Путешествие в стране физики
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества».
Задачи:
- Образовательные: проверить знания и умения учащихся, проверить как учащиеся применяют полученные знания по данной теме.
- Развивающие: создать условия для развития грамотной монологической речи, элементов творчества учащихся, умений анализировать условия заданий, ответ одноклассника, применять знания в новой ситуации, работать в группе.
- Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за товарищей, доброжелательного общения, взаимопомощи.
Ход урока
Этапы урока:
I. Организационный этап.
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Проверка знаний
IV. Заключительный этап.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I . Организационный этап (2 мин.)
Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться! Я готов к работе. Я работаю!». Прекрасно! Итак, работаем!
Тема нашего урока «Первоначальные сведения о строении вещества». У нас непросто урок, а урок путешествие. Мы с вами будем путешествовать по станциям загадок ,сказок и практических заданий . (Слайд 3).
Ребята давайте мы свами попробуем сформулировать цель нашего урока. (ответ детей).
II. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Молодцы ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.
Ну что же начинаем наш урок с разминки. Отправляемся на первую станцию «станция загадок». Это будут загадки. (слайд 5).
Молодцы, ребята.
Сейчас ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «как звали ученого, который считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек». (Демокрит).
Хорошо молодцы. След. Вопрос:
Для чего нам знать строения веществ? (ответ: Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе).
Молодцы ребята!
Ну а сейчас давайте построим цепочку, ответив на следующие вопросы (выходим и пишем ответ на доске ):
1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела.
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?- Из вещества
3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул.
4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов.
На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом. Молодцы ребята.
Учитель: Сейчас мы свами отправимся в путешествие на следующую станцию, которая называется «станция сказки». (слайд 16)
Я прочитаю вам прочитаю сказку, а вы послушаете и сделаете очень важные выводы. Затем вы услышите несколько пословиц и поговорок, которые отражают ряд физических явлений. Эти явления вы должны будете отгадать и назвать. Итак, слушаем.
Сказка «Молекуляндия».
В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию, Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.
Вопросы учителя к ученикам:
1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?
2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?
3. Что означает продиффундируют?
Ученики отвечают на вопросы, после которых делают
вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от температуры. (слайд 16)
Сказка «Молекула». (слайд 17)
Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади .Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во, чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.
Вопросы учителя к ученикам:
1. В каких состояниях могут жить все молекулы?
2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?
После ответов учеников делают
выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте;
в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости?
Ответ: в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения;
Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»? (слайд 18)
ответ: ожидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.
Три важных свойства:
– все тела состоят из маленьких частиц (молекул);
– эти частицы беспорядочно движутся;
– эти частицы взаимодействуют между собой.
Учитель предлагает послушать загадку, отгадать её и объяснить.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу. Ученики называют отгадку – ВОДА – и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой – стеклянная, жидкой – ручей и океан, газообразной – туман. (слайд 19)
III. Проверка знаний. Ребята сейчас мы с вами заполним ленту- кроссворд.
- Станция заданий. Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда
3 ф | 6 и | 3 з | 2 и | 5 к | 4 а |
- Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия
- Всевозможные изменения в окружающем мире – явления
- Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное
- Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое
- Мельчайшая частица вещества – молекула
- Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. Физика- давайте вспомним что это. (ответ детей).
- Решение задач.
Карточки: (слайд 20)
В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.
Задачи | Ответы |
1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему? | А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц. |
2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему? | Б. Между молекулами существуют силы притяжения. |
3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему? | В. Вещества состоят из маленьких частиц. |
4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну? | Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания. |
5. Почему между молекулами существуют промежутки? | Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически. |
- Карточка «что есть что?» (слайд 22)
- Творческое задание: написание синквейна. (слайд 25)
Синквейн- это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящая из пяти нерифмованных строк.
Правила написания синквейна:
- 1 строка- одно ключевое слово, определяющее тему (одно существительное, выражающее главную тему).
- 2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему (два прилагательных выражающих главную тему).
- 3 строка- три глагола, описывающие действия, относящееся к теме.
- 4 строка- целая фраза, предложение состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме (фраза несущая определенный смысл).
- 5 строка- это слово- резюме, которое выражает личное отношение к теме (заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом).
Давайте послушаем что у нас получилось: ответы детей
IV. Рефлексия. Ожидаемые результаты.
1. Обобщение знаний по данной теме.
2.Успешное выполнение практической работы.
3.Умение находить, отбирать и систематизировать информацию.
4.Умение формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сделать рисунки к сказкам, услышанным на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...
Презентация. Путешествие в страну "Физика"
Урок - игра путешествие в страну "Физика"...
Путешествие по стране физика
Урок- игра "Путешествие по стране физика" по теме "Оптика" для для обучающихся 8 класса...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Физики" для учащихся 7-8 классов
Познавательное мероприятие по разделам физики за курс 7 и 8 класса. Используются интересные задания по литературным произведениям....
План сценарий игры для 9 класса по физике. "Путешествии в страну физики"
Внеклассное мероприятие (1-2 часа) для учиников 9х классов....
Игра "Путешествие в страну "Физика""
В разработке представлен материал, который учитель может использовать как для проведения внеклассного занятия, так и на обобщающем уроке. Материал содержит конкурсы различной направленности: знан...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ«НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»...