конспект урока в 11 кл по теме "Формула тонкой линзы"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Становова Елена Александровна

Урок может быть проведён в классах с углубленным изучением физики и математики. Предлагается нестандартный вывод формулы тонкой линзы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fizike_11_klass.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по физике в 11 классе (2 часа)

ТЕМА: Формула тонкой линзы.

Цели урока: учащиеся дают определение линзы, называют виды линз, дают определение   основных понятий по теме «Линзы»,  понимают зависимость f(d), строят её  графически и получают аналитически, воспроизводят формулу тонкой линзы и применяют её при решении задач.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос по домашнему материалу:

- что такое линза?

- виды линз и их обозначение на рисунках

- какие линзы называют тонкими?

- что называют главной оптической осью линзы?

- что называют оптическим центром линзы?

- что такое фокус, фокусное расстояние?

- что называют фокальной плоскостью?

 - что такое побочная ось?

- что называют оптической силой линзы?

- как она обозначается и в чём измеряется?

- чем отличается оптическая сила собирающей линзы от рассеивающей?

- что такое радиус кривизны?

        3. Повторим выводы прошлого урока, полученные на основе построений:

              - при d=, f=-F                                                        - при d=2F, f=2F

               - при d→0, f→0                                                   - при d→∞, f→F

               - при d→F, f→∞                                                  - при d=F, изображения нет

        4. Построим на этих основаниях график зависимости f от d.

            Обратите внимание, как называется такая зависимость? Что является её графиком?

f

2F

F

                d

        2F

-F

5. Опишем, полученную функцию, то есть получим формулу зависимости f (d)

f=; в нашем случае f=+F

найдём k:  1-й вариант – точку (2F,2F); 2-й вариант – точку (, - F)

2F=+F                                                        -F=+F

F=                                                                     - 2F=

k=F2                                                                                      k=F2

Запишем функцию:                    

                                               f=+F  (анализ формулы)

6.Выполним ряд математических преобразований и получим формулу

   +           или           + = D   - формула Гаусса

7. Обобщая формулу Гаусса для всех случаев и видов линз, получим

                            ± ± = ±

Выясним, когда ставится «+», а когда «-»

8. Решим задачу:

Фокусное расстояние собирающей линзы 20 см. Предмет помещён на расстоянии 15см от неё. Определите, на каком расстоянии от линзы получится изображение этого предмета. Какое оно? (Ответ: 0,6м, мнимое)

9. Обобщение сделанного на уроке.

10. Домашнее задание: параграф 65

                                              ( учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский),    

                                               доказать справедливость формулы Ньютона

                                               х·х,=F2,

                                        где х – расстояние от предмета до переднего  фокуса,          

                                                х, - расстояние от изображения до второго фокуса,

                                                индивидуальные задания.

11. Оценки за урок.

                                                                   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения науки».

Обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы и на уроках физики. Воспитание ответственного отношения к здоровью....

Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"

Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой....

Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев   на столах  смайлики и зерно чечевицы,  обучающиеся в...

Линзы. Построение в линзах. Формула тонкой линзы.

Сформировать представление о линзах, научить определять тип линз, строить изображения, которые дают линзы, определять оптическую силу линзы....

конспект урока на тему: "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.Цели урока:      - сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессо...