Физика вокруг нас
презентация к уроку по физике по теме
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7,8 классов, которое подготовлено со старшеклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_vokrug_nas.doc | 139.5 КБ |
fizika_vokrug_nas_1.ppt | 2.88 МБ |
neizvestnoe_ob_izvestnom.ppt | 523 КБ |
kosmos_-_giganskiy_okean.ppt | 2.24 МБ |
priroda_i_yavleniya_v_ney.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по физике
«Физика вокруг нас»
Подготовила учитель физики
Шевцова Л.Н.
Цель данного занятия :
– научить ребят удивляться явлениям природы, объяснять их, опираясь на приобретенные знания, профессиональная ориентация уч-ся.
-воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, «черный ящик», калейдоскоп ,прибор для выдувания мыльных пузырей.
Слайд 1
Ведущий 1:
Когда-то Лобачевский думал,
Кутаясь в пальто:
«Как мир прямолинеен,
Видно, что-то здесь не то!»
Но он вгляделся пристальней
В безоблачную высь
И там все параллельные
Его пересеклись.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 :
Все известно вокруг,
Тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Ведущий 1
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой,
Удивляться уже перестали!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Уважаемые друзья! Сегодня вы присутствуете на заседании кружка
« Занимательная Физика», тема занятия - «Физика вокруг нас» .Это занятие для уч-ся 7 класса, которые только начинают изучать физику проводят уч-ся 8,9 классов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Как с греческого переводится слово «Физика»? (Вопрос к залу)
Физика – наука о природе.(Слайд на экране)
Вспомним строчки стихотворения Федора Ивановича Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Физика в гостях у лириков»
Ведущий 2
Вы спросите: «Что общего между физикой и поэзией, наукой и искусством?»
Давайте сегодня вместе попытаемся найти связь между ними.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Мы с вами изучаем одну из наук о природе .Поразительно, насколько, точно А.С.Пушкин понимал важную роль и проблемы науки. В связи с этим нельзя не вспомнить его удивительное стихотворение, где каждая строчка - глубокая мысль:
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец1 О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Наш общий дом – планета Земля.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Наш адрес во Вселенной –«Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом.
Звездное небо – великая книга Природы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Не посвященному в секреты звездного небо даже трудно себе представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Солнце, Луна, звезды – вечный источник вдохновенья для поэтов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 2 «Небесный свод, горящий славой
Звездной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены…»
Федор Иванович Тютчев
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 3 «Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна
Михаил Васильевич Ломоносов
Чтец 4 Марина Цветаева
«Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец Приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность,-
Волосатая звезда древних!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 : О каком небесном явлении, а точнее небесном теле здесь идет речь?
Ответы уч-ся
Да, конечно это комета
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Что мы знаем о кометах?
В 1908 г. К.Бальмонт писал:
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 5 «По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее на долго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она в начале появленья –
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу – и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар ее нутро».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, полные восторга и удивления , но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода, болезней
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
У Вольтера мы находим такие строки:
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 6 «Кометы – тьмы и зла ужасные знаменья,
Довольно приводить народы вам в смятенье.
По эллипсу нестись гигантскому в эфире,
Всходить и заходить не лучше ль в нашем мире,
И , став естественным явлением природы,
Являться в должный срок и пробуждать народы?».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------Ведущий 2
Периодически спешит засвидетельствовать землянам свое почтение комета Галлея. Теперь вновь прибудет в 2061 году.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
В сочинениях Козьмы Пруткова читаем:
Но вот уж меркнет Солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звезды млечного Пути»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Как известно, Млечный Путь – это наблюдаемая на звездном небе неярко светящая полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд и видимых отдельно невооруженным глазом, .но почему возникло такое название – Млечный путь?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня «Две звезды « ( А.Пугачева, И.Николаев)
Ведущий 2
Наиболее часто поэты обращаются к звездопаду. С «падением звезд» связано много легенд. И конечно, такое удивительно прекрасное зрелище приковывает сердце поэтов и композиторов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
«Август – астры,
Август – звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август !
…
Август! – Месяц
Ливней звездных!»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
На самом деле в августе часто можно видеть «падающие звезды»?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1
«Падающие звезды» - это метеориты. Август действительно богат метеоритными дождями.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------на экране портрет М.Цветаевой
Чтец 7: «Стихи растут, как звезды и как розы
Как красота – ненужная в семье.
И на венцы и на апофеозы –
Один ответ: - «Откуда мне сие?»
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О, мир, пойми! Певцом - во сне –
Открыты
Закон звезды и формула цветка»!
Звучит романс « Гори, гори , моя звезда»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд «Неизвестное об известном»
Ведущий 1 Следующая страница нашего занятия «Неизвестное об известном»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Федор Иванович Тютчев написал такое стихотворение:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла
Ведущий 1
- Как вы думаете, какое явление он описал в этих поэтических строках?
- Ответ учащихся - Радуга Слайд Радуги
Ведущий 2 Все цвета, которые содержит радуга, называют спектром.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1.
Складывая цвета спектра можно получить белый цвет. При подходящих погодных условиях мы можем в небе видеть радугу благодаря тому, что при прохождении света через капельки воды, находящиеся в атмосфере, происходит обратный процесс разложения белого света на составляющие
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
В 1672 г. Исаак Ньютон провел опыт по разложению белого света в спектр. Для этого он пропускал пучок света через стеклянную призму. На стене кабинета при этом появлялась цветная полоса. В ней Ньютон выделил 7 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запомнить цвета спектра вам поможет детская считалочка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Парят в воздухе и переливаются всеми цветами радуги на Солнце и мыльные пузыри. Их красота буквально заворожила Сергея Яковлевича Маршака:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтец 8 Горит, как хвост павлиний,
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
В нем столько блеску было,
Была такая спесь,
А он – воды и мыла
Раздувшаяся смесь.
-Ведущий 2
На мыльных пузырях ученые изучали строение и поведение тонких пленок, силы поверхностного натяжения. Тонкая пленка мыльного пузыря была предметом исследований и размышлений Исаака Ньютона. Мы с вами сегодня тоже займемся выдуванием мыльных пузырей. Для этого годится любой мыльный раствор, но пузыри будут прочнее, если в раствор добавить немного глицерина.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Итак, любуемся красотой самых обыкновенных мыльных пузырей.
Выдувают мыльные пузыри.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня « Притяжение Земли»
. «Космос – гигантский океан» слайд на экране
Ведущий 2 : Человек всегда мечтал о полетах. Что же влекло его в неземные
дали? Прежде всего дерзновение, желание постигнуть неведомое,
фантазии …
Наш великий соотечественник К.Э. Циолковский ( слайд Портрет Циолковского)
считал, что использование внеземных ресурсов сулит человечеству «горы
хлеба и бездну могущества». Сегодня мы убеждены : выход в космос диктуется необходимостью развития науки, производства, медицины… Современную науку и практику уже не удовлетворяет информация, получаемая в земных условиях .Выйдя за пределы своей планеты, человек обретает возможность без ряда очень существенных помех наблюдать Вселенную, изучать многие земные явления и объекты.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны…
А космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2: Советские люди используют достижения космонавтики на благо человека, в мирных целях. Результаты космических исследований сегодня находят широкое применение в народном хозяйстве, в разных областях науки и техники: в телевидении, сверхдальней телефонной и телеграфной связи, метеорологии, морской навигации, геологии и др.
У истоков всех этих свершений - работы гениального русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского, конструктора первых современных ракетоносителей, искусственных спутников Земли и кораблей- спутников Сергея Павловича Королева, первый полет человека в космос, осуществленный тоже нашим соотечественником Юрием Алексеевичем Гагариным.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: Ребята! Эти исторические данные, надеюсь, вам известны .А вот как начиналась космическая эра.
Хроника космической эры (на фоне музыки « Таинственная Галактика» с диска «Зодиак)
- 1-11 вв.н.эры Портрет древнегреческого ученого и инженера Герона Александрийского.
Текст: он предложил механизм, использовавший для своей работы реакцию струи водяного пара; это был первый предок реактивного двигателя.
- 1680 г. Первое в России «Ракетное заведение» и Петровская сигнальная ракета
Текст: Эта ракета образца 1717 г. применялась без изменений почти 150 лет
- 1881 г. Портрет Н.И. Кибальчича
Текст: Находясь в заключении, этот народоволец и изобретатель создал проект ракетного летательного пилотируемого аппарата.
- 1903г. Титульный лист работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами»,портрет ученого.
Текст: портрет и важнейший труд основоположника космонавтики.
- 1933г. Полигон в Нахабине под Москвой .
Запуск созданной под руководством М.К.Тихонравова первой советской жидкостной ракеты.
- 1949г. Полет геофизической ракеты.
Текст: В Советском Союзе начаты регулярные исследования верхних слоев атмосферы и космоса при помощи геофизических ракет.
- 1957г. Первый в мире искусственный спутник Земли
Текст: С его запуском человек впервые разорвал цепи земного притяжения.
- 1957 г. Первый пассажир искусственного спутника Земли - собака Лайка.
- 1958 г.Портрет С.П.Королева
Текст Главный конструктор первых советских ракетоносителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей.
- 1959 г. Автоматическая межпланетная станция «Луна-3» в полете.
Текст: Станция сфотографировала обратную сторону нашего естественного спутника.
- 1961 г. Первая в мире межпланетная станция «Венера-1».
Текст: Ее запуском было положено начало непосредственному изучению планет.
- 1961 г. Портрет Ю.А.Гагарина. Космический корабль «Восток» на стартовой площадке.
Текст: Совершен первый в истории полет человека в космос.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Звучит песня А.Пахмутовой «Знаете каким он парнем был»
На фоне музыки « Волшебная ночь» с диска «Зодиак»
Ведущий 2: Двадцатый век, к Галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая,
Уже такая должность есть
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1: С каждым годом растет космическая семья. Теперь она интернациональна. Космонавты работают не только для науки и народного хозяйства, они выполняют огромного значения политическую миссию.
( слайды фото космонавтов или вымпелов и медалей, выпущенных в честь международных космических полетов)
Сотрудничество государств в исследовании космического пространства в мирных целях – важнейший элемент сегодняшней жизни нашей планеты.
( слайд Фото Земли)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Громче звучит музыка с диска «Зодиак» на экране слова Ю.А.Гагарина
Ведущий 2: «Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»
Музыка звучит на экране слова
«Космос – гигантский океан, открытый для человечества, для того чтобы оно сплотилось в борьбе за новые знания, делающие людей могучими и добрыми властелинами планеты, одной на всех! В этом состоит цель работы, которую ведут в космосе Россия и миролюбивые страны Земли.»
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 Ну а сейчас, дорогие ребята, наступает и ваш звездный час
---------------------------------------------------------------------------------------------------==
Звездный час
«Природа и явления в ней»
-----------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 (Обращаясь к залу)
Вы тихонько все сидите,
За всем внимательно следите.
Когда вопрос задам вам я,
Вы будьте сдержаны, друзья:
Сначала руку поднимите,
Потом уж смело говорите.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 На все вопросы дан ответ –
Приз от нас вам –
Горсть конфет.
Ведущий 1
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Б.Медведица_
- По какому пути нельзя пройти? (По Млечному)
- Днем спит, ночью глядит? (Луна)
- Летит жар птица, хвостом гордится (Комета)
- Что без огня горит (Солнце)
- Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2 А теперь задание усложняем . К каждой отгадке ставим физический вопрос.
- Чего в сундук не спрячешь?
Отгадка: луч света
Вопрос к отгадке: Какого цвета белый свет?
Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
-Ведущий 1
- Ревнул вол на сто сел, за сто речек
Отгадка: гром
Вопрос: вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше? услышим гром или увидим молнию.
Ответ: раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома.
Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука 340 м/с.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
На слайде портреты ученых
1. И. Ньютон
2. С. Королев
3.К.Э.Циалковский
4.М.В. Ломоносов
5. Ю.Гагарин
6. Г.Галилей
Ведуший 2
Вопросы
- Ученый и изобретатель, основатель отечественной космонавтики.
- Один из крупнейших физиков и математиков мира. Изучал световые явления. Он сформулировал основные законы механики.
3. Первый космонавт Земли.
4. Конструктор, под руководством которого были построены первые пилотируемые космические корабли, отработана аппаратура для выхода человека в космос.
5. Открыл законы падения тел, первый указал на существование явления инерции и применил телескоп для астрономических исследований.
6. Первый русский академик. Он ввел в русский язык слово «Физика»
---------------------------------------------------------------------------------------------------
( В зал вносят и устанавливают на столе черный ящик)
Ведущий 1: Сейчас я прочитаю стихотворение
Смотрю – и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2: Уважаемые ребята и наши гости ! Что за прибор, которому посвящено только что прочитанное стихотворение, находится в «черном ящике»?
Ответ : слайд на экране
Калейдоскоп – состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стекол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся красочных узоров. Изобретен в 1817 г. шотландским физиком Д.Брюстером.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1 :
Человеческий разум могуществен, он способен понять любые «тайны» окружающего нас мира, а что действительно чудесно, так это творение рук человеческих: они достойны и удивления и восхищения
------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Ведущий 2
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли –
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Ведущий 1
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2
Так писал поэт В.Шефнер о созданиях человеческого разума. А в основе их - законы физики.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 1.
Подходит к концу наша встреча. В заключении мы хотим сказать, что одним ближе физика, а другим – ботаника. Кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлекла физика, смелее идите навстречу этой древней науке. Она того стоит.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий 2. Ребята, у вас на столах лежат маленькие листочки, нам хотелось бы, чтоб каждый из вас на них написал, что вам больше всего запомнилось сегодня, что больше всего понравилось
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Большая Медведица
Скорость распространения: Света – 300000 км/с Звука - 340 м/с
Г. Галилей Ю. Гагарин М.Ю. Ломоносов С. Королев К.Э. Циолковский И. Ньютон 1 2 3 4 5 6
Калейдоскоп – состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стекол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся красочных узоров. Изобретен в 1817 г. шотландским физиком Девид Брюстером.
Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу раций, Вентилятору на столе. Самолеты летят сквозь тучи Ходят по морю корабли – Как до этих вещей могучих Домечтаться люди могли? Я вверяю себя трамваю, Я гляжу на экран кино. Эту технику понимая, Изумляюсь ей все равно. Ток по проволоке струится, Спутник ходит по небесам, Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам!
Вадим Сергеевич Шефнер
Спасибо, за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...
Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"
Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....
Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».
Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон. Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...
Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"
Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов «Физика вокруг нас»
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов«Физика вокруг нас».Цель мероприятия: привить интерес к физике, расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...