Элективный курс "Методы решения физических задач" 10, 11 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

фаттахова зулеха хамитовна

Время, т.е. деятельность за последние годы  существенно изменилось. Интеллект все смелее, хотя и косвенно, становиться стратегическим ресурсом   страны помимо его индивидуальной значимости для развития. А значит, усвоение норм современного мышления и мировоззрения должно быть обеспеченно содержательно и организованно.

Следует признать, что за последние годы понимание этих качеств усложнилось, но в реальности деятельность (по структуре и смыслам)  школьников фактически не изменилось. Никакое дополнительное физическое содержание уже не даст принципиального эффекта, если не будет изменена сама деятельность, эта постановка пока еще рождается в муках. Поэтому, ключевым  для продвижения в формировании мышления школьников является изменения отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением. Исторически эта проблема уходит в послевоенные годы. Сейчас для ее решения есть основания:

-хорошая теоретическая основа в виде психологии, педагогики, методики физики.

-демократизация учебного процесса,

-востребованность умения решать задачи как в узком смысле обучения (для сдачи егэ и других экзаменов), так и в широком смысле (для реальной жизни, для управления, производства, науки).    

       В настоящее время происходит переход от классических вступительных экзаменов в вузы в виде многообразных форм испытаний. Одной из широко внедряемых новых форм экзаменов является централизованное.Часто его называют государственное тестирование выпускников. Средних учебных заведений, которые совмещаются со школьными  выпускными экзаменами. Это  обыденное испытание носит название «единый государственный экзамен». Поэтому данный курс предлагается в выпускных  классах и  учит решать тестовые задачи. Построен с опорой на знания и умения полученные учащимися при изучении физики в основной и старшей школе. При изучении данного курса акцент сделан на развитии способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения  по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать.

Программа обеспечивает возможность повторить, расширить знания и умения выпускников, поэтому программа разбита на блоки, в которых рассматривается разделы физики. Спектр заданий  все общеучебные  знания, умения, навыки, обучает анализу информаций относящихся к одному явлению, но представленном  в разном виде, качественные и количественные задачи. Содержит задания на  закрепление как основных  понятий и законов  физики, так и умения применять их в задачах различного уровня сложности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_resheniya_fizicheskikh_zadach.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

                           средняя общеобразовательная школа №1

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Приказ № 92/1 от 05.10.20…г.

     Рассмотрено на заседании МО: __________

                                                                            Руководитель МО:_________ /Попова Г.Н./

                                                                            Рассмотрено на заседании    Методсовета

          03.10.20…г.

                                                                            Руководитель: _________ /Туленкова А.Г../

                         Программа

элективного курса

«Методы решения физических задач ».

10 класс.

                           

                   

                   Автор - составитель: Фаттахова Зулеха Хамитовна,

                                 учитель физики. Высшая квалификационная категория.

                                         

                                                        г. Советский

                                                                   2010г.

           

               Методы решения физических задач.

                                Элективный курс. 10,11 класс. 68 часов.

                                                              «Я имею знаковую форму на листе бумаги,

                                                    и объективное содержание этой знаковой формы

 находиться на листе бумаги, а вне листа, в другом месте».  

Г.П. Щедровицкий.

   

                                                Пояснительная записка.

Время, т.е. деятельность за последние годы  существенно изменилось. Интеллект все смелее, хотя и косвенно, становиться стратегическим ресурсом   страны помимо его индивидуальной значимости для развития. А значит, усвоение норм современного мышления и мировоззрения должно быть обеспеченно содержательно и организованно.

Следует признать, что за последние годы понимание этих качеств усложнилось, но в реальности деятельность (по структуре и смыслам)  школьников фактически не изменилось. Никакое дополнительное физическое содержание уже не даст принципиального эффекта, если не будет изменена сама деятельность, эта постановка пока еще рождается в муках. Поэтому, ключевым  для продвижения в формировании мышления школьников является изменения отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением. Исторически эта проблема уходит в послевоенные годы. Сейчас для ее решения есть основания:

-хорошая теоретическая основа в виде психологии, педагогики, методики физики.

-демократизация учебного процесса,

-востребованность умения решать задачи как в узком смысле обучения (для сдачи егэ и других экзаменов), так и в широком смысле (для реальной жизни, для управления, производства, науки).          

В настоящее время происходит переход от классических вступительных экзаменов в вузы в виде многообразных форм испытаний. Одной из широко внедряемых новых форм экзаменов является централизованное.Часто его называют государственное тестирование выпускников. Средних учебных заведений, которые совмещаются со школьными  выпускными экзаменами. Это  обыденное испытание носит название «единый государственный экзамен». Поэтому данный курс предлагается в выпускных  классах и  учит решать тестовые задачи. Построен с опорой на знания и умения полученные учащимися при изучении физики в основной и старшей школе. При изучении данного курса акцент сделан на развитии способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения  по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать.

Программа обеспечивает возможность повторить, расширить знания и умения выпускников, поэтому программа разбита на блоки, в которых рассматривается разделы физики. Спектр заданий  все общеучебные  знания, умения, навыки, обучает анализу информаций относящихся к одному явлению, но представленном  в разном виде, качественные и количественные задачи. Содержит задания на  закрепление как основных  понятий и законов  физики, так и умения применять их в задачах различного уровня сложности.

Цели:- формировать навыки  по решению тестовых задач.

          - помочь ученику оценить свои знания по физике.

          -освоит методы решения тестовых задач.

Задачи: - формировать умения по решению тестовых задач.

              -развивать познавательный интерес,  интеллектуальные и творческие                        

                способности учащихся в процессе самостоятельного решения задач

                (приобретения знаний и умений при решении тестовых задач).

             -овладеть умением использовать различные источники информации,

               в том числе и информационные технологии.

Ожидаемый результат:

               -получения представления о методах решения тестовых задач.

               -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

                 способностей на основе самостоятельного решения задач их

                 анализа и оценки полученной информации.

               -сознательное самоопределение профессиональной деятельности.

               -приобретение опыта поиска информации по заданной теме.

           

Методологическое основание курса.

Современное мышление и деятельность как социальные по природе образования включают в себя исторически выработанные разные приемы и способы, разные по иерархии и содержанию знания.  Практически  все они могут быть представлены в форме учебной физической задачи. Для целей обучения физике это трудно переоценить. Школьная учебная задача, это

-образования мышления и деятельности, во-первых,

-по функции – это средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения (условия нормы);

-это объект изучения и исследования.

Учебные физические задачи сформулированы в рамках правил теории, фактически связаны и направлены на освоение знаний данной теории. Учебная деятельность по решению задач - это увлекательная( совместная, напряженная, эмоциональная, обязательно результативная ит.д.) деятельность по достижению победы над самим собой, материалом задачи. Не важно, какие справочники используем, в какой консультации нуждаемся, как быстро решаем задачи. Главное- усвоить методы научного мышления и деятельности. К задаче не может быть прикладного отношения, на пример просто решить задачу на оценку. Оценка важна, но нормы оценки вместе с задачами должны меняться. Не надо забывать и опыт: чтобы уметь решать задачи - надо их решать. А значит надо участвовать в олимпиадах, движении, турнирах юных физиков и других формах интеллектуальных соревнований.

Содержание программы.

10 класс (34 часа).

I. Учебные физические задачи и их решение. (6 часа)

1.Физические задачи и их решение (3 часа).

-Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.

-Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу

решения. Примеры физических задач всех видов.

-Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления физических задач. Примеры задач всех типов.

2. Правила и приемы решения физических задач (3 часа).

- Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления, формулировки идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

- Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения задач: алгоритм, аналогия, геометрические приемы. Метод размерностей, графическое решение, аналитическое и т. д.

II. Механика. (18 часов).

3.Кинематика (5 часов).

- Относительность движения.

- Равномерное прямолинейное движение:

а) основная задача механики,

б) графическое  представление прямолинейного  равномерного  движения.

- Равноускоренное движение:

а) основная задача механики,

б) графическое  представление прямолинейного равноускоренного  движения.

-. Тестовые  задачи ( Вариант с).

4.Динамика и статика (7 часов).

-Силы в механике.

-Законы Ньютона.

- Применение законов Ньютона.

-движение тела по наклонной плоскости.

-движение связанных тел.

-Движение тела по окружности.

-Закон Всемирного тяготения.

-Условие равновесия тел. Момент сил.

5.законы сохранения(6 часов).

-Импульс. Закон сохранения импульса.

- Упругое и неупругое столкновение.

-Энергия. Виды энергий. Работа. Мощность.

-Закон сохранения энергии.

- Тестовые  задачи (Вариант С). Закон сохранения импульса.

-Тестовые  задачи (Вариант С). Закон сохранения энергии

III. Молекулярная физика (10 часов).

6. Строение и свойства газов(5 часов).

-Строение газов. Идеальный газ. Давление идеального газа.

-Уравнение Клайперона - Менделеева.

- Газовые законы. Изопроцессы

- Тестовые  задачи (Вариант С).

7.Основы термодинамики (5 часов).

-I ,II- законы термодинамики.

- Применение  первого закона термодинамики к изопроцессам.

-Адиабатный процесс.

- Тестовые  задачи (Вариант С).

                                      Учебно-тематическое планирование.

№/№

тема

Кол.часов

Вид

деятельности

Результа-

тивность

I.

Учебные физические задачи и их решение.

(6 часа)

1.

Физические задачи и их решение.

(3 часа).

1

1/1

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.

1

Лекция. Составление конспекта.

Конспект.

2

1/.2

-Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры физических задач всех видов.

1

Лекция. Составление конспекта.

Примеры решения физических задач

3

1/3

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления физических задач. Примеры задач всех типов.

1

Лекция. Составление конспекта

Составление физических задач.

2.

 Правила и приемы решения физических задач.

(3 часа).

4

2/1

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления, формулировки идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

1

Лекция. Составление конспекта

5

2/2

Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач.

Различные приемы и способы решения задач: алгоритм, аналогия, геометрические приемы.

1

 Лекция. Составление конспекта

Алгоритм решения задачи.

6

2/3

Использование вычислительной техники для расчетов. Метод размерностей, графическое решение, аналитическое и т. д.

1

Лекция. Составление конспекта

II.

 Механика.

(18часов).

3.

Кинематика .

(5часов).

7

3/1.

Относительность движения.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

8-9

3/2-3

 Равномерное прямолинейное движение:

а) основная задача механики,

б) графическое  представление прямолинейного  равномерного  движения.

2

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

10

3/4.

 Равноускоренное движение:

а) основная задача механики,

б) графическое  представление прямолинейного равноускоренного  движения.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

11

3/5.

 Тестовые  задачи ( Вариант с).

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

IV

Динамика и статика.

(7часов).

12

4/1

Силы в механике.

1

Лекция. Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

13

4/2

Законы Ньютона.

1

Лекция.

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

14-15

4/3-4

 Применение законов Ньютона.

-движение тела по наклонной плоскости.

-движение связанных тел.

2

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

16

4/5

Движение тела по окружности.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

17

4/6

Закон Всемирного тяготения.

1

Лекция. Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

18

4/7

Условие равновесия тел. Момент сил.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

5.

Законы сохранения.

(6часов).

19

5/1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

20

5/2

 Упругое и неупругое столкновение.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

21

5/3

Энергия. Виды энергий. Работа. Мощность.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

22

5/4

Закон сохранения энергии.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

23

5/5

 Тестовые  задачи (Вариант С). Закон сохранения импульса.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

24

5/6

 Тестовые  задачи (Вариант С). Закон сохранения энергии

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

 

III.

III. Молекулярная физика.

10 часов

6. Строение и свойства газов(5 часов).

5 часов.

25

6/1

Строение газов. Идеальный газ. Давление идеального газа.

1

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

26

6/2

Уравнение Клайперона - Менделеева.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

27

6/3

- Газовые законы. Изопроцессы

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

28-29

6/4-5

 Тестовые  задачи (Вариант С).

2

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

7

Основы термодинамики (5 часов).

(5 часов).

30

7/1

I ,II- законы термодинамики

1

Практичес

кая работа по решению физических задач

Выполнении

е тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

31

7/2

 Применение  первого закона термодинамики к изопроцессам.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

32

7/3

Адиабатный процесс.

1

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

33-34.

7/4-5

 Тестовые  задачи (Вариант С).

2

Практическая работа по решению физических задач

Выполнение тестовых заданий (КИМ по ЕГЭ).

                                                             

                                                        Литература:

  1. Орлов В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен. Экзамен. Физика.

            Сборник заданий 2005, 2006,2007 год. М. «Просвещение». «Эксма».

  1. Единый государственный экзамен. Экзамен. Физика. Тренировочные задания. М. Просвещение. Эксмо.2005.
  2. Павленко Н.И., Павленко К.П. Готовимся к ЕГЭ по физике. М., Просвещение Школьная пресса.2004 г.
  3. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Методы решения физических задач. Элективный курс.10-11 класс. Методические рекомендации. Физика в школе №5/06. стр.31-36.
  4. Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. Пособие для учителя. М. Просвещение,  1983 г.
  5. Мякишев Г.Я. Физика. Учебник для углубленного изучения физики. 5 томов. М. Дрофа. 2002г.
  6. Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах. С-Петербург, И.Дом ЛИТЕРА.2004.
  7. Богатин А.С. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестировании. По физике. Ростов-на-Дону Феникс,2003.
  8. Кошкин Н.И, Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике .М. Издательство Наука. 1976.
  9. Кимы ЕГЭ за 2005,2006,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Элективный курс "Решение физических задач"

В данной рабочей программе приведены пояснительная записка, разделы, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...

Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 класс

Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....

Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 класс

Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....

Программа элективного курса «Решение физических задач»

Основная направленность элективного курса:— обеспечить дополнительную поддержку студентам для сдачи экзамена по физике;-развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне....