполагание, прогнозирование, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися)

Познавательные(умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации)

С какими силами мы с вами уже знакомы?

Сегодня на очереди еще одна сила- сила трения. Среди окружающих нас механических явлений важное место занимает явление трения. Шаг шагнул – трение, машина тормозит – трение, мел скрипит по доске – трение.

Тема сегодняшнего урока: силы трения. На какие вопросы мы сегодня должны найти ответы?

Итак, перед нами сегодня стоят следующие задачи:

- дать определение силы трения;

- выяснить причины ее возникновения, от чего она зависит;

- рассмотреть классификацию сил трения, их особенности и значение явления трения в природе и технике.



Называют силы, изученные ранее.

Ребята выдвигают свои вопросы, записывают в тетради.

3.Изучение нового материала

 Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

Регулятивные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока)

Познавательные (формулирование проблемы; поиск информации;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные (умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли ).

Вспомним, что такое трение?

(сопротивление движению одного тела по поверхности другого)

Явление трения характеризуют силой, которая называется силой трения.

Каковы причины возникновения сил трения? (неровности поверхностей, межмолекулярное притяжение)

Какие силы трения вы знаете? ( сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения скольжения, вязкое трение)

О какой силе трения идет речь в известной сказке «Репка» (тянут, потянут – вытянуть не могут)

Почему она возникает? (сила трения больше или равна силе тяги)

Сила трения покоя равна по модулю и направлена противоположно параллельной поверхности соприкосновения его с другим телом.

 Максимальное значение силы трения, при котором скольжение еще не наступает, называется максимальной силой трения покоя.

Когда тело начинает скользить по поверхности другого тела, на него также действует сила трения, которая называется силой трения скольжения.

Рисунок.

От чего зависит сила трения скольжения?

Для каждой группы поставлена своя проблема: зависит ли сила трения скольжения от поверхности соприкасающихся тел? Зависит ли сила трения скольжения от величины нормального давления? Зависит ли сила трения скольжения от состояния поверхностей, от материала поверхностей? (Приложение 1)

Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

Итак, на основании ваших экспериментальных выводов можно сделать окончательный вывод: модуль силы трения скольжения прямо пропорционален силе давления (весу тела) и зависит от состояния и вида поверхностей тел. Это можно записать в виде формулы:  

Где М – коэффициент трения, Н – модуль силы реакции опоры, который, согласно третьему закону Ньютона, равен по модулю силе нормального давления. Сила трения скольжения приблизительно равна максимальной силе трения покоя и направлена в сторону, противоположную направлению движения.

Приводится таблица коэффициентов трения для различных поверхностей. Вопрос: как можно определить коэффициент трения?

Силы трения возникают и при качении тела (отчет четвертой группы). При одинаковой нагрузке сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения.

До сих пор мы говорили о сухом трении. Смажем трущуюся поверхность жидкостью (лучше маслом). Когда твердое тело движется, соприкасаясь с жидкостью, опять возникает сила, называемая силой вязкого трения. Сила вязкого трения намного меньше силы сухого трения. В жидкостях и газах сила трения покоя отсутствует. Сила вязкого или жидкого трения зависит не только от скорости движения, но и от формы движущегося тела ( телам придают обтекаемую форму для уменьшения трения).

Роль трения в нашей жизни.

Итак, трение – явление, сопровождающее нас везде и повсюду. В одних случаях оно полезно, и мы всячески стараемся его увеличить. В других – вредно, и мы ведем с ним борьбу.

Выдвигают свои суждения.

 

Отвечают на вопросы.

В тетради делают рисунок с обозначением силы трения.

С помощью эксперимента измеряет силу трения.

На этот вопрос школьники группами самостоятельно ищут ответ с помощью эксперимента, для которого требуется оборудование: динамометр, брусок, набор грузов, дощечка и резиновая поверхность. Каждая группа отчитывается о результатах эксперимента.

Отвечают на вопросы.

Анализируют таблицу. Предлагают свои способы, после чего лабораторно определяют коэффициент трения скольжения данных поверхностей.

Смазывают поверхность маслом, определяют силу трения. Анализируют результат.

Ребята приводят примеры полезного и вредного значения трения в природе и технике.

Сообщающее изложение с элементами проблемности

Диалогическое проблемное изложение Упражнения Метод демонстраций

Объяснение Эвристическая беседа с элементами исследования

Групповая работа

4.Этап закрепления нового материала

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

Личностные (формирование духовно-нравственных оснований)

Регулятивные (способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения)

Предлагаю в тетради зафиксировать пройденный материал в виде опорного конспекта. Затем на экране демонстрируется готовая схема , при этом повторяются определения физических величин, смысл коэффициента трения, примеры явления трения в окружающем нас мире и др.

Предлагаю по группам решить некоторые задачи. (Приложение 2).

Ребята составляют опорный конспект по теме.

Сравнивают свой конспект с предложенным. Обсуждают. Повторяют.

Ребята в группах обсуждают, решают предложенные задачи.

5.Подведение итогов урока

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

Личностные (творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (параграфы учебника 38-40, письменно ответить на вопросы параграфа или приготовить сообщение на тему: «Трение в природе», «Трение в технике»). Проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.

Подведение итогов урока.  Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике "Путь при равномерном движении"

Презентация к уроку по физике "Путь при равномерном движении".Порядок слайдов в презентации:Запись Д/зАктуализация знанийИзучение нового материалаЗакрепление изученного материала...

презентация к уроку по физике в 11 классе "Ядерная физика"

Презентация содержит слайды для повторения материала и подготовки к тестированию по  теме. "Ядерная физика", а также тест с выбором ответа в формате ЕГЭ....

Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс

Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

Презентация к уроку по физике "Физика и познание окружающего мира", 10 класс

Презентация предназначена для вводного урока к курсу физики Г.Я. Мякишева и др. для 10-11 классов....

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...