ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
учебно-методический материал по физике на тему
Материал по 7-10 классам, акцентируется внимание на логичность изложения МКТ, полготовке к её изучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 им.М.И.НЕДЕЛИНА
Реферат на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»
ПОДГОТОВИЛА учитель физики МБОУ СОШ №9 им. М.И.Неделина
МУНТЯН ТАТЬЯНА ВЕНЕДИКТОВНА
г. Одинцово
ПЛАН РЕФЕРАТА
- Введение __________________________________________3
- Основной раздел ______________________________________4
а) изучение темы в 7 классе; _______________________________4
б) изучение темы в 8 классе; _______________________________6
в) изучение темы в 10 классе; ______________________________10
3. Заключение ___________________________________________16
4. Список литературы _____________________________________18
ВВЕДЕНИЕ
В стандарте основного общего образования по физике сказано, что изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о тепловых явлениях;
-овладение умениями проводить наблюдения, описывать и обобщать результаты;
-использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В обязательном минимуме содержания основного общего образования по физике в главе «Молекулярная физика. Термодинамика» изучаются модели газа, жидкости и твердого тела, дискретное строение вещества.
Поскольку с этими понятиями приходится сталкиваться в 7-ом классе при изучении главы «Первоначальные сведения о строении вещества», в 8-ом классе при изучении тепловых явлений, в 10-ом классе при изучении молекулярно-кинетической теории, мне хотелось проанализировать, в чем различия при изучении темы «агрегатные состояния вещества».
Изучение темы в 7-ом классе:
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЫ
Атом (atomos (греч.)- неделимый) – мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств.
Молекула (moles(лат.)- масса) – наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами, состоит из атомов.
Историческая справка:
Греческий ученый Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что мир состоит из бесчисленного множества частиц (атомов) и пустоты. Атомы – плотные образования, различающиеся лишь по форме и размерам и не имеющие тех разнообразных свойств, которыми обладают тела – различные сочетания этих атомов.
ДВИЖЕНИЕ ЧАСТИЦ ВЕЩЕСТВА
Частицы любого вещества находятся в постоянном беспорядочном движении. Чем быстрее движутся частицы, тем выше температура вещества. Явление диффузии, когда вещества смешиваются сами собой, подтверждает движение частиц.
ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ МОЛЕКУЛ.
Частицы любого вещества находятся на вполне определенном расстоянии друг от друга, притягиваются друг к другу, но не могут сблизится, потому что при этом возрастает их отталкивание.
Таблица 1.
Три состояния вещества
состояние | твердое | жидкое | газообразное |
расположение молекул | |||
взаимодействие между молекулами | Притяжение между молекулами больше, чем в жидкостях | Расстояние между молекулами меньше размеров молекулы, притяжение значительное | Молекулы почти не притягиваются друг к другу |
движение молекул | Молекулы или атомы колеблются около определенной точки | Скачками могут менять свое положение | Движутся хаотично во всех направлениях |
СВОЙСТВА | Сохраняют форму и объем | Принимают форму сосуда, они текучи, сохраняют объем, плохо сжимаемы | Занимают весь предоставленный объем, сжимаемы, не имеют своей формы |
Изучение темы в 8-ом классе:
При изучении тепловых явлений обязательно проводятся примеры: нагревание воды, охлаждение камня. Вводится понятие теплового движения и температуры как меры степени нагретости тел. На первых уроках идет повторение строения вещества, нужно вспомнить о движении молекул в твердых телах, жидкостях и газах. Обратить внимание учащихся на связь между скоростью движения молекул и температурой тела. Необходимо объяснить зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела.
Внутренняя энергия тела не зависит от механического движения тела и от положения тела относительно других тел. Если говорить о расположении, характере движения и взаимодействии молекул в разных в агрегатных состояниях, обязательно следует опираться на понятие кинетической энергии.
Например, в твердых телах и жидкостях средняя кинетическая энергия молекул меньше работы по преодолению сил молекулярного притяжения, поэтому молекулы и не удаляются друг от друга.
В газах молекулы разлетаются, так как притяжение молекул газа мало вследствие большого значения средней кинетической энергии молекул газа, да и расстояние между молекулами много больше размера самих молекул.
При изучении плавления и отвердевания кристаллических тел важно обратить внимание учащихся на наличие горизонтальных участков графика плавления и отвердевания, на симметричность графика. Вещество плавится и отвердевает при одной и той же температуре – она называется температурой плавления (t пл.). сначала вещество нагревается, а потом начинает плавиться. Сначала вещество отвердевает, потом охлаждается.
ГРАФИК 1 (рис 16, стр.33 учебник Пёрышкин А.В. Физика 8)
ГРАФИК 2 (рис 270, В.И.Лукашик , Сборник задач по физике)
ГРАФИК 3 (рис. 269, В.И. Лукашик, Сборник задач по физике)
Ряд веществ не имеет определенной температуры плавления, например: стекло, асфальт, воск, парафин. Это аморфные тела. Температуру плавления для кристаллических тел указывают в таблицах, для аморфных тел – нет.
Лабораторный опыт: отливка копии печати.
- На куске пластилина оставить вмятину от игрушечной печати (можно использовать рельефный выпуклый значок).
- Наполнить расплавленным парафином свечи заготовку. Прокомментировать изменение агрегатного состояния парафина.
- После застывания капель жидкости аккуратно вытащить полученную копию.
- Дать объяснение, как изменяется состояние вещества при застывании жидкости.
Испарение – переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое.
Примеры конденсации: появление тумана, выпадение росы, образование осадков. Одна из причин – понижение температуры.
ДЕМОНСТРАЦИИ
- Испарение капли воды и подсолнечного масла с листа бумаги. Зависимость скорости испарения от температуры, рода жидкости, площади поверхности.
- Охлаждение жидкости при испарении (охлаждение руки, если на нее подуть) ; наблюдения за показаниями сухого и влажного термометров психрометра.
Кипение – процесс парообразования по всему объему жидкости. Обратить внимание на постоянство температуры при кипении жидкости. Образование пузырьков с водяным паром интересно наблюдать в электрочайнике с подсветкой.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
Если капнуть воды на горячий утюг, то, казалось бы, капля должна быстро испариться, но этого не наблюдается.
Образовав маленький шарик, шипя и подпрыгивая. Капля очень медленно превращается в пар. Почему?
Под капелькой образуется упругий слой пара. Он является плохим проводником теплоты, поэтому капля медленно испаряется.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовиться к игре по теме « Изменение агрегатного состояния вещества ».
Рекомендуется подготовить рисунки, подтверждающие основные положения пройденной темы.
Для закрепления материала можно выбрать пять важных явлений: плавление, кристаллизация, испарение, кипение, конденсация. Карточки-рисунки можно подготовить к упражнениям, предложенным в сборнике задач Лукашика В.И. для 7-9 классов.
Как потом использовать карточки-рисунки?
Когда учащиеся составляют рассказ по картинке, они развивают логическое мышление, тренируются в составлении связного научного рассказа. Можно использовать карточки, выполненные учащимися на занятиях с отстающими учениками.
Изучение темы в 10-ом классе.
В 10-ом классе тема «Агрегатные состояние вещества» изучается уже после прохождения электрических явлений в 8-ом классе, строения атома и атомного ядра в 9-ом классе, поэтому уместно вводить понятие плазмы – четвертого состояния вещества.
Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое.
При фазовом переходе скачкообразно изменяется какая-либо физическая величина (внутренняя энергия, плотность). Состояние вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.
ГАЗ.
Поскольку в 10-ом классе вводится понятие идеальный газ, и изучаются газовые законы, можно задать вопрос: « А кто придумал слово «газ»? »
Старинный голландский химик и врач Гельмонт (1577-1644 г.г.), современник Галилея, произвел «газ» от греческого слова «хаос», открыв, что воздух состоит из двух частей, из которых одна поддерживает горение и сгорает, другая же не обладает этими свойствами, Гельмонт писал: «Такой пар я назвал газ, потому что он почти не отличается от хаоса древних (в древности «хаос» - сияющее пространство)». Потом слово «газ» не употреблялось до 1789 года. Его возродил Лавуазье. Оно получило широкое распространение, когда всюду заговорили о полетах братьев Монгольфье на первых воздушных шарах.
Ломоносов в своих сочинениях употреблял другое название для газообразных тел – «упругие жидкости». Откуда взялась такая характеристика газов? Да потому что газы легко сжимаемы, т.к. при сжатии изменяется лишь расстояние между молекулами. В газах расстояние между атомами (молекулами) во много раз превышает размеры самих молекул. Многочисленные удары о стенки сосуда создают давление газа:
ЕК>|EP|
ЖИДКОСТЬ
Жидкость состоит из подвижных молекул, совершающих колебательные движения около положения равновесия. Молекулы близко расположены друг к другу, поэтому жидкости так трудно сжать. Жидкости легко меняют форму, потому что «перескоки» постоянно «скачущих» молекул легче происходят в направлении действия сил.
Электрически нейтральные молекулы, казалось бы, не должны взаимодействовать. Но на малых расстояниях взаимодействуют электроны одних молекул с ядрами других. Силы взаимодействия могут быть как силами притяжения, так и силами отталкивания. На малых расстояниях молекулы отталкиваются, поэтому жидкости мало сжимаемы.
Взаимодействием молекул обеспечивается в жидкостях поверхностное натяжение, которое «обнимает» жидкость. В свободном состоянии жидкость принимает форму, при которой для данного объема площадь поверхности минимальна. А такой формой является шар – сфера. Жидкость не только текуча, но и принимает форму сосуда.
ЕК≤|EP|
Из-за непрерывного движения энергия меняется, поэтому время оседлой жизни молекулы (когда она не колеблется) с повышением температуры уменьшается.
ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
В земных условиях многие тела находятся в твердом состоянии. Молекулы притягиваются друг к другу на расстоянии порядка нескольких молекулярных радиусов и отталкиваются на очень близких расстояниях. Это взаимодействие обеспечивает твердым телам прочность и упругость. Молекулы колеблются около положения равновесия. Вот почему они сохраняют форму и объем тела. Если соединить центры положения равновесия атомов (молекул) твердого тела, получим правильную пространственную решетку, которая называется кристаллической
ЕК<<|EP|
ПЛАЗМА.
ПЛАЗМА – частично или полностью ионизированный газ.
Плазма – квазинейтральная система заряженных частиц, т.е. частично или полностью ионизированный газ, в котором объемные плотности положительных ρ+ и отрицательных ρ- зарядов практически одинаковы по абсолютному значению.
ρ+ = |ρ-| или ρ+ + ρ- = 0
В общем случае можно считать, что плазма представляет собой смесь трех компонент: свободные электроны, положительные и отрицательные ионы и нейтральные атомы (или молекулы).
Плазма соответствует такому состоянию, когда число электронов и ионов настолько велико, что даже небольшое изменение электронной компоненты по сравнению с ионной невозможно из-за сильных электрических полей, возникающих при нарушении равенства между ρ+ и ρ-
Плазма – наиболее распространенное состояние вещества в природе. Внешняя часть земной атмосферы покрыта плазменной оболочкой – ионосферой. В околоземном пространстве находятся радиационные пояса – плазменные образования. Солнце и звезды – сгустки горячей плазмы. Плазма заполняет всю Вселенную в виде очень разреженного газа. В земных условиях в лаборатории и в технике с плазмой мы встречаемся при различных газовых разрядах: молния, искра, дуга.
Применение: лампа-вспышка для рубинового лазера. Рабочее тело для газовых лазеров, резец для плазменной резки, в двигателях для разгона космических кораблей.
Свойства: если поместить в электрическое поле, в нейтральной плазме будет электрический ток.
Будущее: овладение энергией управляемого термоядерного синтеза.
Для домашнего задания можно предложить самостоятельное составление тестов на тему «Изменение агрегатных состояний вещества» с выбором ответов. Предложить к каждому тестовому вопросу по три ответа на выбор, один из ответов – правильный. Эти тесты можно использовать при работе с отстающими учениками, а правильность составления вопросов можно проверить на уроке при устном опросе.
ДЕМОНСТРАЦИЯ.
Замерзание кипящей воды.
Стакан с небольшим объемом воды поставить под колокол воздушного насоса. Если откачать воздух из-под колокола, вода закипит, а потом замерзнет. Почему?
Происходящий при пониженном давлении процесс кипения сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры воды и её замерзание.
Развить мыслительную активность учащихся, задав вопрос: « Что будет с морями, океанами Земли, если атмосфера будет разреженной, или исчезнет вовсе?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще с незапамятных времен древние мыслители считали, что мир состоит из четырех простых стихий: земли, воды, воздуха и огня. Можно сказать, что тем самым они как бы предвосхитили представления современной науки о четырех состояниях вещества: твердом, жидком, газообразном и плазменном.
Для каждого состояния любого вещества характерен определенный интервал температур. Например, при отрицательных (по Цельсию)температурах вода находится в твердом состоянии (лед). В интервале температур от 0°С до 100°С – жидкость. Если температура превышает 100°С, вода превращается в водяной пар (газ). А при значительно более высоких температурах атомы и молекулы нейтрального газа теряют часть своих электронов и становятся положительными ионами. Когда температура достигает 104 °С , то газ представляет собой плазму. При температурах выше 104 °С все вещества находятся в своем четвертом состоянии – состоянии плазмы. Масса плазмы составляет 99% массы Вселенной.
Я считаю, что выбранная мной тема реферата является актуальной для основного курса физики для средней школы. Я пыталась ступенчато, с усложнением, подойти к четырем агрегатным состояниям вещества. Показать специфику изучения этой темы в разных классах, выделить главное с моей точки зрения. Рассмотреть разные итоговые задания по этой теме: таблицы, карточки, вопросы.
В процессе обучения важно сформировать интерес к знаниям. Обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели поставленные учителем и был активным участником их реализации.
В своем реферате мне хотелось показать как на, казалось бы, простой и понятной теме не приневолить, а приохотить к учению недругов физики. Как писал Я.И. Перельман.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.А.Волков, Поурочные разработки по физике. 10 класс. М.: Вако.2006 г. С 198-200.
- Л.А.Горев. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение. 1985г. С.39,40
- Н.В.Гулиа. Удивительная физика. М.: Н Ц ЭНАС. 2005. С.186-188
- А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев. Л.С.Понтак. Физика и химия 5-6 класс. Просвещение. 1994 г. С.17, 22-27, 74-76.
- Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова, Е.В.Шаронина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина Физика 8 класс. М.: Дрофа. 2001. С.5, 16, 20-21.
- В.А.Коровин. Программно-методические материалы. Физика 7-11 классы. М.: Дрофа. 2001. С.14-15, 21.
- И.Я.Ланина. 100 игр по физике. М.:Просвещение. 1995. С. 70, 74, 75.
- В.И.Лукашик. Е.В.Иванова. Сборник задач по физике 7-9-кл. М.:Просвещение. 2002. С.8-12.
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика 10 кл. М.:Просвещение. 2003. С.149-153.
- С.М.Новиков. Аттестация учителей физики. Методические рекомендации. М.: Аерис-пресс. 2006 С.22-25, 7-20, 55.
- В.А.Орлов,С.В.Дорожкин. Плазма – четвертое состояние вещества. Учебное пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2005. С.46-48.
- Я.И.Перельман. Занимательная физика. Книга 2. М.: Наука. 1986.С.95.
- А.В.Перышкин. Физика 7 класс. М.: Дрофа. 2002. С.16-29.
- А.В.Перышкин. Физика 8 класс. М.: Дрофа. 2002. С.3-7, 30-31, 33, 42-44.
- А.И.Сёмке. физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс. М.: НЦ ЭНАС. 2006. С.12.
- В.А.Шевцов, Поурочные планы по физике. 10 класс. М.: Учитель. 2001. С.4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...
Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а
Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3 само...
Формирование познавательного интереса учащихся при изучении темы« Здоровый образ жизни»5 класс
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»
данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...
Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики
Существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике,т.к.в существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обуче...
Формирование познавательного интереса учащихся средствами ИКТ при изучении темы «Письмо и его типы»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПИСЬМО И ЕГО ТИПЫ»...