методическая разработка урока "Рассеивающие линзы"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

*    На первом этапе во время групповой работы учащиеся устанавливают необходимые понятия для дальнейшего изучения нового материала.

*    Второй этап включает процедуру проблематизации, совместной с детьми постановкой цели, мотивации учащихся на предстоящую деятельность.

*    Третий этап заключается в подведении учащихся в процессе деятельности к самостоятельному постижению нового материала. Работа в группах способствует формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме.

*    На четвёртом этапе учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач.

*    На пятом этапе результатом рефлексии является определение недостаточности имеющихся в распоряжении учащихся способов умственных действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Учреждение

«Средняя школа №1» г.Людинова.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ФИЗИКЕ (11 класс)

Тема: Рассеивающие линзы. Построение изображений с их помощью.

Учитель физики

высшей категории

Летута Ирина Ивановна.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА:

«Рассеивающие линзы. Построение изображений с их помощью»

Урок изучения нового материала

Цели:

Логика развития урока:

Способы реализации поставленных целей:

  • На первом этапе во время групповой работы учащиеся устанавливают необходимые понятия для дальнейшего изучения нового материала.
  • Второй этап включает процедуру проблематизации, совместной с детьми постановкой цели, мотивации учащихся на предстоящую деятельность.
  • Третий этап заключается в подведении учащихся в процессе деятельности к самостоятельному постижению нового материала. Работа в группах способствует формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме.
  • На четвёртом этапе учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач.
  • На пятом этапе результатом рефлексии является определение недостаточности имеющихся в распоряжении учащихся способов умственных действий.

ЭТАП 1.

Жизнь не стоит на месте, каждый день приносит нам потребность в новых знаниях. И вы сами сейчас это ощутите.

- Мы изучаем тему «Линзы».

  Работая по группам в течении 3-х мин. закончите предложение по данной теме «Я знаю, что…». Составьте 6 вариантов продолжений.

  Пожалуйста, приступайте к работе.

  Время закончилось. Предложите ваши варианты. Отвечаете по группам.

- К какому виду линз в основном относятся ваши утверждения?

- А с каким видом линз мы ещё с вами знакомились?

ЭТАП 2.

- Следовательно, тема сегодняшнего урока «Рассеивающие линзы».Запишите в тетрадях тему урока. (Слайд 1)

- Так же, как и для собирающих линз, мы узнаем:

  • Как определить фокусное расстояние;
  • Как получить изображение точечного источника;
  • Формулу тонкой линзы.

 

 - А сегодня мы рассмотрим, как построить изображение предмета с помощью рассеивающей линзы.

Итак, чему вы должны сегодня научиться?

ОТВЕТ:

- Вы сформулировали цель сегодняшнего урока. (Слайд 1)

- Так же проведём аналогию между собирающей и рассеивающей линзой, рассмотрим характеристики изображений. (Слайд 1)

- Вспомним особенности построения изображения предмета с помощью собирающей линзы. Объясните решение задач и дайте характеристику изображению.(2 человека у доски, все остальные работают в тетрадях. Слайд 2)

- Какая линза называется собирающей?

- Какая линза называется рассеивающей?

ОЦЕНИТЬ ответы учащихся.

ЭТАП 3.

- При построении изображений ребята пользовались алгоритмом построения. Давайте его вспомним.(Слайд 3)

- Можно ли этим алгоритмом воспользоваться для построения изображения в рассеивающей линзе?

- Предположим, что можно.

Постройте изображение предложенного вам предмета с помощью рассеивающей линзы.

Каждой группе предлагается выполнить свой вариант задания. Не забудьте, что рассеивающая линза даёт расходящийся пучок лучей света. На работу вам предлагается 3 мин.

1 группа:  Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d=2F.

2 группа:  Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d>2F.

3 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии F

4 группа: Постройте изображение предмета, находящегося от рассеивающей линзы на расстоянии d=F.

- Предложите свои варианты построения и дайте его характеристику

По ходу объяснения заполняю таблицу. .(Слайд 3), .(Слайд 4)

             Предмет                                                         Изображение

Расстояние от предмета до линзы, d

Расстояние от изображения до линзы, f

Тип

Ориентация

Относительный размер

d>2F

d=F

F

d=2F

  • Можно ли воспользоваться этим алгоритмом?
  • Можно, если изменить несколько слов. Посмотрите, что получится.

 Замена алгоритма.

- Существует простое правило: направление преломлённого луча совпадает с направлением стрелок линзы. Обратите на это внимание. Рассмотреть рисунки.

ЭТАП 4.

- Для применения данного алгоритма выполните задание на стр.261 №1. Работаете парами. На работу предлагается 5 мин.

Посмотрите на оригинал и сделайте соответствующие поправки в своих тетрадях. (Слайд 5)

- Итак, мы поставили цель: научиться строить изображения предмета с помощью рассеивающей линзы.

ЭТАП 5.

  А вот достигли вы данной цели или нет, каждый для себя должен определить сам.

Помогут вам в этом наводящие вопросы, предложенные на листочках.      (Слайд 6).

Что делал правильно

Что делал неправильно

Почему

Сколько раз наугад двигался вперёд и менял свои ошибочные действия (какие) на другие

Что помогло исправиться

Что было легко сделать самому

Почему

Мои выводы

Итак,  жизнь приносит нам потребность в новых знаниях, мы в этом сегодня ещё раз убедились. Но нужно сделать так, чтобы знания и умения, полученные на данном уроке, были прочными.

Для этого вы дома разберёте §64, зад. 2 стр.261.

Для желающих, вывести формулу тонкой линзы. И на следующем уроке сделать сообщение по данному материалу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Линзы. Построение изображения при помощи линз"

Здесь представлена разработка урока в 8 классе с презентацией. Рассмотрены виды линз. Правила построения изображения при помощи линз. Задачи для закрепления темы....

Методическая разработка урока -проекта по теме: Линзы и их применение

Данный урок предназначен для изучения темы линзы. Урок предполагает проектную деятельность учащихся и выполнение ими части презентации по заданной теме....

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: «СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:«СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»...

Разработка урока. Линза. Оптическая сила линзы.

Цель урока: сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, получить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....

Методическая разработка урока по теме: "Линзы"

Проект представленного урока разработан для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. Урок является пятым в данной теме и необходим для усвоения нового материала и повторения изученного ранее. Урок...