Повторительно-обобщающий урок "О, эти кванты!"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 11 КЛАССЕ “О, эти кванты!”
Не всякому помогает случай.
Судьба одаривает только подготовленные умы.
(Луи Пастер) (слайд 2)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- обобщить и систематизировать материал по основам квантовой физики;
- научить выявлять положительные и отрицательные стороны научных исследований, открытий и технологических достижений;
- продолжить формирование интереса к научным познаниям;
- воспитывать гражданскую активность и чувство патриотической гордости за весомый вклад отечественных учёных в развитие квантовой физики (слайд 3)
ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:
гальванометр зеркальный, термопара, спиртовка, селеновый фотоэлемент, маломощный осветитель с лампочкой на 6В, батарейка карманного фонаря, ключ, соединительные провода;
компьютер, таблица “Фоторезисторы и терморезисторы ”,портреты учёных, словарь физических терминов.
План урока:
- Актуализация знаний 7 мин
- Обобщение ранее изученного 10 мин
- Разноуровневая самостоятельная работа 7 мин
- Работа учащихся с программой КиМ “Физика”, раздел «Квантовая физика» 10 мин
- Парадокс «кота Шрёденгера» 3 мин
- Подведение итогов урока 5 мин
- Итоговое обобщение 3 мин
I . Актуализация знаний (слайд 4)
Допишите формулы:
- ... = hν
- Р = m…
- Е = …c2
- hc/λ = А + …
- … = Ек - Еp
- λm = hc/…
- νmin = А/…
Озаглавьте записанные формулы.
Ответьте на вопросы: (слайд 5-6)
1.Назовите факты, опыты и явления, подтверждающие квантовые свойства света.
2. Что понимают под внешним фотоэффектом?
3. В 1905 году А. Эйнштейн дал простое уравнение, вскрывающее сущность фотоэффекта. Если А1 –работа, потребная для вырывания электронов из атома и А2 –работа, необходимая для выведения электронов сквозь поверхностный слой вещества, то кинетическая энергия фотоэлектронов, вырывающихся наружу, будет:
Ек = hν – ( A1+A2)
Исходя из этого уравнения, объясните:
А) Как зависит Ек от частоты излучения?
Б) Чем будет отличаться механизм фотоэффекта при облучении вещества рентгеновскими лучами УФ излучением?
4. Как объяснить резкое увеличение электропроводности селена под воздействием радиации?
Ответ: если электроны под воздействием радиации вырываются из атомов, но при этом остаются внутри тела, а не вырываются наружу, то электропроводность вещества возрастает. На этом основан принцип селенового фотоэлемента.
II. Обобщение изученного ранее.
Проблемный вопрос.
В чём отличие классического понятия реальности от понимания реальности и измерения в квантовой физике?
В ходе урока попытаемся дать ответ на этот вопрос при подведении итогов.
1. Сообщение ученика: Тепловые детекторы и фотодетекторы. (слайд 7)
Тепловые детекторы предшествовали квантовым. Их история началась в 1800 году, когда Уильям Гершель /1738 – 1822/, используя призму и ртутный термометр, открыл инфракрасное излучение. Но первый настоящий детектор появился лишь в 1830 году, когда итальянские физики Леопольдо Нобели и Македонио Меллони сконструировали первые термоэлементы, которые представляют собой совокупность термопар, соединённых вместе. В качестве фотодетектора может служить селеновый фотоэлемент.
Постановка демонстрационного опыта по обнаружению электрического тока с помощью зеркального гальванометра, подсоединённого сначала к термопаре, а затем к селеновому фотоэлементу. (слайд 8-9)
Проблемные вопросы к данному опыту: (слайд 10-11)
А) В чём причина появления тока в обоих случаях?
Б) Каков механизм термотока и фототока?
Ответ: термоЭДС, ответственная за ток в термопаре, прямо пропорциональна разности температур между спаями;
Фотодекторы - это устройства, которые работают на основе фотоэффекта, принадлежат к классу квантовых детекторов, так как в них используется непосредственное квантовое взаимодействие света с веществом.
2. Фотоэффект (слайд 12)
Учитель: физические механизмы излучения света достаточно многообразны. Попытки с классической точки зрения объяснить излучение абсолютно чёрного тела потерпели неудачу, приведя к известному закону излучения Планка и квантовой теории.
Макс Планк пытается примерить два начала термодинамики с теорией электромагнетизма. Однако за хорошую упаковку надо платить. Чтобы закон излучения удовлетворял экспериментальным данным по излучению чёрного тела, Планк в 1900 году вынужден ввести новую постоянную величину ( постоянную Планка h = 6,63-34Дж∙ с).
Какую гипотезу выдвигает Планк об излучении?
Ответ: электромагнитное излучение происходит не непрерывно, а отдельными порциями – квантами.
Учитель: ни Планк, никто другой не понимают в тот момент, что, завершив построение основ термодинамики, они стали родоначальниками новых представлений об энергии и оказались на пороге нового мира - квантовой физики.
Открытие фотоэффекта взбудоражило умы многих учёных, среди которых был А. Г. Столетов (краткое сообщение ученика об открытии фотоэффекта).
Учитель: у вас есть уникальная возможность смоделировать опыты Столетова, используя компьютер, и ответить на вопросы, мучившие учёного многие месяцы. (слайд 13)
Работа учащихся за компьютером с программой КиМ “Физика”, раздел «Квантовая физика».
Фрагментарно повторяют темы «Фотоэффект», «Давление света» и «Лазеры».
Учитель координирует действия учащихся, ведёт индивидуальную работу по выявлению степени восприятия материала каждым учеником.
Вопросы по компьютерной программе: (слайд 14-15)
- В каком случае интенсивность света, падающего на катод в экспериментальной установке А. С. Столетова больше?
- В чём суть идей М. Планка?
- Что означает в нашем понимании III – ий закон фотоэффекта?
- На что расходуется энергия фотона?
- Что такое фотон?
- Как рассчитать энергию и импульс фотона?
- Как изменяется давление света с увеличением интенсивности излучения в опытах П. Н. Лебедева? С чем это связано?
- Обладает ли фотон массой покоя?
- Какова скорость фотона при взаимодействии света с веществом? /Комптоновское рассеяние /.
- Каковы основные свойства, отличающие лазеры от прочих источников света? / монохроматичность, интенсивность, узконаправленность излучения /.
- Какой из рисунков отражает трёхуровневую схему энергетических переходов?
После завершения работы с компьютером ученикам предлагается разноуровневая самостоятельная работа. (приложение 1)
Начальный уровень – выполняется в виде тестов с выбором ответа;
Средний уровень – включает в себя несложные задачи, при решении которых необходимо получить ответ. /Тесты прилагаются /.
Зная ответы, можно быстро оценить работы учащихся, предложив предварительно провести проверку в парах.
3. Учитель зачитывает ненаписанную глав у к роману « 12 стульев». / эмоциональное погружение /. (Фрагмент прилагается).
Задание: заслушав литературный фрагмент, попытайтесь перечислить замеченные ошибки.
4. Парадокс «кота Шрёдингера»
Парадоксы квантовой физики связаны с особенностями квантовых измерений. В начале ХХ века выдающиеся физики Эйнштейн, Шрёдингер, Бор, Гейзенберг, Паули и другие считали необходимым тратить время и силы для разрешения квантовомеханических парадоксов. Широко известен парадокс « кота Шрёдингер».
Учитель зачитывает фрагмент из статьи “Странности квантового мира и тайна познания ” из приложения “Физика” № 20/2006, стр.41
Учитель: Что можно считать в описанном парадоксе измерением?
Ответ: всю описанную процедуру.
Учитель: А что можно считать результатом измерения?
Ответ: То, что видит экспериментатор, открыв ящик.
Заключение: драматичность ситуации с гибелью кота лишь усиливает психологическое воздействие на экспериментатора. На самом деле парадоксальность возникает в любом квантовом измерении.
- Подведение итогов.
А. Эйнштейн, который так и не принял до конца философию квантовой теории, тем не менее, заложил начало двум фундаментальным положениям: понятию фотона / 1905г. / и стимулированного излучения / 1917г. /. Без этих понятий нельзя, например, описать работу лазера. Нильс Бор – наиболее страстный приверженец квантовой теории, создал первую квантовую модель атома. Многие учёные внесли свой вклад в создание квантовой теории.
На экран проецируются « Основные этапы создания квантовой физики» /Приложение №2 /.
Итоговое обобщение.
Изучение фундаментальных опытов – это один из способов научного познания, который позволил нам на уроке вести научный поиск проблемного характера. Возвращаясь к проблеме урока. Можно сделать заключение:
В классической теории то, что мы получаем при измерении, реально существовало и до измерения. В квантовой физике реальность творится при измерении. В частности, устройства квантовой криптографии ( способ тайного письма) позволяет абсолютно защитить информацию от несанкционированного прослушивания, а квантовый компьютер позволяет решать задачи, для решения которых на классических компьютерах не хватит даже времени жизни Вселенной!
Домашнее задание: заполнить таблицу «Квантовые действия» /Приложение № 3 /.
Словарь новых терминов. (слайд 16)
- Релаксация – постепенное возвращение в состояние равновесия какой-либо системы после прекращения действия возмущения.
- Фотон ( гр. свет ) – элементарная частица – квант электромагнитного поля.
- Лазер – прибор для получения чрезвычайно интенсивных и узконаправленных пучков монохроматического излучения.
- Инверсия – нарушение нормального порядка двух элементов в перестановке.
Приложение №2.
Основные этапы создания квантовой механики.
- Квантование энергии: Макс Планк, 1900г. (премия 1918) (слайд 17)
- Фотоны: Альберт Эйнштейн,1905г. (премия 1921г.)
- Атомные уровни: Нильс Бор, 1913 г. (премия 1922г.)
- Корпускулярно-волновой дуализм: Луи де Бройль, 1923-1924гг. (премия 1929г.)
- Принцип запрета: Вольфганг Паули, 1924-1925гг. (премия 1945г.)
- Матричная механика и принцип неопределённости: Вернер Гейзенберг, 1925г. и 1927г. (премия 1932г.)
- Волновая функция: Эрвин Шрёдингер, 1926г. и Поль Дирак 1926-27гг. (совместная премия 1933г.)
- Вероятностная интерпретация волновой функции: Макс Борн, 1926г. (премия 1954г.)
- Математически строгая формулировка квантовой механики: Джон фон Нейман, 1927-1932гг.
Литература:
- приложение «Физика» №№ 18,19,20.24/2006г.
- приложение «Физика» № 10/2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."
Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)
На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие – цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического ост...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...