Плавает или тонет
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел: « Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Учебник: А.В. Перышкин, Физика 7 класс, М.»Дрофа», 2010
Класс: 7 класс
Урок - мастерская: «Плавает или тонет»
Цель урока: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает, плавает.
Задачи:
- выяснить, почему одни тела при погружении в жидкость плавают, а другие тонут,
- установить соотношение между плотностью тела и плотностью жидкости и соотношение между объёмом погруженной в жидкость части тела и объёмом всего тела,
- развивать умение анализировать и систематизировать знания;
- воспитывать аккуратность и точность при решении задач.
– Предметные результаты:
Знать:
- условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает, плавает,
- как зависит глубина погружения в жидкость плавающего тела от его плотности.
Уметь:
- приводить примеры применения условий плавания тел на практике,
- решать тестовые задачи по данной теме,
Метапредметные результаты
- анализировать, устанавливать соотношение,
- сравнивать объекты по выделенным признакам,
- расширение кругозора.
Личностные результаты:
- развитие познавательного интереса,
- развитие мыслительной деятельности средствами ИКТ.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Необходимое оборудование: сосуды с водой, динамометры, наборы тел.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Учитель: «Почему Айсберг весом 5000 тонн плавает, а маленький стальной шарик тонет?
Ответ: «сталь тяжелее льда».
Учитель: 10 грамм гораздо меньшая масса чем 5000 тонн».
Ответ: «Нет, дело в плотности».
Ученики перечисляют вещества, которые могут плавать в воде, можно использовать таблицу плотностей.
Ученик: «Так как плотность воды 1 г/, то все что имеет плотность меньше плавает, а остальное тонет»
Учитель опускает лед в сосуд с водой, а другой в сосуд с маслом. Первый кусок плавает, а второй – тонет.
Учитель: «Итак, потонет предмет или нет, зависит от соотношения плотностей вещества и жидкости, куда погружается предмет. Но есть и другие параметры. Человек тоже может плавать, достаточно растянуться на воде,2
Дети разбиваются на группы, каждая получает сосуд с водой и кусочек пластилина. Им нужно напомнить, что плотность пластилина 1,5 г/. еще немного он поплывет. Возникают предположения как этого добиться. Наконец, получается удовлетворительный результат с предметом похожим на скорлупку ореха.
Ребята начинают перечислять все предметы похожей формы: салатник, кожица апельсина, шляпа, лодка. корабль..
Учитель: «Почему же они плавают, если их плотности больше плотности воды?»
После обсуждения в группе возникает мысль :»что бы пластилин плавал к нему нужно добавить что-то чтобы уменьшить плотность системы, например, пробку или воздух. Нужно поработать над соотношением масса - объем. всей системы.
В корабль добавили воздух: малая масса с большим объемом. Тогда начинается поиск наименьшей высоты бортов.
Последняя часть работы- нужно показать как жидкость действует на погруженное в нее тело. Ученика раздаются динамометры и тела, которые тонут или плавают. Нужно найти соотношение сил. действующих на эти тела, отчеты выполнить на листах, которые нужно вывесить на доску для обсуждения.
Пример отчета
Сила тяжести | Архимедова сила | результат |
Вывод: для плавающих тел растяжение пружины равно нулю, сила тяжести равна Архимедовой силе, а для тонущих - сила тяжести больше
Учитель: «Вернемся к судам, они плавают, т.к. к основному материалу добавляют воздух. Но всем известно , что суда не тонут если на них погрузить груз, хотя воздух уменьшится ( можно показать)Видно, что при нагружении увеличивается погружение. Поэтому возрастает Архимедова сила и компенсирует перегрузку. Можно дать понятие «осадка». Но существует порог, который нельзя превосходить, иначе Архимедова сила не сможет компенсировать вес груза ( понятие «ватерлиния»), Этот порог можно рассчитать , ведь вес вытесненной воды равен Архимедовой силе ( понятие «водоизмещение)
Рефлексия: В беседе с ребятами выясняем, что нового они узнали на уроке и где эти знания могут им пригодиться в жизни.
Домашнее задание §50, упр.35(3,4,5), задание 15 (для желающих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"
Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...
Методика проведения исследовательской работы по физике для 7 класса «Почему и как человек может плавать»
Архимедова сила и условия плавания тел изучаются в школьном курсе физики только в 7-м классе. Однако учебного времени, отводимого различными имеющимися программами по физике на изучение данного учебно...
"Как научиться быстро плавать"
Данная презентация поможет наглядно помочь детям праильно выполнять упражнения....
Спорт, который плавит лёд.
•Шорт-трек сформировался в начале XX века в США и Канаде.•Полностью принят в олимпийскую семью он был в 1992 г. и с тех пор является неотъемлемой частью Белых Олимпиад.•Первый чемпионат СССР был прове...
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста "Тонет-не тонет"
Занимательное дело со старшими дошкольниками по оределению свойств плавучести предметов....
Проект "Учусь плавать"
Проект по плавагнию, способстующий формированию у обучающихся навыков свободного плавания на воде и повышению мотивации к занятиям плаванием....
Интегрированный урок-лекция "О водородных связях, тепловых свойствах воды, или Почему лед не тонет?" 10-й класс
Интегрированный урок-лекция "О водородных связях, тепловых свойствах воды, или Почему лед не тонет?" 10-й класс ...