Контрольная работа по теме "Световые явления" для 8 класса
тест по физике (8 класс) на тему

Сахарова Ольга Николаевна

Контрольная работа по теме "Световые явления" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetovye_yavleniya_8.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Основные умения

Получать изображение предмета с помощью линзы.

Строить изображение предмета в плоском зеркале и тонкой линзе.

Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

1. Прямолинейность распространения света

1А. Как доказать, что свет распространяется прямолинейно?

2А. Будет ли глаз наблюдателя (рис. 1) видеть источник света через щель экрана? Ответ поясните. Сделайте чертеж.

     

                                          S

                                                              рис. 1

3А. Как намечают прямолинейное направление на поверхности земли при помощи вех?

4А. При каком условии непрозрачный предмет даст тень без всякой полутени?

5А. Сделайте чертеж и изобразите на нем тени и полутени от мяча, освещенного двумя источниками света S1 и S2 (рис. 2).

                       Э

                                                             

                                        S1

                                       S2

                                                              рис. 2

6В. Чтобы проверить прямолинейность оструганной рейки, смотрят вдоль ее кромки. Какое свойство светового луча используется при этом?

7В. Глаз наблюдателя находится за экраном с щелью в точке А (рис. 3). Сделав схематический рисунок, покажите на нем: а) какую часть дерева видит наблюдатель; б) в какой точке перед щелью наблюдатель мог бы видеть все дерево целиком.

                                                                Э

                                                                             А

                                                      рис. 3

8В. Покажите области тени и полутени, образуемые на экране АВ от непрозрачного шара, освещенного двумя источниками света S1 и S2 (рис. 4).

                                           Э

                                          S1         S2

                                                                                рис. 4

9С. У чертежных линеек верхние боковые грани скошены и на них нанесена шкала. Какое значение это имеет при выполнении измерений?

10С. Укажите те области, в которых наблюдается полное затмение Солнца, частичное затмение (только часть диска Солнца закрыта Луной), где затмение Солнца не наблюдается (рис. 5).

                                                                              Земля

                                                                    Луна

                               

                         Солнце

                                                                          рис. 5

11С. В солнечный день длина тени на земле от елки высотой 1,8 м равна 90 см, а от березы – 10 м. Какова высота березы?

Ответы

1А. Послать луч света на предмет. Получить тень от предмета.

2А. Нет.

3А. Выстраивают три и более вех по одной линии; при правильной постановке вех видна только первая, все другие из-за нее не видны.

4А. Когда освещается одним точечным источником света.

6В. Прямолинейное распространение света.

9С. Повышает точность измерений, так как нет тени от линейки.

11С. 20 м.

2. Законы отражения света

1А. Почему пучки света автомобильных фар видны в тумане?

2А. Угол падения луча равен 600. Каков угол отражения луча?

3А. Изобразите на чертеже лучи падающий и отраженный, перпендикуляр к отражающей поверхности.

4А. На плоское зеркало падает световой пучок (рис.1). Постройте отраженный световой пучок.

                                         S

                                                 А       В                        

                                                            рис. 1

5В. Угол падения луча равен 250. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

6В. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 600. Под каким углом к зеркалу падает свет?

7В. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 300. Чему равен угол отражения луча (рис. 2)?

                                                      300

                                                           рис. 2

8В. Постойте изображение светящейся точки S в плоском зеркале МN (рис. 3).

                                               S

                                 M                                                  N

                                                      рис. 3

9В. Постойте изображение светящейся точки S в плоском зеркале МN (рис. 4).

                                                  М

                                                                            S

                                                  N

                                                       рис. 4

10В*. Получите изображение горящей свечи с помощью плоского стекла. Охарактеризуйте это изображение.

11В. Девочка стоит перед плоским зеркалом на расстоянии 0,5 м от него. Чему будет равно расстояние между ней и ее изображением в зеркале, если она отступит на 1 м дальше от зеркала?

12С. 2/3 угла между падающим и отраженным лучами составляет 800. Чему равен угол падения?

13С. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале МN, пользуясь законами отражения света (рис. 5). Какое это будет изображение?

                                                          М

                                           В

                                     А

                                                           N

                                                 рис. 5

14С*. Получите изображение горящей свечи с помощью плоского стекла. Опишите это изображение. Докажите, что изображение свечи мнимое.

Ответы

1А. Туман – неоднородная среда.

2А. 600.

5В. 500.

6В. 600.

7В. 600.

10В*. Мнимое, прямое, равное.

11В. 3 м.

12С. 600.

13С. Мнимое, прямое, равное.

14С*. Поднести палец к изображению горящей свечи, палец не испытывает ожога. Изображение горящей свечи получается на продолжении лучей, следовательно, изображение мнимое.

        

3. Преломление света. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы

1А. На границе двух сред 1 и 2 световой луч SA изменил свое направление (рис. 1). Покажите угол падения и угол преломления.

                                    S

                                     1                               А

                                     2

                                                     рис. 1

2А. Какие из нарисованных линз собирающие, какие – рассеивающие (рис. 2)? Какие из них имеют мнимый фокус?

                           

 

                          1          2         3          4            5          6

                                                       рис. 2

3А. Линзы изготовлены из одинакового стекла (рис. 3). а) Какая из них имеет меньшее фокусное расстояние? б) Оптическая сила какой линзы больше?

                      1           2

                                              рис. 3

4А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 4).

                                      F                            F

                                   рис. 4

5А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 5).

                                   F                            F

                                             рис. 5

6А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 6).

                                       F                                F

                                                     рис. 6

7А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 7).

                                         F                            F

                                                     рис. 7

8А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 8).

                                     F                                F

                                                   рис. 8

9А. Покажите дальнейший ход луча (рис. 9).

                                     F                            F

                                               

                                                  рис. 9

10В. На границе сред 1 и 2 световой луч SA изменил свое направление (рис. 10). Почему? Покажите угол падения, угол преломления.

                           S

                             1                               A

                             2

                                                   рис. 10

11В. Начертите ход отраженного и преломленного лучей (рис. 11).

                               воздух

                               вода

                                             рис. 11

12В. Начертите ход отраженного и преломленного лучей (рис. 12).

                                  воздух

                                   вода

                                             рис. 12

13В*. Положите на дно блюда монету. Расположите глаз так, чтобы не видеть монету. Налейте в блюдце воды. Почему монету стало видно?

14В. Начертите ход луча в призме и по выходе из нее (рис. 13).

                             

                                             рис. 13

15В*. Определите фокусное расстояние собирающей линзы, используя в качестве источника света солнце.

16В. Края линзы обрезали. Изменилось ли при этом ее фокусное расстояние?

17В. Постройте изображение предмета (рис. 14). Охарактеризуйте каждое изображение.

 

          2F         F                      F         2F                   2F         F                     F          2F

                       а)                                                                    б)

          2F         F                     F          2F                   2F         F                     F          2F

         

                                   в)                                                                     г)

                                                                    рис. 14

18В. Постройте изображение предмета (рис. 15). Охарактеризуйте каждое изображение.

    2F        F                      F          2F                 2F        F                     F          2F

                             а)                                                                  б)

     2F        F                      F         2F                  2F        F                      F          2F

                             в)                                                                   г)

                                                            рис. 15

19С. Начертите ход отраженных и преломленных лучей (рис. 16).

                                                           воздух

                                                  стекло

                                                       вода

                                                       рис. 16

20С. Начертите ход отраженных и преломленных лучей (рис. 17).

                                                             

                                                             воздух

                                                     стекло

                                                                        вода

                                                       рис. 17

21С. Как представляется точка, находящаяся над поверхностью воды, для глаза, смотрящего из воды, - приближенной к поверхности или удаленной? Поясните ответ чертежом.

22С. Какой вред в солнечный день могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?

23С. Постройте изображение точки S (рис. 18). Действительным или мнимым будет изображение?

S                                                                   S

   2F        F                      F          2F                    2F         F                     F          2F

                           а)                                                                       б)

   S                                                                                    S

 2F         F                      F         2F                       2F        F                      F         2F

                          в)                              рис. 18                              г)

24С. Постройте изображение точки S (рис. 19). Действительным или мнимым будет изображение?

    S                                                                           S  

       2F       F                      F          2F                     2F        F                     F          2F

                               а)                                                                      б)

                                                               рис. 19

25С. Постройте изображение предмета (рис. 20). Охарактеризуйте его.

                                                                рис. 20

26С. У какой линзы оптическая сила равна нулю?

Ответы

2А. 1, 2, 3 – собирающие, 4, 5, 6 – рассеивающие.

3А. Меньшее фокусное расстояние имеет линза 2. Оптическая сила линзы 2 больше.

10В. Луч преломился, так как перешел из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду.

13В*. Преломленные лучи как бы «приподняли» дно блюдца.

16В. Нет, так как не изменилась кривизна поверхности линзы.

21С. Приближенной к поверхности воды.

22С. Капля воды может, как собирающая линза, собрать параллельные солнечные лучи в фокусе и обжечь листья растений.

26С. У линзы с плоскопараллельными гранями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Контрольная работа по химии "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов....

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк "Геометрия 8 класс"

Это первая контрольная работа по теме "Параллелограм и его виды"...

Авторский учебный задачник "Контрольные задания" (контрольные работы для 2 - 6 классов)

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у...

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....