Урок физики. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Бобкова Ирина Петровна

Урок-исследование. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon elkktrizatsiya_tel._dva_roda_zaryadov.ppt2.86 МБ
Microsoft Office document icon konspet_uroka.doc818 КБ
Файл sinkveyn.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электризация тел. Два рода зарядов . 8 класс. Урок-исследование. ГОУ санаторная школа – интернат №51. Б обкова Ирина Петровна, у читель математики и физики

Слайд 2

Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.

Слайд 3

Ключевые слова. Электризация , электрический заряд , положительный и отрицательный заряд , взаимодействие зарядов.

Слайд 4

1. Эксперимент Электризация ручки, эбонитовой или стеклянной палочки. Притяжение ей мелких кусочков бумаги. Электризация двух полосок бумаги. Опыт с гильзой из фольги.

Слайд 5

Исторически условились Электрический заряд, полученный на эбонитовой полочке, называть положительным (+) Электрический заряд полученный на стеклянной палочке, назвали отрицательным (-)

Слайд 7

Запомните! Электризация тел происходит при соприкосновении . Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел .

Слайд 8

Взаимодействие заряжённых тел Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются ? - ? + ? 1. 2. 3. ? + ? ? ? ? 1. 2. 3. + - - - - + + + + - - - -

Слайд 9

Повторим!

Слайд 10

Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.

Слайд 13

Какой знак заряда на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.

Слайд 16

Применение электризации Окрашивание деталей. Копчение продуктов. Замес теста на крупных заводах и кондитерских. Очистка промышленных газов и др.

Слайд 17

Работа с кейсами Прочтите внимательно кейс. Обсудите реальность данного кейса. Ответьте на вопросы после кейса.

Слайд 18

Кейс 1 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?

Слайд 19

Кейс 2 Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав? Иван Иванович или комиссия? - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

Слайд 20

Кейс 3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

Слайд 21

Домашнее задание §§2 5 , 26 № 1169 , 1171,1172

Слайд 22

Пример синквейна 1. Электризация. 2. Отрицательный и положительный . 3. Взаимодействуют – отталкиваются и притягиваются. 4. Не шути с электризацией! 5. Осторожно!



Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел.»

Бобкова Ирина Петровна,

 учитель математики и физики,

 ГОУ СШИ № 51.

Цели:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;
  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
  • Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике;
  • Определять знак заряда наэлектризованного тела;
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.

Презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит      совершить еще одно открытие.

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).

Не получается. Что же делать?

Ученики. Сказать заклинание.

Учитель.

        Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал  из лампы джина?

Ученики. Натирал лампу.

Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги).

        Получилось. А палочка то оказывается волшебная.

        У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?

Опыт 1. Ученики натирают палочки.

Да, к палочкам, после их натирания прилипают  легкие предметы.

Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?

Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

СЛАЙД №2.

 Учитель. В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

Ученики. «Электризация».

II Изучение нового материала.

СЛАЙД № 3.

Учитель. Правильно «Электризация тел».  И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова  «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.

Ученики. Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.

Учитель. А как гипотезу проверить?

Ученики. Надо провести опыты. А какие?

Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.

Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.

Учитель. Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.

Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.

Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.

А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.

СЛАЙДЫ № 4, 5, 6

Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и обозначаются они знаком  плюс и отрицательные заряды  и обозначаются они знаком  минус.

Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.

СЛАЙД  № 7. Задания на определение зарядов тел по их взаимодействию.

Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.

СЛАЙД  № 8.

Физкультминутка.

Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?

Ученики. (Высказывают свои предположения).

Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?

Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.

Учитель. Задание первой группе. К двум висящим на шёлковых нитях алюминиевым гильзам прикоснитесь наэлектризованной палочкой из эбонита и пронаблюдайте результат. Задание второй группе. К одной гильзе прикоснитесь наэлектризованной стеклянной палочкой, а к другой – наэлектризованной эбонитовой палочкой.

Интерактивные упражнения. СЛАЙДЫ № 9 – 15.

Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?

Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.

СЛАЙД №16.

III Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.

Работа с кейсами. СЛАЙД №17.

СЛАЙД № 18. Кейс 1.(раздать в печатном виде).

СЛАЙД № 19. Кейс 2.

СЛАЙД № 20. Кейс 3.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Итак, мы снова уходим с урока, совершив еще одно открытие, прибавив еще немножко к нашему знанию. Но чтобы все знание оставалось с вами, необходимо поработать и дома.

Домашнее задание. СЛАЙД № 21.

СИНКВЕЙН. СЛАЙД № 22.

Спасибо всем за работу на уроке, за взаимодействие.



Предварительный просмотр:

Синквейн.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка –заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка- фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем  более универсальная.

Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находиться у школьников на уровне ассоциации.

Синквейн в завершении урока – достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель  увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого результата.

Кейс.

Кейс – английское case study-исследование, анализ случая.

Кейс – это смоделированная рабочая  ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Электризация тел. Два рода зарядов." 8 класс

Урок разработан на основе деятельностного подхода....

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

Открытый урок в 8 классе по теме "Электризация тел. Два рода зарядов"

Урок разработам по технологии деятельностного подхода. Тип урока - изучение и первичное закрепление нового материала. Задания исследовательского характера вызывают интерес у учащихся, позволяют активи...

Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода зарядов»

Данный урок позволяет решать следующие задачи:Понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;cтавить опыты по исследованию физ...

Методическая разработка урока по физике по теме: "Электризация тел. Два рода зарядов". 8 класс.

Содержание материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения не только Электродинамики, но и других раз...

Конспект урока физики "Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов" 8 класс

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел....