Тетрадь для лабораторных работ по физике - 11 кл
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Данная тетрадь, в отличие от печатных изданий, включает в себя все лабораторные работы для базового уровня физики, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, и с соблюдением предложенной там последовательности их проведения.
Расположение текста подготовлено к двусторонней печати: стр. 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10.
Для получения конечного вида необходимо распечатанные листы сложить пополам, расположить в нужной последовательности и скрепить (мы это делаем вручную двумя скобами для степлера, зажимая их в проколах, выполненных толстой иглой по аналогии с обычными тетрадями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тетрадь для лабораторных работ по физике - 11 кл | 378.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Мамеева-Шварцман И.М. Используемые источники материала:
Издательство «МШИМ», 2013 243010, Брянская обл., Новозыбковский р-н, с.Шеломы, пер.Школьный, 5 Тел. +7 (920) 841 85 79 E-mail: mameeva-schvartsman@rambler.ru | МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа» ФИЗИКА Базовый уровень Тетрадь для лабораторных работ учени(ка/цы) 11 класса_______________________________ Фамилия, имя (по учебнику Мякишева Г.Я.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Цель работы: исследовать взаимодействие тока с постоянным магнитом. Оборудование: источник тока, реостат, ключ, проволока, катушка, магнитный стержень, штатив, динамометр, амперметр. Порядок выполнения работы ПЕРВЫЙ ОПЫТ
| Формула погрешности удельного заряда: ∆ q/m = ∆r1/r1 + ∆r2/r2 , где ∆r1, ∆r2 – абсолютная погрешность прибора, r1, r2 – радиусы треков. Таблица результатов измерений
∆ q/m = 0,5/? + 0,5/? , q/m = q/m ± ∆ q/m Материал для справок: Удельный заряд электрона: Удельный заряд протона: Удельный заряд альфа-частицы: Вывод: Проведя идентификацию заряженной частицы методом сравнения ее трека с треком протона, мы определили, что данная частица является _______________________________________ Дата: Отметка за лабораторную работу № 9: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Цель работы: провести идентификацию заряженной частицы по результатам сравнения ее трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. Оборудование: готовая фотография двух треков заряженных частиц. Нижний трек – протон, верхний – частица, которую необходимо идентифицировать. Порядок выполнения работы Идентификация неизвестной частицы осуществляется путём сравнения её удельного заряда q/m с удельным зарядом протона. Это можно сделать, измерив радиус кривизны треков на начальных участках и сравнив их. Для заряженной частицы, движущейся перпендикулярно вектору индукции магнитного поля, можно записать: qBv = mv2/R или q/m = v/(BR). Отсюда видно, что отношение удельных зарядов частиц равно обратному отношению радиусов треков.
Радиус трека определяется следующим образом: вычерчивают как на рисунке две хорды и восстанавливают к ним в их серединах перпендикуляры. На их пересечении лежит центр окружности. Измеряют их линейкой. Спецификация измерительного прибора:
| Нарисуйте катушку и покажите направления полюсов её магнитного поля. Постройте график зависимости силы взаимодействия катушки с магнитом от силы тока, сделайте вывод. Сделайте вывод: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Дата: Отметка за лабораторную работу № 1: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» Цель работы: изучить одно из самых важных явлений электромагнетизма – явление электромагнитной индукции. Оборудование: источник тока, гальванометр, катушка 1, железный сердечник, подковообразный магнит, магнитная стрелка, реостат, ключ, витки проволоки или катушка 2, диаметр которой больше диаметра катушки 1. Порядок выполнения работы
Соберите схему согласно рисунку. В катушку вставьте железный сердечник. Замкните цепь, заметьте при этом, в какую сторону отклонится стрелка гальванометра. С помощью магнитной стрелки установите расположение магнитных полюсов катушки. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
С помощью магнита вынимайте из катушки и вставляйте в неё железный сердечник. Постарайтесь заметить влияние скорости движения железного сердечника вдоль катушки на значение силы тока, проходящего через гальванометр. Записывайте наблюдения, в частности в какую сторону отклоняется стрелка. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ | б) Наблюдение линейчатого спектра.
Дата: Отметка за лабораторную работу № 8: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» Цель работы: Познакомиться на опыте с видами сплошного и линейчатого спектров.
|
Соберите схему согласно рисунку. При этом катушка 2 или мотки проволоки надеты на катушку 1. Замкните цепь и разомкните. Запишите наблюдения. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Подтвердите или опровергните правило Ленца. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Сделайте вывод о влиянии скорости движения сердечника на силу индукционного тока. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Проанализируйте результаты второго опыта. Согласуются ли они с правилом Ленца? _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Отметка за лабораторную работу № 2: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись |
Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» Цель работы: изучить законы преломления света и определить показатель преломления стекла. Оборудование: стеклянная пластинка, лист миллиметровой бумаги, булавки или тонко отточенный карандаш, миллиметровая линейка, лазерная указка или источник света и щель, позволяющие получить тонкий пучок. Порядок выполнения работы
| Расчёты Используя полученные данные, расчитайте длины волн для фиолетового и красного цветов. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Определив интервалы возможных значений длин волн фиолетового и красного цветов, запишите реультаты. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Сравните полученные значения с табличными данными. Сделайте выводы о том, насколько точен предложенный метод измерения длин волн, что вносит самую большую ошибку и как можно усовершенствовать этот метод, т.е. повысить точность эксперимента. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Дата: Отметка за лабораторную работу № 6: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись | ||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» Цель работы: получить дифракционный спектр и определить длину волны света. Оборудование: дифракционная решётка 1 в держателе 2, линейка 3, по которой может перемещаться экран 4 с узкой щелью 5 посередине, на экране линейка с миллиметровыми делениями. Установка крепится на штативе 6. За экраном находится источник света. Порядок выполнения работы
| Тогда показатель преломления стекла n = sin α / sin β = AE / DC. Измерив длины этих отрезков, определите n.
Расчёты
Выберите максимальную абсолютную погрешность и запишите интревал значений показателя преломления по результатам своей работы. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Сделайте выводы: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Дата: Отметка за лабораторную работу № 4: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись | ||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Цель работы: научиться практически получать и графически строить изображения в собирающей линзе. Определить оптическую силу линзы. Теоретическая часть Уравнение линзы имеет вид 1/d + 1/f = D, или 1/d + 1/f = 1/F, где D – оптическая сила линзы, F – её фокусное расстояние, d – расстояние от предмета до оптического центра линзы, f – расстояние от изображения до оптического центра. Это уравнение позволяет рассчитать расстояние от источника до изображения, если известны фокусное расстояние линзы и расстояние от предмета до линзы. Оборудование: лампочка накаливания со спиралью, линза, линейка, два прямоугольных треугольника, источник тока, выключатель, соединительные провода, направляющая рейка, экран. Порядок выполнения работы
|
Расчёты
Определив интервал возможных значений оптической силы, запишите результат. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Проанализируйте, как вы получили два изображения предмета при одном и том же расстоянии между предметом и экраном. Выполните соответствующие построения изображений. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Дата: Отметка за лабораторную работу № 5: Учитель _____________ И.М. Мамеева-Шварцман подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов
Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс УМК Перышкин
в целях оптимизации рабочего времени во время выполнения лабораторных работ учащимися составила методическое пособие , которое применя на уроках. Просьба , при использовании, ссылаться на авторс...
тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
пособие позволяющее более рационально распределить время на уроке...
Тетрадь для лабораторных работ по физике
В работе приведены инструкционные карты к проведению лабораторных работ...
Тетрадь для лабораторных работ по физике - 10 кл
Данная тетрадь, в отличие от печатных изданий, включают в себя все лабораторные работы для базового уровня физики, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, и с...
тетрадь для лабораторных работ по физике в 7 классе
В помощь учителям физики...