Методическая разработка урока по физике
план-конспект урока по физике на тему
Разработка урока по физике на тему "Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energiya_svyazi_atomnykh_yader._yadernye_reaktsii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок (2 часа)
Тема: Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.
Цели: 1. Сформировать понятие о диаграмме энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях. Дать знания о ядерных реакциях, процессах изменения атомных ядер, превращении одних ядер в другие под действием микрочастиц.
2. Развитие логического мышления, памяти, умения анализировать, определять энергию связи, записывать ядерные реакции.
3. Формирование интереса к предмету.
Уровень усвоения II
Тип урока: урок усвоения знаний
Вид урока: традиционный
Методы обучения: информационный, репродуктивный.
КМО: презентации по теме, тексты заданий, компьютер, проектор, экран.
Единицы структурного содержания
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целеполагание и мотивация учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
Самостоятельная работа: Тест с выбором ответа.
Код: I – вариант: 1.б; 2.б; 3.г; 4.в; 5.г; 6.в; 7.в; 8.б.
II – вариант: 1.б; 2.а; 3.г; 4.б; 5.в; 6.а; 7.в; 8.г.
- Изучение темы.
- Энергия связи атомных ядер.
- Ядерные реакции.
- Энергетический выход ядерных реакций.
- Ядерные реакции на нейтронах.
- Обобщение и систематизация.
Решение задач:
- Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия 13Aℓ27 α-частицами и сопровождающуюся выбиванием протона.
- Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке бора 5В11 α-частицами и сопровождающуюся выбиванием нейтронов.
- При бомбардировке изотопа бора 5В10 нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается α-частица. Написать реакцию.
- Элемент менделевий был получен при облучении эйнштейния 99Еs253 α-частицами с выделением нейтрона. Написать реакцию.
- Элемент курчатовий получили, облучая плутоний 94Рu242 ядрами неона 10Ne22. Написать реакцию, если известно, что в результате образуется ещё четыре нейтрона.
- Написать недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:
а) 13Аℓ27 + n → ? + α б) 25Мn55 + ? → 26Fe55 + n
в) ? + р → 11Na22 + α г) 13Аℓ27 + γ → 12Мg26 + ?
д) 4Ве9 + р → 5В10 + ? е) 7N14 + ? → 6С14 + р
ж) 13Аℓ27 + α → 15Р30 + ? з) ? + α → 14Si30 + р.
- При бомбардировке азота 7N14 нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается протон. Написать реакцию. Полеченное ядро оказывается β-радиоактивным. Написать происходящую при этом реакцию.
- Выделяется или поглощается энергия при следующих ядерных реакциях:
а) 7N14 + 2Не4 → 8О17 + 1Н1 б) 3Li6 + 1H1 → 2He4 + 2He3
в) 3Li7 + 2He4 → 5B10 + 0n1 г) 3Li7 + 1H2 → 4Be8 + 0n1
- Определите состав ядер атомов фтора, аргона, брома, цезия и золота.
- Итоги. Рефлексия.
- Что понимают под энергией связи атомного ядра?
- Оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание.
Касьянов. Физика 11. § 57
I-вариант
- Каков состав ядра изотопа радия 88Ra226?
а) 226 протонов и 88 нейтронов; б) 88 протонов и 138 нейтронов;
в) 88 электронов и 138 протонов; г) 138 протонов и 88 нейтронов.
- Изотоп урана 92U239 испытывает β-распад. При этом образуется …
а) α-частица; б) Изотоп нептуния 93Ne239; в) нейтрон.
- Чему равна масса покоя фотона?
а) массе электрона; б) массе нейтрона; в) массе протона; г) нулю.
- Лазер излучает свет частотой 5·1014 Гц. Луч этого лазера можно представить как поток фотонов, энергия каждого из которых равна …
а) 9,9·10-12 Дж; б) 2·10-15 Дж; в) 3,3·10-19 Дж; г) 1,32·10-48 Дж.
- γ-излучение представляет собой …
а) поток отрицательно заряженных частиц; б) поток протонов;
в) поток ядер гелия; г) электромагнитные волны.
- Атомное ядро содержит протоны, несущие заряд одинакового знака. Какое взаимодействие удерживает эти частицы в ядре?
а) магнитное; б) электрическое; в) сильное; г) гравитационное.
- Какое из трёх видов излучений (α, β, или γ) обладает наибольшей проникающей способностью?
а) α-излучение; б) β-излучение; в) γ-излучение; г) для всех одинакова.
- Солнце непрерывно излучает большое количество энергии. Масса Солнца в связи с этим …
а) увеличивается; б) уменьшается;
в) в разное время года может увеличиваться или уменьшаться.
II – вариант
- Каков состав ядра изотопа железа 26Fe56?
а) 56 протонов и 26 нейтронов; б) 26 протонов и 30 нейтронов;
в) 26 электронов и 30 протонов; г) 30 протонов и 26 нейтронов.
- Изотоп нептуния 93Ne239 находится в стадии β-распада. При этом образуется …
а) Изотоп плутония 94Pu239; б) нейтрон; в) протон.
- Чему равен заряд фотона?
а) заряду электрона; б) заряду α-частицы; в) заряду протона г) нулю.
- β-излучение представляет собой поток …
а) ядер гелия; б) электронов; в) протонов; г) нейтронов.
- Согласно гипотезе Планка …
а) все частицы обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами;
б) движение микрочастицы не может характеризоваться одновременно точными значениями координаты и импульса;
в) атомы излучают свет не непрерывно, а прерывисто, порциями;
г) частотный состав излучаемого атомом света меняется постепенно, пока электрон не упадёт на ядро.
- Какое из трёх видов излучений (α, β, или γ) обладает наименьшей проникающей способностью?
а) α-излучение; б) β-излучение; в) γ-излучение; г) для всех одинакова.
- Атомное ядро содержит протоны, несущие заряд одинакового знака. Какое взаимодействие удерживает эти частицы в ядре?
а) магнитное; б) гравитационное; в) сильное; г) электрическое.
- В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелки. При неосторожном обращении с таким полупроводниковым лазером можно …
а) вызвать пожар; б) прожечь костюм и повредить тело;
в) получить опасное облучение организма;
г) повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"
Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."
В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....
Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"
Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории". Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...
Методическая разработка урока по физике "Постоянный ток и его характеристики"
Методическая разработка урока по физике по теме "Постоянный ток и его характеристики" с применением ИКТ. К работе представлены два приложения: мультимедийная презентация "Постоянный ток" и поурочная к...
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...