Открытый урок по физике в 7 кл: "Решение задач по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. МАССА. ПЛОТНОСТЬ."
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Урок по физике в 7 классе позволяет повторить и обобщить материал, пройденный по теме " Взаимодействие тел. Масса. Плотность", а так же позволяет совершенствовать умение применять теоретические знания для решения аналитических и экспериментальных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:______________.

ТЕМА: "Решение задач по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. МАССА. ПЛОТНОСТЬ."

ТИП УРОКА: повторительно - обобщающий.

Цели:

Общеобразовательные.

        Повторить и обобщить материал, пройденный по теме " Взаимодействие тел. Масса. Плотность". Совершенствовать умение применять теоретические знания для решения аналитических и экспериментальных задач.

Развивающие.

        Формировать интеллектуальные умения анализировать, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.

Воспитательные.

        Развитие познавательного интереса к предмету; воспитание коммуникативной культуры учащихся, формирование умения организовывать самостоятельную работу; способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Оборудование для физического эксперимента: линейка, тело правильной формы (кусок мыла), тело неправильной формы из пластилина, рычажные весы, разновесы, мензурка с водой, пузырёк.
  2. Дидактический материал: карточки с заданиями и тестом, карточки контроля.

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Приёмы и методы

Время

(мин)

1

Организационный момент.

1

2

Повторение теоретического материала по изученной теме.

а) Разминка. Решение кроссворда.

б) Задание: "Найди правильную дорогу".

в) Задание: "Выпиши номера правильных формул"

Метод устного контроля в виде фронтального опроса.

Словесный метод.

3

3

4

Индивидуальная самостоятельная работа.

3

Работа с тестом

Индивидуальная самостоятельная работа в виде теста с выбором верного ответа.

7

4

Решение аналитической задачи.

Репродуктивный метод

6

5

Решение задачи экспериментальным путём.

Частично-поисковый метод.

Дифференцированная групповая работа учащихся, консультация учителя.

13

6

Итоги урока

Беседа с учащимися.

2

7

Постановка домашнего задания.

1

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

  1. а) Разминка. Решение кроссворда.

На доске нарисована сетка кроссворда. Посредством фронтального опроса учащихся заполняют пустые клетки.

1

у

2д

3

а

4

ч

5и

  1. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого времени. (Путь).
  2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. (Движение)
  3. Линия, вдоль которой движется тело при перемещении из одной точки в другую. (Траектория)
  4. Явление, происходящее во время взаимодействия при выстреле пули из ружья. (Отдача)
  5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Инерция)

Ключевое слово - УДАЧИ.

С этим напутствием ученики переходят к следующему заданию.

б) Задание: "Найди правильную дорогу"

На доске написаны физические величины, их обозначения и единицы измерения.

У учеников тоже самое на карточках. Предлагается соединить стрелочками указанные величины с их буквенным обозначением и единицами измерения. После выполнения задания на доске приводится правильное решение, ученики обмениваются для проверки карточками и выставляют оценки на лист контроля.

СКОРОСТЬ        S        м

ВРЕМЯ        V        м/с

МАССА        υ        с

ПУТЬ        t        кг/м3

ОБЪЁМ        ρ        кг

ПЛОТНОСТЬ        m        м3

Критерий оценки: "5"-без ошибок, "4"-1 или 2 ошибки, "3"-3 или 4 ошибки, "2"-5 и больше ошибок. (ошибка - это одна зачёркнутая стрелка)

в) Задание: "Выпиши номера правильных формул"

На доске написаны формулы.

У учеников тоже самое на карточках. Предлагается выписать номера правильных формул. После выполнения задания на доске приводится правильное решение, ученики обмениваются для проверки карточками и выставляют оценки на лист контроля.

Ответ: 1,4,6,7,10,12,14

Критерий оценки: (Количество правильных ответов - Количество неправильных ответов)=баллы по которым выставляется оценка.

"5"-7 баллов,

"4"-5 или 6 баллов,

"3"-4 балла,

"2"-3 балла или меньше.

  1. Работа с тестом.

Индивидуальная самостоятельная работа в виде теста с выбором верного ответа.

После выполнения задания на доске приводится правильное решение, ученики обмениваются для проверки карточками и выставляют оценки на лист контроля.

В тесте 5 заданий.

Критерий оценки: Число верно выполненных заданий равняется оценке.

(Тест - смотри приложение).

  1. Решение аналитической задачи.

Ученик решает задачу у доски, класс следит за решением и делает записи в тетрадях.

Условия задачи на карточках у каждого ученика.

ЗАДАЧА:

Баба Яга летела в ступе со скоростью 72 км/ч в течение 5 мин, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5 м/с.

С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

Ответ:2,2м/с.

  1. Решение задачи экспериментальным путём.

Дифференцированная групповая работа учащихся, консультация учителя.

Каждой группе учащихся предлагается решить задачу экспериментальным путём.

Учащиеся разделены на группы: сильные, средние, слабоуспевающие.

У доски один ученик из группы отчитывается о проделанной работе.

Группой каждому выставляют оценки на лист контроля за это задание.

Задание (слабоуспевающим):

Определить экспериментальным путём плотность куска мыла.

Оборудование: линейка.

Задание (среднеуспевающим):

Определить экспериментальным путём плотность пластилина.

Оборудование: линейка, весы, разновесы.

Задание (сильным учащимся):

Определить экспериментальным путём плотность жидкости (воды).

Сравнить результат с табличными данными.

Оборудование: весы, разновесы, мензурка с водой, пузырёк.

  1. Итоги урока.

Учащиеся на листах контроля выставляют себе итоговые оценки.

  1. Постановка домашнего задания.

сб. Лукашика.

на выбор:

1)         №129,181,225(на 4 и 5)

  1. №116,121,228(на 3)

Карточка контроля знаний.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.


Задание: "Найди правильную дорогу"

СКОРОСТЬ        S        м

ВРЕМЯ        V        м/с

МАССА        υ        с

ПУТЬ        t        кг/м3

ОБЪЁМ        ρ        кг

ПЛОТНОСТЬ        m        м3

Задание: "Выпиши номера правильных формул"

        

ОТВЕТ:_________________________________

ЗАДАЧА:

Баба Яга летела в ступе со скоростью 72 км/ч в течение 5 мин, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5 м/с.

С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

Тест "Взаимодействие тел. Масса".

Вариант 1.

1.        Тело на левой чашке весов оказалось уравновешенным, когда на правую чашку положили гири массой 20г, 1г, 500мг, 10мг. Какова масса взвешиваемого тела?

а) 26г10мг        б) 20г511мг        в) 21г510мг        г) 531мг

2.        В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?

а)        вперед по направлению движения поезда

б)        назад против направления движения поезда

в)        вправо        г) влево

3.        Как движется вагон, если яблоко, упавшее со столика вагона, отклоняется назад?

а)        вагон движется равномерно и прямолинейно

б)        вагон резко увеличил скорость

в)        вагон резко уменьшил скорость

4.        Лодка в момент прыжка мальчика на берег отходит назад почти с той же скоростью, с какой прыгает мальчик. Что можно сказать о массах лодки и мальчика?

а)        масса лодки намного больше массы мальчика

б)        масса лодки примерно равна массе мальчика

в)        масса лодки намного меньше массы мальчика

5.        Как соотносятся массы тележек, если после пережигания нити, удерживающей легкую пружину, они начали двигаться со скоростями, указанными на рисунке?

а)        масса первой тележки в 2 раза больше массы второй тележки

б)        масса первой тележки в 2 раза меньше массы второй тележки

в)        массы тележек одинаковы

1

2

3

4

5

Задание: "Найди правильную дорогу"

СКОРОСТЬ        S        м

ВРЕМЯ        V        м/с

МАССА        υ        с

ПУТЬ        t        кг/м3

ОБЪЁМ        ρ        кг

ПЛОТНОСТЬ        m        м3

Задание: "Выпиши номера правильных формул"

        

ОТВЕТ:_________________________________

ЗАДАЧА:

Баба Яга летела в ступе со скоростью 72 км/ч в течение 5 мин, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5 м/с.

С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

Тест "Взаимодействие тел. Масса".

Вариант 2.

1.        Тело на левой чашке весов оказалось уравновешенным, когда на правую чашку положили гири массой 50г, 5г, 200мг, 10мг. Какова масса взвешиваемого тела?

а) 57г10мг        б) 50г215мг        в) 265мг        г) 55г210мг

2.        В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко увеличит скорость?

а)        вперед по направлению движения поезда

б)        назад против направления движения поезда

в)        вправо        г) влево

3.        Как движется вагон, если яблоко, упавшее со столика вагона, отклоняется вперёд?

а)        вагон движется равномерно и прямолинейно

б)        вагон резко увеличил скорость

в)        вагон резко уменьшил скорость

4.        Лодка в момент прыжка мальчика на берег отходит назад с меньшей скоростью, чем скорость, с которой прыгает мальчик. Что можно сказать о массах лодки и мальчика?

а)        масса лодки намного больше массы мальчика

б)        масса лодки примерно равна массе мальчика

в)        масса лодки намного меньше массы мальчика

5.        Как соотносятся массы тележек, если после пережигания нити, удерживающей легкую пружину, они начали двигаться со скоростями, указанными на рисунке?

а)        массы тележек одинаковы

б)        масса первой тележки в 2 раза больше массы второй тележки

в)        масса первой тележки в 2 раза меньше массы второй тележки

1

2

3

4

5

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.

Ф.И.

Физические величины.

Формулы

Тест

Эксперимен-тальная задача

Итоговая оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Смежные и вертикальные углы. Решение задач"

Урок систематизации знаний, подготовка к самостоятельной работе по изученной теме. Материал состоит из конспекта урока, презентации и текста теста....

Урок по физике на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"

Урок по физике  на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

Конспект урока по физике 7 класс. "Решение задач по определению давления".

Урок-обобщение по теме "Давление". Презентация к уроку....

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел»

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел» Цель урока: Образовательная:- способствовать закреплению понятия явления плавления и отвердевания т...

Урок по физике «Энергия топлива. Решение задач»

Цели урока: учащиеся решают задачи на расчет количества теплоты и энергии топлива; применяют полученные знания для решения практических задач....