методическая разработка урока "Рассеивающие линзы"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
На первом этапе во время групповой работы учащиеся устанавливают необходимые понятия для дальнейшего изучения нового материала.
Второй этап включает процедуру проблематизации, совместной с детьми постановкой цели, мотивации учащихся на предстоящую деятельность.
Третий этап заключается в подведении учащихся в процессе деятельности к самостоятельному постижению нового материала. Работа в группах способствует формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме.
На четвёртом этапе учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач.
На пятом этапе результатом рефлексии является определение недостаточности имеющихся в распоряжении учащихся способов умственных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Визитная карточка урока физики | 58 КБ |
презентация к уроку | 482 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Учреждение
«Средняя школа №1» г.Людинова.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ФИЗИКЕ (11 класс)
Тема: Рассеивающие линзы. Построение изображений с их помощью.
Учитель физики
высшей категории
Летута Ирина Ивановна.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА:
«Рассеивающие линзы. Построение изображений с их помощью»
Урок изучения нового материала
Цели:
Логика развития урока:
Способы реализации поставленных целей:
- На первом этапе во время групповой работы учащиеся устанавливают необходимые понятия для дальнейшего изучения нового материала.
- Второй этап включает процедуру проблематизации, совместной с детьми постановкой цели, мотивации учащихся на предстоящую деятельность.
- Третий этап заключается в подведении учащихся в процессе деятельности к самостоятельному постижению нового материала. Работа в группах способствует формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме.
- На четвёртом этапе учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач.
- На пятом этапе результатом рефлексии является определение недостаточности имеющихся в распоряжении учащихся способов умственных действий.
ЭТАП 1.
Жизнь не стоит на месте, каждый день приносит нам потребность в новых знаниях. И вы сами сейчас это ощутите.
- Мы изучаем тему «Линзы».
Работая по группам в течении 3-х мин. закончите предложение по данной теме «Я знаю, что…». Составьте 6 вариантов продолжений.
Пожалуйста, приступайте к работе.
Время закончилось. Предложите ваши варианты. Отвечаете по группам.
- К какому виду линз в основном относятся ваши утверждения?
- А с каким видом линз мы ещё с вами знакомились?
ЭТАП 2.
- Следовательно, тема сегодняшнего урока «Рассеивающие линзы».Запишите в тетрадях тему урока. (Слайд 1)
- Так же, как и для собирающих линз, мы узнаем:
- Как определить фокусное расстояние;
- Как получить изображение точечного источника;
- Формулу тонкой линзы.
- А сегодня мы рассмотрим, как построить изображение предмета с помощью рассеивающей линзы.
Итак, чему вы должны сегодня научиться?
ОТВЕТ:
- Вы сформулировали цель сегодняшнего урока. (Слайд 1)
- Так же проведём аналогию между собирающей и рассеивающей линзой, рассмотрим характеристики изображений. (Слайд 1)
- Вспомним особенности построения изображения предмета с помощью собирающей линзы. Объясните решение задач и дайте характеристику изображению.(2 человека у доски, все остальные работают в тетрадях. Слайд 2)
- Какая линза называется собирающей?
- Какая линза называется рассеивающей?
ОЦЕНИТЬ ответы учащихся.
ЭТАП 3.
- При построении изображений ребята пользовались алгоритмом построения. Давайте его вспомним.(Слайд 3)
- Можно ли этим алгоритмом воспользоваться для построения изображения в рассеивающей линзе?
- Предположим, что можно.
Постройте изображение предложенного вам предмета с помощью рассеивающей линзы.
Каждой группе предлагается выполнить свой вариант задания. Не забудьте, что рассеивающая линза даёт расходящийся пучок лучей света. На работу вам предлагается 3 мин.
1 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d=2F.
2 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d>2F.
3 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии F
4 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d=F.
- Предложите свои варианты построения и дайте его характеристику
По ходу объяснения заполняю таблицу. .(Слайд 3), .(Слайд 4)
Предмет Изображение
Расстояние от предмета до линзы, d | Расстояние от изображения до линзы, f | Тип | Ориентация | Относительный размер |
d>2F | ||||
d=F | ||||
F | ||||
d=2F |
- Можно ли воспользоваться этим алгоритмом?
- Можно, если изменить несколько слов. Посмотрите, что получится.
Замена алгоритма.
- Существует простое правило: направление преломлённого луча совпадает с направлением стрелок линзы. Обратите на это внимание. Рассмотреть рисунки.
ЭТАП 4.
- Для применения данного алгоритма выполните задание на стр.261 №1. Работаете парами. На работу предлагается 5 мин.
Посмотрите на оригинал и сделайте соответствующие поправки в своих тетрадях. (Слайд 5)
- Итак, мы поставили цель: научиться строить изображения предмета с помощью рассеивающей линзы.
ЭТАП 5.
А вот достигли вы данной цели или нет, каждый для себя должен определить сам.
Помогут вам в этом наводящие вопросы, предложенные на листочках. (Слайд 6).
Что делал правильно | |
Что делал неправильно Почему | |
Сколько раз наугад двигался вперёд и менял свои ошибочные действия (какие) на другие Что помогло исправиться | |
Что было легко сделать самому Почему | |
Мои выводы |
Итак, жизнь приносит нам потребность в новых знаниях, мы в этом сегодня ещё раз убедились. Но нужно сделать так, чтобы знания и умения, полученные на данном уроке, были прочными.
Для этого вы дома разберёте §64, зад. 2 стр.261.
Для желающих, вывести формулу тонкой линзы. И на следующем уроке сделать сообщение по данному материалу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Линзы. Построение изображения при помощи линз"
Здесь представлена разработка урока в 8 классе с презентацией. Рассмотрены виды линз. Правила построения изображения при помощи линз. Задачи для закрепления темы....
Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение
Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....
Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"
Урок по физике в 11 классе по теме «Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы» при...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»
Методическая разработка урока физики содержит презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления отчета лабораторной работы №14 8 класс....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: «СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:«СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»...
Разработка урока. Линза. Оптическая сила линзы.
Цель урока: сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, получить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....
Методическая разработка урока по теме: "Линзы"
Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок...