Внеклассное мероприятие "Великие ученые - физики"
занимательные факты по физике (10, 11 класс)
Мероприятие проводится в рамках недели физики, с целью повышения интереса студентов (учеников) к предмету. В данном мероприятии могут быть задействованы от 5 до 10 человек. мероприятие может быть проведено для отдельных классов или групп ( в виде классного часа или урока) или в виде театрально-литературной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_konferentsiya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая конференция «Великие ученые – физики».
Цель: познакомить студентов с жизнью и деятельностью великих ученых-физиков, лауреатов Нобелевской премии. Повысить интерес студентов в предмету физики.
Ход конференции:
На доске плакат:
Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок.
Портреты физиков - нобелевских лауреатов Кюри, Рентген, Басов, Прохоров, Капица.
Ведущий 1: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности ученых, физиках – лауреатах Нобелевской премии, их работа – это чудовищные эпопеи в смысле затрат времени и энергии. Это грандиозно и красиво!
Ведущий 2: Люди, которые создавали науку, всегда вызывали у нас чувство восхищения своей дерзновенностью, смелостью мысли, бескорыстной жаждой познания. Какие они были? Знаете ли вы? Или навсегда они вошли в вашу душу скупыми строчками из учебника: такой-то великий сделал то-то, жил, умер тогда-то?
Все запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем
Что важнее всего на земле – человек.
Ведущий 1: Кто же те люди, деятельность которых связанна с невиданными достижениями в современной науке и глубоким проникновением в тайны живой и неживой природы? Где они работали? В чем суть сделанных ими открытий?
Ответы на эти вопросы можно получить, познакомившись с физиками – лауреатами Нобелевской премии. Это…
Вильгельм Конрад Рентген.
Мария Склодовская – Кюри.
Пьер Кюри.
Академик Николай Геннадьевич Басов.
Академик Александр Михайлович Прохоров.
Академик Петр Леонидович Капица.
Ведущий 2:Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом небывалого расцвета науки, который в наши дни привел к подлинной научно-технической революции. Труды ученых были оценены различными медалями и наградами, далеко шагнувшими за сотню.
Среди множества отличий выделяется, однако, премия, ставшая символом высшего достижения в области науки, - это международная премия, утвержденная в конце прошлого века шведским инженером, промышленником, создавшим динамит Альфредом Нобелем. Все это отражено в его завещании. Завещание Альфреда Бернхарда Нобеля (сокращенный вариант).
Студент 1:
«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.
Все оставшееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течении предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицине, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов.
Париж 27 ноября 1895 г. Альфред Бернхард Нобель.
Ведущий 1: Первая премия среди физиков была присуждена в 1901 году Вильгельму Рентгену.
Студент 2:
Я, Рентген Вильгельм Конрад – немецкий физик-экспериментатор, член – корреспондент Берлинской Академии наук.
Мои научные исследования относятся к электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике. Главное мое открытие – это открытие Х-лучей, позднее названных рентгеновскими. 8 ноября 1895 года я случайно заметил, как холодным зеленоватым светом сияют кристаллы одной из солей. Это свечение я видел не раз, разбуженное солнцем. Но за окном была ночь. Недавно пробило четверть двенадцатого, и последний солнечный луч давно уже покинул засыпавший Вюрцбург. Ожжет быть мираж? Устал! Вот и разрядную трубку, прикрытую черным колпаком забыл выключить. Щелчок рубильника и свечения как не бывало. Не единой искорки не осталось. Неужели трубка при прохождении тока высокого напряжения стала источником дотоле неизвестных «икс-лучей», породивших волшебный свет?
Речь сопровождается показом видеоряда.
Ведущий1: 12 ноября 1901 года. Присудить нобелевскую премию года по физике
Ведущий 2: Вильгельму Конраду Рентгену за открытие лучей, которые носят его имя.
Слава, от которой Рентген бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в мире памятник Рентгену был установлен в Санкт-Петербурге.
Ведущий 1: Образцом беззаветного служения делу науки может являться жизнь замечательных людей Марии и Пьера Кюри. Итак послушаем о их открытии.
Студентка 3:
Я, Мария Склодовская – Кюри родилась в 1867году 7 ноября в Варшаве в семье учителя Владислава Склодовского. Здесь же в Варшаве окончила гимназию с золотой медалью. В 16 лет начинаю давать уроки, а затем самостоятельно занимаюсь в лаборатории музея промышленности и сельского хозяйства.
В 1891 году уезжаю в Париж к своей сестре Броне и становлюсь студенткой Сорбонны. Благодаря своим незаурядным способностям и трудолюбию, получаю два диплома – по физике и математике.
В 1895 году после бракосочетания с Пьером Кюри, сыном доктора Кюри, работаю в лаборатории Пьера Кюри в Институте физики.
Студент 4:
Я, Пьер Кюри родился в1859 году в Париже, в семье врача. Получил домашнее образование. В возрасте 16 лет получил ученую степень бакалавра Парижского университета, а спустя еще два года стал лиценциатом физических наук.
В 1896 году к Пьеру Кюри пришел его друг французский физик Анри Беккерель, случайно открывший излучение радиоактивных элементов. Беккерель проверил уран и обнаружил его радиоактивность. Пьер Кюри настаивал на том, что в проверке нуждаются сотни минералов и их соединений.
Студентка 3:
Говорил о том, что необходимы опыты в огромных масштабах. Беккерель сказал о том, что у него нет на это не времени, не средств.
Тогда я с разрешения Анри Беккереля занялась этим вопросом.
Ведущий 2: 12 ноября 1903 года присудить Нобелевскую премию Пьеру и Марии Кюри за изучение явления радиоактивности.
Ведущий 1: Но Пьер и Мария Кюри, работая на благо науки и человечества, не подозревали, какую трагедию принесет их открытие.
Студентка 5 читает стихотворение:
Дождь в Нагасаки, разбужен, рассержен,
Куклу слепую в ужасе девочка держит.
Дождь этот лишний деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать,
Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка.
Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
Будет отравой доска для детского гроба,
Будет приправой тоска и долгая злоба,
Злоба как дождь, нельзя от нее укрыться,
Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.
Голуби скоро начнут, как вороны каркать.
Будут кусаться и выть молчальники-карпы,
Будут врезаться в людей цветы полевые.
Воздух вопьется в грудь, сердце высосет, выест.
Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.
Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
Дети в далеких, в зеленых и тихих скверах, -
Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
Здесь о другом, о простой человеческой жизни.
Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.
Ведущий 2: Есть даты и даты-символы. Теперь и 26 апреля – это не просто календарная дата, это символ наполненных глубочайшей значимости событий, смысл которых каждое последующее поколение будет открывать для себя заново.
Студенты 5 и 6 читают стихотворение:
Нет!
Атом не рожден солдатом!
Ты уличен,
Двадцатый век,
Закупоривший бомбы в атом.
Я – твой судья.
Я – человек!
…Мне доброта твоя знакома
и дел великих чудеса…
На берегу песчаном Дона
Средь сосен, бора и озона,
Поднялись гордо корпуса –
Нет, не обычного завода,
А века нашего прогресс
Эмблемой мира всех народов,
Где протекают тихо воды,
Взметнулась песнею АЭС.
Ну что же,
Атом значит атом!
Пусть это слово прозвучит
Во всех делах его набатом.
Рабочим будешь –
Не солдатом,
К тебе подобраны ключи.
Здесь в генераторах огромных
Не упрощенный –
Укрощенный
Умом и волей всех ученых
В турбины просится уран.
Кому еще он так вот служил он.
И был всегда служить готов.
Не смертной, пагубною силой,
А жизнью,
Бьющеюся в жилах
Высоковольтных проводов!
Стихотворение сопровождается показом слайдов.
Ведущий 1: 1964 год. Слушается доклад Николая Геннадьевича Басова. Решено присудить половину нобелевской премии по физике Чарльзу Твунсу, а другую половину – Николаю Геннадьевичу Басову и Александру Михайловичу Прохорову за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей нового типа – лазеров и мазеров. Давайте послушаем об открытии Басова.
Студент 7:
Я, Николай Геннадьевич Басов, родился в 1922 году в городе Воронеже. Окончил Московский инженерно-физический институт. С 1950 года работал в физическом институте Академии наук СССР.
Мои работы в различных областях квантовой радиофизики и ее применении. Открыл принцип генерации и усиления излучения квантовыми системами. В 1954 году вместе с Александром Михайловичем Прохоровым создал первый квантовый генератор на пучке молекул аммиака.
В лазере использовано свойство резонансного перехода частиц с одного энергетического уровня на другой. Лазер – оптический генератор, в котором роль колебательного контура электронной лампы играют атомы активного вещества, возбуждаемые тем или иным способом, а так же зеркала, выполняющие функции резонатора.
Лазеры непрерывного действия различают по виду активного вещества: газовые, жидкостные, полупроводниковые. Есть лазер даже с булавочную головку. Уже 1965 году советская промышленность освоила серийный выпуск этих квантовых генераторов, которые нашли себе широкое применение в медицине для проведения операций на дне глазного яблока, в космической связи для передачи большого объема информации в одном луче, в геодезии – для измерения расстояний с высокой точностью, для сварки и обработки микроминиатюрных элементов: за 0,001 сек. – можно просверлить в алмазе отверстие с помощью оптического сверла. В настоящее время в космической связи применяются лазеры, как оптические генераторы. Мощное лазерное излучение находит применение в изучении плазмы и ее свойств. Если будет найден способ удержания плазмы длительное время, то будет решена проблема получения топлива к космическим кораблям из космоса прямо к плазменным двигателям.
Лазеры найдут себе применение и в военном деле. Лазерный луч сжигает все на свете: дерево, камень, сталь, ибо яркость его излучения, сфокусированная в одну точку в 106 раз больше яркости солнца со световым давлением 106 атмосфер. Американские военные авантюристы мечтают о таком лазерном пистолете, который может поразить глаз противника. Лазерные установки могут служить в противоракетной обороне, так как луч может поражать межконтинентальные ракеты в полете. Аппаратура, построенная на этом принципе, создана и успешно работает. Атом воистину неисчерпаем!
Ведущий 2: Советский ученый дважды герой социалистического труда, академик Петр Леонидович Капица. Давайте послушаем, за какие выдающиеся достижения ему была присвоена нобелевская премия.
Студент 9:
В годы пребывания за границей мне посчастливилось работать в лаборатории Резерфорда, где он обратил на меня внимание, когда я сдал физический практикум за две недели вместо двух лет. В 1934 году я вернулся на Родину. То было время, когда в газетах и по радио говорили об усиленном развитии промышленности, транспорта, торговли.
Советский Союз должен стать настоящей промышленной страной: давать – стали, кокса, ситца и для этой интенсификации требовался дешевый кислород. Я провел эксперименты по сжижению газов и практическому применению.
Наиболее замечательными открытиями в физике низких температур является явление сверхтекучести и сверхпроводимости. При температуре -2700С жидкий гелий перестает быть вязким, он становится в 1012 раз более текучем, чем вода, проникает через самые узкие поры в сосудах. Поэтому, жидкий гелий и называют сверхтекучим. Я утверждаю, что одной из важнейших проблем ближайшего будущего является создание сверхпроводящего сплава с практической температурой близкой к комнатной. Уже сейчас сверхпроводимостью начинают широко пользоваться в устройстве ЭВМ, но при очень низких температурах.
Ведущий 1: Присудить нобелевскую премию по физике Петру Леонидовичу Капице за открытие и основополагающие изобретения в области физики низких температур. 17 октября 1978 год.
Ведущий 2: Шло время, но не оскудел человеческий ум. И в наши дни ученые физики получают нобелевские премии. Нобелевская премия по физике присуждена в 2000 году Жоресу Ивановичу Алферову (Россия, Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе), Герберту Кремеру (США, Калифорнийский университет) и Джеку Килби (США, компания «Тексис инструментс») за создание основ современной информационной технологии, т.е. за разработку интегральных микросхем и микроэлектронных элементов на базе полупроводниковых гетероструктур, из которых создаются детали современных разнообразнейших электронных устройств.
Нобелевская премия присуждена в 2003 году Виталию Лазаревичу Гинзбургу и Алексею Алексеевичу Абрикосову за сверхпроводимость высокотемпературных материалов и сверхтекучесть.
Ведущий 1:
Прав ли был Прометей,
Давший людям огонь?
От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперед далеко –
Нас вела за собою наука.
И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так четко и явственно
Видно время настало задуматься всем
Над вопросом:
Что важнее всего на земле? Человек!
Ведущий 2: И в завершении сегодняшней нашей беседы хотелось бы подчеркнуть известную мысль Эйнштейна о том, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. Эйнштейн писал: « Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНЫ ПО ФИЗИКЕ ( о ученых-физиках)
Историко-физические викторины позволяют не только повысить уровень знаний по физике и истории физики. Они имеют также...
Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"
Урок патриотической направленности, проводили совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....
Классный час « Ученые - физики фронту. Вклад советских учёных-физиков в Великую Победу 1941-1945 г.г.»
Актуальность: В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан...
вклад ученых физиков в годы ВОВ
внеклассное мероприятие по физике...
Внеклассное мероприятие по физике 8 класс "Ученье- свет, а не ученье- тьма"
Данная презентация может быть использована на внеурочной деятельности по физике в 8кл...
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»...