Агрегатные состояния вещества
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Данный урок проводится по технологии КИМД развивающего обучения для учеников 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Агрегатные состояния
Цель. Ввести понятия агрегатного состояния вещества,
идеального газа, плазме.
I такт. Исследование.
- Назовите раздел физики, занимающейся изучением строения вещества.
- Какие состояния вещества вам известны.
- Что такое плазма?
- Что такое фазовый переход?
- Какой газ называется идеальным?
Учитель: В связи с возникшими затруднениями проблема нашего урока «Агрегатные вещества»
Учитель: Что вам известно по этому вопросу?
Ученик: Дают ответ.
Учитель: Поставьте цель к проблеме:
Ученик: Выяснить какие существуют агрегатные состояния вещества, что такое фазовый переход, что такое идеальный газ, какое агрегатное состояние вещества называется плазмой.
Учитель: Дома вы должны были построить «Древо понятий» к слову «Агрегатные» состояния.
Агрегатные состояния вещества.
соединения часть узел
/ / \
химическое доля единица
/ \
Реакция разложения превращения преобразования
\
перевести
Вам необходимо сейчас сделать выводное знание.
Уч-ся. Переход, преобразование, разложение доли или единицы вещества. Учитель: Поставьте цель на рефлексию.
Уч-ся. Слушать, выделять главное, сравнивать свою позицию с позицией товарища, иметь право на ошибку и исправление, критически переработать полученную информацию, получить радость от процесса познания. Учитель: Составим программу деятельности урока. Обратись к учебнику страница 220.
Ученик: 1. Фазовый переход;
- Твердое тело;
- Жидкости;
- Газ;
- Плазма.
Учитель: Поставьте цель к пункту 1.
Ученик: Узнать что такое фазовый переход? Какие существуют агрегатные состояния вещества?
Ученик: При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая- либо физическая величина: плотность, внутренняя энергия или симметрия системы. Учитель: Что взял для себя? Ученик: Ответы различаются.
Учитель: В предыдущих классах мы более подробно знакомились с 3 видами агрегатных состояний веществ. Давайте вспомним их свойства, заполним таблицу №1.
Таблица № 1
состояние в-ва. | форма | объем | Расстояние между молекулами |
т.т. | да | да | dm |
жид. | нет | да | dm=r |
газ | нет | нет | Очень большое |
Учитель: Назовите свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Ученик: Отвечают по таблице.
Учитель: Поставьте цель ко 2 п. программы.
Уч-ся.: Выяснить характерные особенности твердых тел. При каком условии вещества находится в твердом состоянии? Как движутся молекулы в твердом веществе.
Учитель: Подготовьте таблицу №2, в ходе изучения материала, мы будем постепенно ее заполнять.
Таблица №2
Т.Т. | Жид. | Газ | Плазма | |
Энергия молекул Ер; Ек | Ер»Ек | Ер=Ек | Ек»Ер | Ер«Ек |
Силы притяжения между молекулами | больше | меньше | незначно | незначно |
Наличие кристаллической решетки | есть | |||
Расстояние между молекулами | Очень маленькое | Близко к размерам молекул | Больше молекул | Намного больше молекул |
Свойства: Форма объем | Сохраняют Сохраняют | Нет сохраняют | Нет Нет | Нет Нет |
Учитель: Что взял?
Уч-ся: Ответы различаются.
Учит. Поставьте цель к 3 пункту.
Уч-ся. Выяснить особенности жидкого состояния вещества. Учит. В чем особенности движения молекул жидкости? Чем отличается потенциальная и кинетическая энергия жидкостей и твердых тел. Уч-ся. В жидкостях потенциальная энергия равна кинетической. Учит. Что взял? Уч-ся. Ответы различаются. Учит. Поставьте цель к 4 пункту Программы. Уч-ся. Выяснить особенности газообразного состояния вещества. Учит. Сформулируйте условия идеальности газа. Уч-ся. 1. 2.
3. Столкновения молекул газа между собой абсолютно упругие. Учит. Что взял? Уч-ся. Ответы различаются. Учит. Поставьте цель к 5 пункту Программы. Уч-ся. Выяснить какое агрегатное состояние называют плазмой. Учит. Выясните состав трехкомпонентной плазмы. Какой процесс называется ионизацией.
Уч-ся. Плазма, состоящая из нейтральных атомов, ионов и электронов называется
трехкомпонентной. Ионизация - процесс образования ионов из атомов.
Учит. Приведите примеры плазменного состояния вещества
Уч-ся. Солнечный ветер, северное сияние, туманности, звезды.
Учит. Заполненная нами таблица позволяет наглядно увидеть отличительные
особенности четырех состояний вещества.
Учит. Что взял?
Уч-ся. Ответы различаются.
Учит. Откройте стр.228 учебника, рис. 170. Этот рисунок дает представление о молекулярном строении вещества в разных агрегатных состояниях. Учит. Обратимся к модулю, построенному вами. Уч-ся. Отвечают по структуре модуля.
4. Постановка новой проблемы.
Учит. На столе стоит сосуд, состоящий из двух половинок. В нем находится две молекулы газа. Как по вашему мнению они распределятся в пространстве сосуда? Сколько возможных вариантов распределения молекул вы можете предложить? Уч-ся. Ответы различаются.
Учит. Как вы думаете, а если таких молекул будет больше, например, 25, как они тогда распределятся молекулы и сколько возможных вариантов может быть? Уч-ся . ответы различаются
Учит. На следующем уроке мы вами узнаем каким методом и как можно рассчитать количество таких вариантов.
- Выставление оценок.
- Рефлексия .
Учащиеся рефлексируют свою деятельность.
- Домашнее задание.
Параграф 47, стр. 229 (основные положения главы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
тест по теме: Агрегатные состояния вещества
тематический тест для 8 класса...
Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация.
Комбинированный урок для 8 класса....
Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"
В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....
Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"
Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...