Проведение виртуальных лабораторных работ по физике
статья по физике (10 класс) на тему
Важным этапом эффективного образовательного процесса является физический эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ или практических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_virtualnykh_laboratornykh_rabot_po_fizike.docx | 17.98 КБ |
provedenie_virtualnykh_laboratornykh_rabot_po_fizike.pptx | 712.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение виртуальных лабораторных работ по физике Важным этапом эффективного образовательного процесса является физический эксперимент, стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ или практических занятий. Однако часто в силу отсутствия достаточного оборудования ограничивается возможность доступа обучающихся к наиболее интересному и уникальному оборудованию, техническим объектам, научным и технологическим экспериментам, которые подчас представляют наибольший интерес и стимулируют получение знаний. Вот здесь то и понадобятся виртуальные лабораторные работы. Благодаря использованию компьютерных моделей и анимаций компьютер предоставляет учащимся при выполнении виртуальной лабораторной работы уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому процессу. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые в физических экспериментах. В виртуальной среде представлены различные модели. Некоторые из них ориентированы на отработку у учащихся отдельных экспериментальных умений (тренажеры, конструкторы); другие помогают изучать физические явления, недоступные для воспроизведения в условиях имеющейся лаборатории; третьи создают условия для самостоятельного моделирования обучаемым разнообразных физических ситуаций. Как показывает опыт, применение только традиционной методики проведения физического эксперимента приводит к низкому уровню умений и практических навыков учащихся по физике, так как не все студенты умеют: - анализировать, понимать и интерпретировать графики и таблицы, полученные в ходе эксперимента (не умеют использовать полученные знания по алгебре и геометрии при изучении физики); - объяснять суть физических явлений (слабый словарный запас терминологии по физике); - понимать закономерности физических процессов (не видят причинно-следственные связи); - самостоятельно добывать нужную информацию из различных источников, в том числе электронных (слабо развиты навыки самостоятельной работы с ПК). Выше перечисленные пробелы в знаниях влияют на формирование информационной компетентности и уровень обученности учащихся по физике. В связи с этим появляется идея: если проводить физический эксперимент и фронтальные лабораторные работы, используя виртуальные модели посредством компьютера, то можно компенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории и, таким образом, научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе физического эксперимента на виртуальных моделях. Таким образом, появляется реальная возможность формирования необходимой информационной компетентности у учащихся и повышения уровня обученности учащихся по физике. Необходимо отметить, что компьютерный эксперимент способен дополнить “экспериментальную” часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. При его использовании можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов. Более того, работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. Например, при выполнении лабораторной работы “ Изучение фотоэффекта”, компьютер дает возможность учащимся наблюдать движение электронов, менять подаваемое напряжение и длину волны падающего света. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов. Учащимся трудно представить некоторые явления макромира и микромира, которые невозможно наблюдать в реальной жизни и, тем более, воспроизвести экспериментальным путем в физической лаборатории, например, явления атомной и ядерной физики и т.д. В большинстве компьютерных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах. Применение информационных технологий при проведении лабораторных работ позволяет выделить две группы планируемых образовательных результатов: Относительно учащихся: ∙ учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов; ∙ задается индивидуальный темп обучения для каждого обучающегося, появляется возможность повторения эксперимента во внеурочное время; ∙ появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях учебной лаборатории; ∙ учащиеся приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства; ∙учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами. Относительно преподавателя: ∙высвобождается время для индивидуальной работы с учащимися (особенно с отстающими); ∙ появляется возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения. Хотя компьютерная лабораторная работа не может заменить настоящую лабораторную работу с реальными физическими приборами, ее выполнение формирует у учащихся навыки, необходимые и для реального эксперимента. Эффективное применение интерактивных тестов и уроков в образовательном процессе способствует не только повышению качества образования, но и экономии финансовых ресурсов, создают безопасную, экологически чистую среду. Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна: на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений, для контроля умения измерять физические величины, при организации обобщающего повторения, при необходимости диагностики сформированности практических умений и их коррекции, в процессе индивидуальной самостоятельной работы. Одним из эффективных видов индивидуальной самостоятельной работы студентов является выполнение домашних лабораторных работ. Задания для таких работ могут быть очень простыми – например, измерение собственного роста с помощью секундомера и нитки при изучении темы "механические колебания", создание самодельной электрической батарейки. Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например – исследование явления электризации тел. Обязательное условие при выполнении большинства этих работ - представление отчета в определенные сроки по электронной почте в виде письма с вложением. Кроме того, описания лабораторных работ могут рассылаться по электронной почте. Поощряются студенты, выполнившие отчеты нестандартно. Это могут быть отчеты – презентации, фотоотчеты и небольшие видеоролики. Главным сегодня становится освоение каждым обучающимся самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии — это шаг к повышению качества обучения и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, креативно мыслящей, способной неординарно, творчески подходить к решению поставленных задач. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эксперимент - важная составляющая эффективного образовательного процесса по физике.
Физический эксперимент стимулирует активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний.
Благодаря использованию компьютерных моделей и анимаций компьютер предоставляет учащимся при выполнении виртуальной лабораторной работы уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. Лабораторная работа Изучение законов идеального газа
К омпьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые в физических экспериментах Лабораторная работа Изучение фотоэффекта
Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Лабораторная работа Изучение закона Ома
Применение информационных технологий при проведении лабораторных работ позволяет выделить две группы планируемых образовательных результатов: Относительно учащихся: учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов; задается индивидуальный темп обучения для каждого обучающегося, появляется возможность повторения эксперимента во внеурочное время; появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях учебной лаборатории.
Относительно преподавателя: высвобождается время для индивидуальной работы с учащимися (особенно с отстающими); появляется возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения
Выполнение домашних лабораторных работ. Измерение собственного роста с помощью секундомера и нитки при изучении темы "механические колебания", Ура!!! У меня получилось!!! Из отчета студентки 1 курса Заниной Людмилы
создание самодельной электрической батарейки. Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например – исследование явления электризации тел.
Новые информационные технологии — это шаг к повышению качества обучения и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, креативно мыслящей, способной неординарно, творчески подходить к решению поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания для выполнения виртуальных лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙОДП.02 ФизикаСпециальности11.02.02 Техническое обслуживание и Ремонт радиоэлектронной техники ...
Виртуальная лабораторная работа по физике "Баллистический двусторонний пистолет"
http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=456https://www.youtube.com/watch?v=CJseac41DuA...
Виртуальная лабораторная работа по физике "Определение удельной теплоты парообразования воды"
https://www.youtube.com/watch?v=vpZzV8YHB9Yhttps://efizika.ru...
Проведение виртуальной лабораторной работы
Проведение виртуальной лабораторной работы "Определение ускорения свободного падения"...
Виртуальная лабораторная работа по физике «Изучение расширения твердых тел» - http://efizika.ru/html5/29/index.html
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26951967","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Виртуальная лабораторная работа по физике «Изучение расширения твердых тел» - h...
Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение сопротивления проводников методом амперметров» - https://efizika.ru/html5/140/index.html
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26960493","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Виртуальная лабораторная работа по физике «Определение сопротивления проводников мето...