Диагностическая работа по физике для 10 класса
тест по физике (10 класс) по теме

Кондратова Галина Борисовна

Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатов обучения по предмету «Физика» за курс 10 класса (базовый уровень изучения предмета).

Вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

Диагностическая работа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО по физике и охватывает содержание, включенное в массовые учебно-методические комплекты по данному предмету, используемые в
в 10-х классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по физике для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций Ямальского района

(базовый уровень)

  1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования АМО Ямальский район

Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатов обучения по предмету «Физика» за курс 10 класса (базовый уровень изучения предмета).

  1. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  • Программа среднего (полного) общего образования по физике к комплекту учебников «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского – базовый и профильный уровни.
  1. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование

При выполнении диагностической работы используются непрограммируемые калькуляторы (на каждого ученика).  Все необходимые справочные данные приведены в тексте варианта.

  1. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 40 минут.

  1. Структура диагностической работы

Вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором ответа, 3 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом.

Задания в работе сгруппированы по видам деятельности. В начале варианта представлены задания, проверяющие освоение понятийного аппарата курса физики, затем следуют расчетные задачи, а в конце – задания, направленные на диагностику сформированности методологических умений и умения анализировать практико-ориентированные ситуации.

Диагностическая работа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО по физике и охватывает содержание, включенное в массовые учебно-методические комплекты по данному предмету, используемые в
в 10-х классах.

На основе документов, определяющие содержание диагностической работы, сформирован Кодификатор планируемых результатов обучения (ПРО) и контролируемых элементов содержания (КЭС) по физике для 10 классов (базовый уровень). В спецификации используются коды ПРО и КЭС приведённые в кодификаторе.

  1. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, видам умений и способам деятельности

При разработке содержания контрольных измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В диагностической работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики 10 класса

1. Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике).

2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).

3. Электродинамика (электрическое поле, постоянный ток)

Общее количество заданий в диагностической работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. В таблице 1 дано распределение заданий по разделам.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам

(темам) курса физики 10 класса  в зависимости от формы заданий

Разделы курса физики

Количество заданий

Вся работа

 Часть 1

Часть 2

Часть 3

Механика

5

4

1

Молекулярная физика и термодинамика

6

4

1

1

Основы электродинамики

4

2

1

1

ИТОГО

15

10

3

2

Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Диагностическая работа позволяет оценить достижение наиболее важных планируемых результатов в соответствии с содержанием курса физики 10 класса (базовый уровень). В таблице 2 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам обучения.

Таблица 2 Распределение заданий по видам умений и способам действий в зависимости от формы заданий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Вся работа

 Часть 1

Часть 2

Часть 3

Требования 1.1–1.3

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов

4-5

3-5

1

Требования 2.1–2.4

Уметь описывать и объяснять физические

явления и свойства тел, результаты экспериментов… приводить примеры практического использования физических знаний

5-8

2-4

2

1

Требование 2.5

Отличать гипотезы от научной теории,

делать выводы на основе эксперимента

2

2

Требование 2.6

Уметь применять полученные знания при

решении физических задач

3-4

2-3

1

Требования 3.1, 3.2

Использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и

повседневной жизни

1

ИТОГО

15

10

3

2

План диагностической работы

 по физике для учащихся 10-х  классов (базовый уровень)

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа;

В – задания с кратким ответом; С – задания с развернутым ответом.

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы

содержания

Коды элементов

содержания по кодификатору элементов

содержания

Коды проверяемых

умений

Уровень

сложности

задания

Макс. балл за задание

Часть 1

А1

Кинематика

1.1.1–1.1.7

1, 2.1–2.4

Б

1

А2

Инерциальные системы отсчета. Траектория

1.2.1–1.2.7

1, 2.1–2.4

Б

1

А3

Кинематика, законы

Ньютона ,закон сохранения

импульса

1.2.13

1.4.1–1.4.3

1, 2.1–2.4,

Б

1

А4

МКТ

2.1.1–2.1.9

1, 2.1–2.4, 3

Б

1

А5

МКТ, термодинамика

2.1.13–2.1.17

2.2.2, 2.2.3

1, 2.1–2.4

Б

1

А6

МКТ (расчетная задача)

2.1, 2.2

3.1–3.6

2.6

П

1

А7

МКТ

2.1.1–2.1.9

1, 2.1–2.4, 3

Б

1

А8

Электростатика

3.1.1–3.1.13

1, 2.1–2.4

Б

1

А9

Постоянный ток (расчетная задача)

3.1–3.6

2.6

П

1

А10

Механика (методы научного познания)

1.1–5.3

2.5

Б

1

Часть 2

В1

Механика

1.1–5.3 1,

2.1–2.4

П

2

В2

Электродинамика.

1.1–5.3 1

2.1–2.4

Б

2

В3

МКТ. Термодинамика.

1.1–5.3 1,

2.1–2.4

П

2

Часть 3.

С1

Электродинамика (качественная задача)

1.1–5.3

2.6, 3

П

3

С2

Молекулярная физика

(расчетная задача)

2.1, 2.2

2.6

В

3

Всего заданий – 15, из них по типу заданий: А – 10; В – 3; С – 2;

по уровню сложности: Б – 9; П – 5, В -1

Максимальный первичный балл за работу – 22.

Общее время выполнения работы – 45 мин.


 

Раздел 2. Перечень контролируемых элементов содержания по физике  в 10 классе (базовый уровень).

Код

раздела

Код

КЭС

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

1

механика

1.1

Кинематика

1.1.1

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

1.1.2

Скорость. Ускорение

1.1.3

Равномерное движение

1.1.4

Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение

1.1.5

Движение по окружности

1.2

Динамика

1.2.1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея

1.2.2

Масса тела. Плотность вещества

1.2.3

Сила. Принцип суперпозиции сил

1.2.4

Второй закон Ньютона

1.2.5

Третий закон Ньютона

1.2.6

Закон всемирного тяготения

1.2.7

Сила тяжести

1.2.8

Сила упругости. Закон Гука

1.2.9

Сила трения

1.2.10

Давление

1.3

Законы сохранения в механике

1.3.1

Импульс тела. Импульс системы тел

1.3.2

Закон сохранения импульса

1.3.3

Работа силы. Мощность

1.3.4

Кинетическая энергия

1.3.5

Потенциальная энергия

1.3.6

Закон сохранения механической энергии

2

Молекулярная физика.  Термодинамика

2.1

Молекулярная физика

2.1.1

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

2.1.2

Модель идеального газа

2.1.3

Тепловое движение атомов и молекул вещества

2.1.4

Экспериментальные доказательства атомистической теории. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества

2.1.5

Абсолютная температура. Связь температуры газа со средней кинетической энергией его частиц

2.1.6

Связь между давлением и средней кинетической энергией теплового движения молекул идеального газа

2.1.7

Уравнение МенделееваКлапейрона

2.1.8

Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный процессы

2.1.9

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха

2.1.10

Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости, плавление и кристаллизация

2.2

Термодинамика

2.2.1

Внутренняя энергия

2.2.2

Тепловое равновесие. Теплопередача

2.2.3

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

2.2.4

Работа в термодинамике

2.2.5

Первый закон термодинамики

2.2.6

Принципы действия тепловых машин.  КПД тепловой машины

2.3.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

3.1.1

Электризация тел

3.1.2

Взаимодействие зарядов. Два вида заряда

3.1.3

Закон сохранения электрического заряда

3.1.4

Закон Кулона

3.1.5

Действие электрического поля на заряды

Напряженность электрического поля

Принцип суперпозиции электрических полей

Потенциальность электростатического поля

Потенциал электрического поля. Разность потенциалов

3.1.11

Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле

Электрическая емкость. Конденсатор

3.1.13

Энергия электрического поля конденсатора

2.4.

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

3.2.1.

Постоянный электрический ток. Сила тока

3.2.2

Постоянный электрический ток. Напряжение

3.2.3

Закон Ома для участка цепи

3.2.4

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление

вещества

3.2.5

Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление

источника тока

3.2. 6.

Закон Ома для полной электрической цепи

3.2.7

Параллельное и последовательное соединение проводников

3.2.8

Смешанное соединение проводников

3.2.9

Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца

3.2.10

Мощность электрического тока

3.2.11

Носители свободных электрических зарядов в металлах,

жидкостях и газах

3.2.12

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость

полупроводников. Полупроводниковый диод

Система оценивания диагностической работы по физике,

10 класс

За правильный ответ на каждое задание А1-А10 ставится 1 балл. Задания В1-В3 оцениваются в 2 балла, если нет ошибок, в 1 балл, если допущена одна ошибка или отсутствует один символ при верно указанных других символах, и в 0 баллов, если допущены две ошибки.

Задания С1-С2 оцениваются в 3 балла.

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

22 - 19

14-18

8-13

7 и менее

Ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом

Вариант 1                                                                Вариант 2

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

4

А1

4

А2

3

А2

3

А3

1

А3

1

А4

1

А4

2

А5

4

А5

1

А6

2

А6

1

А7

3

А7

4

А8

3

А8

4

А9

1

А9

3

А10

3

А10

3

В1

233

В1

112

В2

42

В2

14

В3

121

В3

232

Решение заданий с развернутым ответом

Вариант 1

С1. Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее отрицательный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы. Ответ поясните, указав какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения.

Образец возможного решения

  1. Гильза притянется к пластине, затем оттолкнется от нее и зависнет в положении равновесия.
  2.    Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе и произойдет ее электризация: та ее сторона, которая ближе к пластине, будет иметь положительный заряд, а противоположная сторона — отрицательный.
  3.   Поскольку сила взаимодействия заряженных тел уменьшается с ростом расстояния между ними, притяжение к пластине левой стороны гильзы будет больше отталкивания правой стороны гильзы, и гильза будет двигаться к пластине, пока не коснется ее.
  4. В момент касания часть электронов перейдет с пластины на гильзу, гильза приобретет отрицательный заряд и оттолкнется от одноименно заряженной пластины. Гильза отклонится вправо и зависнет в положении, в котором равнодействующая всех сил равна нулю.

С2.  На рисунке изображено изменение состояния 1 моль идеального одноатомного газа. Начальная температура газа 27С. Какое количество теплоты сообщено газу в этом процессе?

Образец возможного решения

В состоянии 1:  pV0 = RT1,  в состоянии 2:  p·3V0 = RT2. Отсюда Т2 = 3 Т1.

Количество теплоты, получаемое системой в изобарном процессе по первому закону  термодинамики:  

Q12 = ΔU12 + A12 = RΔT + pΔV = R(T2 – T1) = 5RT1 ≈ 12,5 кДж.

Ответ: Q12 ≈ 12,5 кДж.

Вариант 2

С1. В зазор между прямоугольными обкладками плоского конденсатора с зарядами +q и – q (см. рис.) внесли тонкую металлическую пластинку таких же размеров с зарядом +3q параллельно обкладкам, после чего соединили проволочкой пластинку с правой обкладкой. Каким после этого стане заряд на левой обкладке?  

Возможное решение

Суммарный заряд металлической пластинки и соединенной с ней правой обкладки конденсатора равен +3q-q=+2q. Этот «правый» заряд не меняется с течением времени. Он будет отталкивать от себя заряд левой обкладки +q. Поскольку левая обкладка заземлена, ее заряд будет изменяться.  Изменение этого заряда прекратится тогда. Когда он станет равным по величине и противоположным по знаку «правому» заряду +2q. Таким образом, заряд левой обкладки будет равен в итоге -2q.

С2. Пять молей идеального газа нагрели изобарически на 100 0С. Какое количество теплоты получил газ?

Возможное решение:

Изобарный процесс P = const, газ нагревают ΔT >0, газ совершает положительную работу А>0.

Количество теплоты, получаемое системой в изобарном процессе по 1 закону термодинамики:  Q = ΔU + A, изменение внутренней энергии ΔU=νRΔT,

работа газа А= pΔV, из уравнения состояния идеального газа pΔV= p(V2 – V1)= νR(Т2 – Т1) = νRΔT 

Q = ΔU + A = νRΔT + pΔV =  νRΔT  + νRΔT =  νRΔT  ≈ 831Дж.

Ответ: Q ≈ 831Дж.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Диагностическая работа по физике

10 класс.

Разделы: "Механика", "МКТ и термодинамика", "Электродинамика"

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 15 заданий.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1–А10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 3 задания (В1–В3), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.

Часть 3 состоит из 2 задач (С1–С2), для которых требуется дать развернутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

гига

Г

109

санти

с

10–2

мега

М

106

милли

м

10–3

кило

к

103

микро

мк

10–6

гекто

г

102

нано

н

10–9

деци

д

10–1

пико

п

10–12


Константы

число

 = 3,14

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

k = 1,38·10–23 Дж/К

постоянная Авогадро

NА = 6·1023 моль–1

скорость света в вакууме

с = 3·108 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = = 9·109 Н·м2/Кл2

модуль заряда электрона (элементарный

электрический заряд)

e = 1,6·10–19 Кл

Соотношение между различными единицами

температура

  0 К = – 273С

Удельная теплоемкость

воды

4,210 3 

Дж/(кгК)

алюминия

900

Дж/(кгК)

льда

2,110 3

Дж/(кгК)

меди

380

Дж/(кгК)

железа

460 

Дж/(кгК)

чугуна

500

Дж/(кгК)

свинца

     130

Дж/(кгК)

Удельная теплота

парообразования воды

2,3106 Дж/кг

плавления свинца

2,5104 Дж/кг

плавления льда

3,3105 Дж/кг

Нормальные условия:     давление   105 Па,  температура  0С

Молярная маcса

азота

2810–3 

кг/моль

   кислорода

3210–3 

кг/моль

аргона

4010–3

кг/моль

   лития

610–3

кг/моль

водорода

210–3

кг/моль

   молибдена

9610–3

кг/моль

воздуха

2910–3

кг/моль

   неона

2010–3

кг/моль

гелия

410–3

кг/моль

   углекислого газа

4410–3

кг/моль


Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов  под номером выполняемого вами задания (А1–А10) поставьте знак «» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела x от времени t.

Проекция ускорения тела ax в интервале времени от 12 до 16 с представлена графиком

1)

2)

3)

4)

А2. Система отсчета связана с лифтом. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда лифт движется

1)

замедленно вниз

2)

ускоренно вверх

3)

равномерно вверх

4)

ускоренно вниз

А3. Шары движутся со скоростями, показанными на рисунке, и при столкновении слипаются. Как будет направлен импульс шаров после столкновения?

1)

2)

3)

4)

А4. В результате нагревания неона его абсолютная температура увеличилась в 4 раза. Средняя кинетическая энергия теплового движения его молекул при этом

1)

увеличилась в 4 раза

2)

увеличилась в 2 раза

3)

уменьшилась в 4 раза

4)

не изменилась

А5. В процессе эксперимента внутренняя энергия газа уменьшилась на  40 кДж, и он совершил работу 35 кДж. Следовательно, в результате теплообмена газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное

1)

75 кДж

2)

40 кДж

3)

35 кДж

4)

5 кДж

А6. В баллоне объемом  1,66 м3 находится 2 кг газа при давлении  105 Па и температуре  47С. Какова молярная масса газа?

1)

44 г/моль

2)

32 г/моль

3)

8,31 г/моль

4)

16,6 г/моль

А7. Один моль идеального газа сначала сжимается при постоянной температуре, затем нагревается при постоянном давлении и, наконец, охлаждается при постоянном объеме до первоначальной температуры. Какой из графиков в координатах р-Т соответствует этим изменениям?

1)

2)

3)

4)

А8. Модуль сил взаимодействия между двумя неподвижными точечными заряженными телами равен F. Чему станет равен модуль этих сил, если увеличить заряд одного тела в 3 раза, а второго – в 2 раза?

1)

5F

2)

F 

3)

6F

4)

F

А9. Схема электрической цепи показана на рисунке. Когда ключ К разомкнут, идеальный вольтметр показывает 8 В. При замкнутом ключе вольтметр показывает 7 В. Сопротивление внешней цепи равно 3,5 Ом. Чему равно внутреннее сопротивление источника тока?

1)

0,5 Ом

2)

1,5 Ом

3)

2 Ом

4)

2,5 Ом

А10. В процессе экспериментального исследования жесткости трех пружин получены данные, которые приведены в таблице.

Сила (F, Н)

     0                    

  10        

   20

   30

Деформация пружины 1 (l, см)

     0

   1

    2      

    3

Деформация пружины 2 (l, см)

     0

   2

    4            

    6

Деформация пружины 3 (l, см)

     0            

 1,5

    3

  4,5

Жесткость пружин возрастает в такой последовательности:

1)

1, 2, 3        

2)

1, 3, 2

3)

2, 3, 1        

4)

3, 1, 2

 

Часть 2

Ответом к каждому из заданий В1–В3 будет некоторая последовательность цифр. Эту последовательность надо записать в бланк ответов   справа от номера соответствующего задания без пробелов и других символов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.  

В1. Камень бросили с балкона вертикально вверх. Что происходит со скоростью камня, его ускорением и полной механической энергией в процессе движения камня вверх? Сопротивление воздуха не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)

увеличивается

2)

уменьшается

3)

не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость камня

Ускорение камня

Полная механическая энергия камня

В2. Неподвижный положительный точечный заряд Q создает в вакууме электростатическое поле. На расстоянии r от него помещают пробный точечный заряд q.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)

Сила, действующая на пробный заряд

1)

kq/r2

Б)

Напряженность электростатического поля в точке, где расположен пробный заряд

2)

kQ/r2

3)

kqQ/r

4)

kqQ/r2

А

Б

В3.  В сосуде под поршнем находится идеальный газ. Если при нагревании газа его давление остается постоянным, то как изменятся величины: объем газа, его плотность и внутренняя энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1)

увеличилась

2)

уменьшилась

3)

не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Объем газа

Плотность газа

Внутренняя энергия газа

Часть 3

Решение задач С1–С2 необходимо записать в бланке ответов. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи.

С1. Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее отрицательный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы. Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения.

С2.  На рисунке изображено изменение состояния 1 моль  идеального одноатомного газа. Начальная температура газа 27С. Какое количество теплоты сообщено газу в этом    процессе?



Предварительный просмотр:

Вариант 2.

Диагностическая работа по физике

10 класс.

Разделы: "Механика", "МКТ и термодинамика", "Электродинамика"

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 15 заданий.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1–А10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 3 задания (В1–В3), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.

Часть 3 состоит из 2 задач (С1–С2), для которых требуется дать развернутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

гига

Г

109

санти

с

10–2

мега

М

106

милли

м

10–3

кило

к

103

микро

мк

10–6

гекто

г

102

нано

н

10–9

деци

д

10–1

пико

п

10–12


Константы

число

 = 3,14

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

k = 1,38·10–23 Дж/К

постоянная Авогадро

NА = 6·1023 моль–1

скорость света в вакууме

с = 3·108 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = = 9·109 Н·м2/Кл2

модуль заряда электрона (элементарный

электрический заряд)

e = 1,6·10–19 Кл

Соотношение между различными единицами

температура

  0 К = – 273С

Удельная теплоемкость

воды

4,210 3 

Дж/(кгК)

алюминия

900

Дж/(кгК)

льда

2,110 3

Дж/(кгК)

меди

380

Дж/(кгК)

железа

460 

Дж/(кгК)

чугуна

500

Дж/(кгК)

свинца

     130

Дж/(кгК)

Удельная теплота

парообразования воды

2,3106 Дж/кг

плавления свинца

2,5104 Дж/кг

плавления льда

3,3105 Дж/кг

Нормальные условия:     давление   105 Па,  температура  0С

Молярная маcса

азота

2810–3 

кг/моль

   кислорода

3210–3 

кг/моль

аргона

4010–3

кг/моль

   лития

610–3

кг/моль

водорода

210–3

кг/моль

   молибдена

9610–3

кг/моль

воздуха

2910–3

кг/моль

   неона

2010–3

кг/моль

гелия

410–3

кг/моль

   углекислого газа

4410–3

кг/моль


Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов  под номером выполняемого вами задания (А1–А10) поставьте знак «» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1.

Тело движется по оси x. По графику зависимости проекции скорости тела x от времени t установите, какой путь прошло тело  за время от t1 = 0 до t2 = 4 c.

1)

10 м

2)

15 м

3)

45 м

4)  

20 м

А2. Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория крайней точки лопасти вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета?

1)

прямая линия

2)

винтовая линия

3)

окружность

4)  

эллипс

А3. В инерциальной системе отсчета сила  сообщает телу массой m ускорение Как надо изменить величину силы, чтобы при уменьшении массы тела вдвое его ускорение стало в 4 раза больше?

1)

увеличить в 2 раза

2)

увеличить в 4 раза

3)

уменьшить в 2 раза

4)

оставить неизменной

А4. Концентрация молекул газа в сосуде снизилась в 3 раза, а давление газа возросло в 2 раза. Следовательно, средняя кинетическая энергия теплового движения молекул газа

  1. увеличилась в 2 раза
  2. увеличилась в 6 раз
  3. уменьшилась в 1,5 раза
  4. уменьшилась в 3 раза

А5.   Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 3?

1)

10 кДж

2)

20 кДж

3)

30 кДж

4)

40 кДж

А6. Газ в цилиндре переводится из состояния А в состояние В так, что его масса при этом не изменяется. Параметры, определяющие состояния идеального газа, приведены в таблице:

р, 105 Па

V, 10-3 м3 

T, К

состояние А

1,0

4

состояние В

1,5

8

900

Выберите число, которое следует внести в свободную клетку таблицы.

1)

300

2)

450

3)

600

4)

900

А7. На VT-диаграмме представлена зависимость объема постоянной массы идеального газа от абсолютной температуры. Как изменяется давление в процессе 1–2–3?

1)

на участках 1–2 и 2–3 увеличивается

2)

на участках 1–2 и 2–3 уменьшается

3)

на участке 1–2 уменьшается, на участке 2–3 остается неизменным

4)

на участке 1–2 не изменяется, на участке 2–3 увеличивается

А8. Два точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами 9 мкН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояние между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 3 раза?

1)

1 мкН

2)

3 мкН

3)

27 мкН

4)

81 мкН

А9. К источнику тока с  ЭДС = 6 В  подключили реостат. На рисунке показан график изменения силы тока в реостате в зависимости от его сопротивления. Чему равно внутреннее сопротивление источника тока?

1)

        0 Ом

2)

        1 Ом

3)

        0,5 Ом

4)

        2 Ом

 А10. Под действием пружины динамометра брусок движется равномерно по поверхности стола. Погрешность измерения силы при помощи данного динамометра ΔF = ± 0,3 Н. По показаниям динамометра разные ученики записали следующие значения действующей силы. Какая запись наиболее правильная?

1)  1,3 Н ± 0,15 Н

2)  1,58 Н ± 0,3 Н 

3)  1,7 Н ± 0,3 Н

4)  2,3 Н ± 0,3 Н

Часть 2

Ответом к каждому из заданий В1–В3 будет некоторая последовательность цифр. Эту последовательность надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания без пробелов и других символов, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.  

В1. Шарик скатывается по наклонной плоскости. Как меняются с течением времени в процессе этого движения скорость шарика, его кинетическая энергия и потенциальная энергия системы «шарик + Земля»?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)

увеличивается

2)

уменьшается

3)

не меняется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

В2. Два резистора с сопротивлениями  R1  и  R2 параллельно подсоединили к клеммам батарейки для карманного фонаря. Напряжение на клеммах батарейки — U, сила тока I. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

A)

сила тока через батарейку

1)

2)

Б)

напряжение на резисторе с сопротивлением R1

3)

4)

  Ответ:

А

Б

В3. В закрытом сосуде находится идеальный газ. Как при охлаждении сосуда с газом изменятся величины: давление  газа, его плотность и внутренняя энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1)

увеличилась

2)

уменьшилась

3)

не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Давление газа

Плотность газа

Внутренняя энергия газа

Часть 3

Решение задач С1–С2 необходимо записать в бланке ответов. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи.

С1. В зазор между прямоугольными обкладками плоского конденсатора с зарядами +q и – q (см. рис.) внесли тонкую металлическую пластинку таких же размеров с зарядом +3q параллельно обкладкам, после чего соединили проволочкой пластинку с правой обкладкой. Каким после этого стане заряд на левой обкладке?  

С2.  Пять молей идеального газа нагрели изобарически на 100 0С. Какое количество теплоты получил газ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая контрольная работа по физике. 8 класс

Диагностическая контрольная работа  по проверке информационно - коммуникативных умений учащихся 8 класса на редметном содержании "Физика "  (тема "Энергия и мощность")...

Диагностическая контрольная работа по физике. 11 класс

Диагностическая контрольная работапо проверке информационно – коммуникативных уменийучащихся 11 классовна предметном содержании “Физика”(тема “Мир атомных ядер”)...

диагностическая работа по физике (7 класс) 1 четверть

диагностическая работа по физике 7 класс...

Диагностическая работа по физике за год в 7 классе (2 варианта)

Работа составлена с учетов требований ФГОС ООО. Работа определяет обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО;  предусматривает использование разнообразных методов и фор...

Диагностическая работа по физике за курс 7 класса

Диагностическая работа по физике за курс 7 класса - 3 варианта...

текущая диагностическая работа по физике для 7 класса

Текущая  контрольная работа по физике для 7 класса с учётом ФГОС ООО...

Входная диагностическая работа по физике 10 класс с углубленным изучением предмета

Входная диагностическая работа по физике 10 класс с углубленным изучением предмета...