Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок проводится с использованием ИКТ, в конспекте даётся ссылка на ЦОр. Материал ЦОр применяю при объяснении нового материала, при проведении лабораторной работы и при закреплении (тест).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_f7.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики с применением ЦОРов  по теме «Плотность вещества»

Предмет: физика

Дата проведения урока:

Класс: 7 класс, общеобразовательный
Тема: «Плотность вещества»

Тип урока:  изучение нового материала и первичное закрепление.

Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, об одной из характеристик вещества-плотности, выяснение физического смысла физической величины – плотность, применение полученных знаний на практике.
Технологические особенности:
- урок проводится в компьютерном классе. 
Используемое оборудование: компьютер, проектор  EPSON.

Используемые ресурсы федеральный цент информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru./card/6841/izmerenie-plotnosti-tverdogo-tela.html
Описание урока:
Цель урока:  Дать понятие плотности вещества, единицы её измерения. Исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объема тела. Сформулировать  определение новой физической величины  и записать формулу плотности вещества.

Задачи урока 
Образовательная – ввести понятие плотности вещества, единицы плотности.
Развивающая – развитие умения пользоваться таблицей плотностей вещества (находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ), умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся
Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям

Оборудование:  мультимедийный проектор; компьютеры; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.
Структура урока

Здравствуйте, ребята.

  Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка из « Легенды об Архимеде».

Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона.

Захотелось Гиерону сделать новую корону.

Золота отмерил точно, ювелиру дал наказ.

Через месяц Гиерону  ювелир принёс корону.

Но узнать царю охота

Честно ль сделана работа?

Просит Архимеда Гиерон определить из чистого ли золота сделана корона.

Но корону при этом не царапать, не пилить.

Взвесил корону Архимед.

Ну, а как найти объём?

Думал ночью, думал днём.

Ребята, давайте поможем Архимеду определить объём тела неправильной формы.

Ребята демонстрируют способ определения объёма тела неправильной формы с помощью мензурки.

Теперь Архимед знает, как определить объём короны. А как он сможет определить из чистого золота или нет, она изготовлена?

Используются слайды собственной презентации.

Посмотрите внимательно на рисунки. Как вы можете их охарактеризовать?

Слайд 1

telaraznogov.gif

telaravnogov.gif

Почему так получается? Тела разного объёма имеют одинаковую массу. Или тела равного объёма имеют различную массу.

Всё дело во внутреннем строении вещества, из которого эти тела изготовлены.

Вероятно, одно из тел плотнее, чем другое. Согласны?

Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом.
Используются слайды из ресурса:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf 

Теперь посмотрите на экран. И прочитайте, что такое плотность.

Слайд 2
Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Плотность обозначается буквой греческого алфавита (ро) ρ.
Выведите формулу для плотности вещества.

Для этого вспомним, как обозначается масса вещества?

Как обозначается объём? 
Используйте подсказку: Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.

Итак, получаем формулу:
Ρ=m/V

Ребята определим единицу измерения плотности.
В каких единицах измеряется масса вещества? Объём?

Слайд 3

Запишем единицу измерения плотности:
Если плотность выражена в кг/м3, то ее можно перевести в 1 г/см3,

³= 1000/1000000=0,001 г/см³;

1 г/см³= 1000 кг³.

Обратимся к таблицам плотностей в учебнике на странице 50.
Какое из представленных в таблице веществ имеет самую большую плотность? Самую маленькую?

Скажите, что обозначает: плотность ртути 13600кг/м3.
Вернёмся к поставленной в начале урока проблеме. Как Архимед сможет определить из чистого ли золота изготовлена корона?

 Он знает её массу, мы помогли определить  объём. А теперь?
( Он просто поделит массу на объём и должно получиться??? Дети по таблице плотностей находят плотность золота).

К сожалению, для Гиерона,  его корона оказалась не из чистого золота. За это ювелир понёс заслуженное наказание, а Архимед получил дары.

Вы знаете, что вода, лёд и водяной пар – это 3 состояния одного вещества.

Слайд 4,5

Посмотрите в таблице плотности воды, льда и водяного пара. Что о них можно сказать?

- Разные агрегатные состояния одного и того же вещества имеют разные плотности. Это связано с внутренним строением веществ, взаимным расположением молекул в них.

Ответьте на вопрос: Почему горящий бензин или масло нельзя тушить водой?

Проверим на опыте : Наливаем в  стакан масло и воду. Масло оказывается наверху.

 Дети делают вывод : Чем меньше плотность жидкости, тем выше будет располагаться  её  слой.

Проведение интерактивной лабораторной работы (установлено на компьютер) 
http://www.fcior.edu.ru./card/6841/izmerenie-plotnosti-tverdogo-tela.html
по рабочему листу https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AmDwg1nNZyCHdEFkMWM5UmhYTkRTa0JWWi1IcjltbXc#gid=0

Сейчас ребята расскажут вам интересные факты по теме «Плотность»

Использование знаний о плотности в жизни

Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

Это интересно

• Самую большую плотность во Вселенной имеют черные дыры (ρ ~ 1014 кг/м³) и нейтронные звезды (ρ ~ 1011 кг/м³). 


 Самую низкую плотность имеет межгалактическая среда (ρ ~ 10-33 кг/м³).


 В астрономии большое значение имеет средняя плотность небесных тел, по ней можно приблизительно определить состав этого тела.
 Земная кора состоит из слоев, различающихся по плотности. Средние значения плотности земной коры и Земли в целом составляют, соответственно,
2700 кг/м3 и 5520 кг/м3. 



 В Италии вблизи Неаполя есть знаменитая «собачья пещера». В ее нижней части непрерывно выделяется углекислый газ, плотность которого в 1,5 раза выше плотности воздуха. Газ стелется понизу и медленно выходит из пещеры. Человек беспрепятственно может войти в пещеру, для собаки такая же прогулка кончается печально. 

Средняя плотность человека 1000 кг/м³, поэтому, если масса человека 50 кг, то он занимает в пространстве объём 50 литров.

Тест на закрепление

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html 

Домашнее задание: определить плотность прямоугольного куска мыла, кепчупа в банке, майонеза, подсолнечного масла. Составить весёлые задачи на определение плотности вещества. Подготовить сообщение о приборе, который измеряет плотность жидкости и о его применении в жизни.

Приложения

Слайд 1

telaraznogov.gif

telaravnogov.gif

Слайд 2

Определение

Плотность – это физическая величина, показывающая массу вещества в единице объёма:

Обозначение

(греческая буква «ро»)                  ρ 

Формула

Слайд 3

Единицы измерения

ρ = кг/м3

ρ  = г/см3

Если плотность выражена в кг/м3, то ее можно перевести в 1 г/см3,

³= 1000/1000000=0,001 г/см³;

1 г/см³= 1000 кг³.

Слайд 4

Найдите по таблице плотности льда, воды и водяного пара.

Лед  -  900кг/ м³

  Вода – 1000кг/ м³                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     Водяной пар – 0,590кг/ м³

Слайд 5

Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна?

0,590кг/м3                        1000кг/м3                                                      900кг/м3

           

 


      ПРО КАПЛЮ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Наука и жизнь

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

 

проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.

Слушают учителя и настраиваются на урок

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемной ситуации  при повторении

Взаимодействие тел. Плотность вещества (рес.1)

 

 слайд 2

  слайд 3

 слайд 4

 

 

 

 

 

Постановка проблемы.

Следит за ходом эксперимента виртуального и практического; корректирует и направляет ход эксперимента

 

 

 

 

 

Поиск ответа

 Проводят опыт по взвешиванию тел из одного и того же материала, но разного объема и массы, одинакового объема, но разной массы,  одинаковой массы, но разных объемов. Объясняют результаты опыта.

10мин

 

 

 

 

3

 

 

Изучение  нового  материала

Взаимодействие тел. Плотность вещества (рес 1)

 слайд 5

 слайд 6

 слайд 7

 

Подводит итог работы обучающихся и организует работу по изучению новой темы

 

Слушают объяснение

Делают конспект

8мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Закрепление:

 

 

Практическая работа № 1

Измерение плотности твердого тела (рес.2)            сцена 2

 сцена 3

 

Рекомендует сделать акцент на определение объема тела с помощью отливного сосуда, взвешивание на рычажных весах.

 

 

 

 

 

Выполняют виртуальный эксперимент и находят плотность тела.

7 мин

 

 

Практическая работа № 2

Определение плотности твердого тела (рес.3)

слайд 1

 

Объясняет порядок выполнения работы

 

 

Выполняют виртуальный эксперимент по определению плотности машинки

7 мин

 

5

Диагностика процесса усвоения учебного материала

Тест к уроку «Плотность вещества» (рес.4)

 

 Задает тест для проверки усвоения материала   

 

Выполняют тестовое задание

7 мин

 

 

6

 

 

Обобщение урока

 

Выставляет оценки за урок.

Комментирует   выполнение домашнего практического задания «Определить плотность мыла»

 

Обобщают изученный материал. Слушают задание на дом.

4 мин

 

Плотность вещества.

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 

1

Взаимодействие тел. Плотность вещества

Информационный модуль

Интерактивная модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf (объяснение)

2

Измерение плотности твердого тела

Практический модуль

Интерактивная модель

http://www.fcior.edu.ru/card/6841/izmerenie-plotnosti-tverdogo-tela.html

(практическая работа)

3

Определение плотности твердого тела

Практический модуль

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e7042ed-d568-43c6-ad31-df9d934185d9/21.swf (практическая  работа)

4

Тест к уроку «Плотность вещества»

Контрольный модуль

Тестовое задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html (тест на закрепление)

Плотность вещества можно измерить прибором ареометром. Ареометр (от греч.araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.Ареометры применяются для измерения:

- плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах; 

- плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;

- плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

Учитель показывает ареометр и как с его помощью определяется плотность. 

Слайд 9. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные:  продолжить формирование представлений о ст...