Рабочая программа по физике для 8 класса
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

Кучаева Гульнура Тимербулатовна

Рабочая программа по физике для 8 класса для основной общеобразовательной школы к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat_plan.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по физике в 8 классе

 на 2012-2013 учебный год

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ 7,

Лабораторных работ-11     

Рабочая программа по физике для 7—9-го классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:  

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

        В результате освоения содержания учащиеся должны знать :

  • смысл понятий: физическое явление, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом;
  • смысл физических величин:, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления:, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структ. схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, и газовых приборов в квартире

В 2011 / 2012 учебном году начальная школа перешла на стандарты нового поколения. В скором времени это предстоит сделать и основной школе, следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся по физике в основной школе, то есть кроме предметных результатов необходимо обратить внимание:

1) на личностные результаты:

а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

б) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

в) убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры и т.д.;

2) на метапредметные результаты:

а) овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования и т.д.;

б) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами и т.д.;

в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной формах и т.д.;

г) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем и т.д.

Изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями.

Рабочая программа выполняет функции:

- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;

- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.

Учебно-тематическое планирование рассчитано на изучения физики в 8 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК «Пёрышкин А.В. Физика-8» — М.: Дрофа, 2003

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами:

  1. Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.03 г.).
  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089).
  3. Программа: «Физика. 7-9 класс» Авт. Гутник Е. М., Перышкин А.В. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Учебный план МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» на 2012-2013 учебный год.

Учебник Перышкин. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.- 192 с.: ил.  

Количество часов по программе: 2

Количество часов по учебному плану: 2

Распределение учебной нагрузки по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество учебных часов

Контрольных работ

Лабораторных работ

Распределение учебной нагрузки по темам курса:

Тема курса

Количество часов по программе

Количество часов по КТП

Количество контрольных работ

1.

Тепловые явления

25

25

2

2.

Электрические явления

27

27

3

3.

Электромагнитные явления

7

7

1

4.

Световые явления

8

8

1

Обобщающее повторение

1

1

Обобщающее повторение  использовано на систематизацию знаний учащихся по темам, что обеспечивает подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации


Контрольные работы по физике в 8А, 8В  кл

№ к/р

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атома»

Контрольная работа №4 по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников»

Контрольная работа №5 по темам «Работа и мощность эл.тока», «Закон Джоуля-Ленца»

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»

Контрольная работа №7 по теме «Законы отражения и преломления света»


Информационно-методическое обеспечение

1.А. В.Пёрышкин. Физика-8 — М.: Дрофа, 2003

2. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/ 

3. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402 

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012 / 2013 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. N 2885.

Учебно-методическое обеспечение

Р. Д.МиньковаВ. В. Иванова Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика.8кл».- М., Экзамен,2011

А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика7кл, «Физика.8кл.»»Физика.9кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель,Владимир: ВКТ,2011

А. В. Чеботарёва Дидактические карточки – задания по физике: 8 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика 8кл.»М. Экзамен,2010

А. В. Чеботарёва Тесты по физике.8класс к учебнику А. В. Перышкина» Физика 8 кл.»М. Экзамен,2011

Л. А. Кирик.Физика-8. Методические материалы. М. Илекса,2003

интернет ресурсы. Физика


   

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике

8 класс

Дата

Тема

Демонстрации.

Опыты

Основной материал

Вид деятельности

ученика

план

факт

1/1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием мех.модели броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятника. Падение пластилин. и стального шарика на стальную пластину.

Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела.

- Различать тепловые явления;

- анализировать зависимость t тела от v движения его молекул;

-наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;

- приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении.

2/2

Способы изменения внутренней энергии.

Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении.

О: нагревание спицы при перемещении надетой на нее пробки.

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение ее при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи.

- Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу;

- перечислять способы изменения внутр. энергии;

- приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи;

-проводить опыты по изменению внутренней энергии

3/3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ: ж, г. и  металлов

Теплопроводность - один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ.

- Объяснять тепловые явления на основе МКТ;

- приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности;

- проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы

4/4

Конвекция. Излучение.

Конвекция в воздухе и жидкости. Передача энергии путем излучения.

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение – виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи.

- Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

- анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

- сравнивать виды теплопередачи

5/5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Нагревание разных веществ равной массы.

О: Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

- Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

- работать с текстом учебника

6/6

Удельная теплоемкость.

Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной теплоемкости. Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела.

- Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества;

- анализировать табличные данные;

- приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ

7/7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

- Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении

8/8

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Устройство калориметра

Устройство и применение калориметра. Л/р  №1

- Разрабатывать план выполнения работы;

- определять и сравнивать количество теплоты, отданное  горячей водой и полученное холодной при теплообмене;

- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;

- анализировать причины погрешностей измерений

9/9

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Зависимость удельной теплоемкости вещества от его агрегатного состояния. Л/р №2

- Разрабатывать план выполнения работы;

- определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением;

- объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц;

- анализировать причины погрешностей измерений

10/10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке

Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Формула для расчета  количества, выделяемого при сгорании топлива. Решение задач

- Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее;

- приводить примеры экологически чистого топлива

11/11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю и наоборот. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе

- Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому;

- приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии;

- систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы

12/12

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

- Применять знания к решению задач

13/13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Модель кристаллической  решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы.

О: наблюдение за таянием кусочка льда в воде

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника

- Приводить примеры агрегатных состояний вещества;

- отличать агрег.сост. вещества и объяснять особенности молекулярного строения г.,ж. и тв. тел;

- отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента;

- работать с текстом учебника

14/14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

Удельная теплота плавления, ее физический смысл и единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации

- Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания;

- рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации;

- объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений  

15/15

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация»

Решение задач. Кратковременная к/р по теме «Нагревание и плавление тел»

- Определять количество теплоты;

- получать необходимые данные из таблиц;

- применять знания к решению задач

16/16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Явление испарения и конденсации.

Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации.  Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

- Объяснять понижение температуры жидкости при испарении;

- приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы

17/17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Кипение воды. Конденсация пара

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ табл.6 учебника. Решение задач.

- Работать с таблицей 6 учебника;

- приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара;

- рассчитывать количество теплоты необходимое для превращения в пар жидкости любой массы;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы

18/18

Решение задач на расчет количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании)

Решение задач

- Находить в таблице необходимые данные;

- рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования

19/19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»

Различные виды гигрометров, психрометр, психрометрическая таблица

Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр. Л/р №3

- Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека;

- измерять влажность воздуха;

- работать в группе

20/20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС

Работа и газа при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия ДВС

- Объяснять принцип работы и устройство ДВС;

-приводить примеры применения ДВС на практике

21/21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

Модель паровой турбины

Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач

- Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины;

- приводить примеры применения паровой турбины в технике;

- сравнивать КПД различных машин и механизмов

22/22

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

К/р

- Применять знания к решению задач

23/23

Зачет по  теме «Тепловые явления»

Зачет

24/1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие  заряженных тел

Д: Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

О: Наблюдение электризации тел при соприкосновении

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел

- Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электр.зарядов

25/2

Электроскоп. Электрическое поле

Д: Устройство и принцип действия электроскопа. Электрометр. Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара.

Устройство электроскопа. Понятие об электрическом поле. Поле как особый вид материи.

- Обнаруживать наэлектризованные тела, эл. поле;

- пользоваться электроскопом;

- определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу.

26/3

Делимость эл.заряда. Электрон. Строение атома.

Д: Делимость эл.заряда. Перенос энергии заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика.

Делимость эл.заряда. Электрон-частица с наименьшим электрич.зарядом. Единица электр. заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы.

 - Объяснять опыт Иоффе-Милликена;

-доказывать существование частиц, имеющих наименьший эл.заряд;

-объяснять образование полож. и отриц. ионов;

- применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома;

- работать с текстом учебника

27/4

Объяснение электрических явлений

Д: Электризация электроскопа в эл.поле заряженного тела. Зарядка электроскопа с помощью металлического стержня. Передача заряда от заряженной палочки к незаряженной гильзе

Объяснение на основе знаний о строении атома, электризации тел при соприкосновении, передаче части эл.заряда от одного тела к дугому. Закон сохранения

-Объяснять электризацию тел при соприкосновении;

-устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении

28/5

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

Д: Проводники и диэлектрики. Проводники и диэлектрики в эл. Поле. Полупроводниковый диод. Работа п/п диода.

Деление веществ по способности проводить эл.ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников

- На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, п/п и диэлектриков;

- приводить примеры применения п, п/п и д в технике, практического применения п/п диода;

- наблюдать работу п/п диода

29/6

Электрический ток. Источники эл.тока. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атома»

Д: Электрофорная машина. Превращение внутренней энергии в электрическую. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Превращение энергии излучения в электрическую энергию. Гальванический элемент. Аккумуляторы, фотоэлементы.

О: Изготовление гальванического элемента из овощей или фруктов

Электрический ток. Условия существования эл.тока. Источники эл.тока. Кратковрем. к/р

- Объяснять устройство сухого гальванического элемента;

- приводить примеры источников эл.тока, объяснять их назначение.

30/7

Электрическая цепь и ее составные части.

Д: Составление простейшей эл. цепи.

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

- Собирать эл. цепь;

- объяснять особенности эл.тока в металлах, назначение источника тока в цепи;

- различать замкнутую и разомкнутую эл. цепи;

- работать с текстом учебника

31/8

Эл.ток в металлах. Действия эл.тока. Направление эл.тока

Д: Модель кристаллической решетки металла. Тепловое, химическое, магнитное действия эл.тока. Гальванометр.

О: Взаимодействие проводника с током и магнита.

Природа эл.тока в металлах. Скорость распространения эл.тока в проводнике. Действия эл.тока. Превращение энергии эл.тока в другие виды энергии. Направление эл.тока.

- Приводить примеры хим. и теплового действия эл.тока и их использования в технике;

- объяснять тепловое, хим. и магн. действия тока;

- работать с текстом учебника

32/9

Сила тока. Единицы силы тока.

Д: Взаимодействие двух параллельных проводников с током

Сила тока. Интенсивность эл.тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач.

- Объяснять зависимость интенсивности эл.тока от заряда и времени;

- рассчитывать по формуле силу тока;

- выражать силу тока в различных единицах

33/10

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка эл.цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Д: Амперметр. Измерение силы тока с помощью амперметра.

Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных участках цепи. Л/р №4

- Включать амперметр в цепь;

- определять цену деления амперметра и гальванометра;

- чертить схемы эл. цепи;

- измерять силу тока на различных участках цепи;

-работать в группе

34/11

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

Д: Электрические цепи с лампочкой от карманного фонаря и аккумулятором, лампой накаливания и осветительной сетью

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ табл.7 уч. Решение задач

- Выражать напряжение в кВ, мВ;

-анализировать табличные данные, работать с текстом уч.;

- рассчитывать напряжение по формуле

35/12

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения

Д: Вольтметр. Измерение напряжения с помощью вольтметра.

Измерение напряжения вольтметром. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач

- определять цену деления V;

- включать V в цепь;

- измерять напряжение на различных участках цепи;

- чертить схемы электрической цепи

36/13

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Д: Электрический ток в различных металлических проводниках. Зависимость силы тока от свойств проводников.

Электрическое сопротивление. Определение опытным путем зависимости тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа эл. сопротивления. Л/р №5

- Строить график зависимости тока от напряжения;

- объяснять причину возникновения сопротивления;

- анализировать результаты опытов и графики;

- собирать эл. цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром

37/14

Закон Ома для участка цепи

Д: Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении на участке цепи

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Закон Ома для участка цепи.

- Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника;

- записывать закон Ома в виде формулы;

- решать задачи на закон Ома;

- анализировать результаты опытных данных в таблице  

38/15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Д: Зависимость сопротивления проводника от его размеров и рода вещества

Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Анализ табл.8 уч. Формула для расчета сопротивления проводника. Решение задач.

- Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника;

- вычислять удельное сопротивление проводника

39/16

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

Решение задач.

- Чертить схемы эл. цепи;

- рассчитывать эл.сопротивление

40/17

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

Д: Устройство и принцип действия реостата. Реостаты разных конструкций: ползунковый, штепсельный, магазин сопротивлений. Измерение силы тока в цепи с помощью реостата

Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата  в цепь. Л/р №6

- Собирать эл.цепь;

- пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи;

- работать в группе;

- представлять результаты измерений в виде таблиц

41/18

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Решение задач. Л/р №7

- Собирать эл.цепь;

- измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;

- представлять результаты измерений в виде табл.

42/19

Последовательное соединение проводников

Д: Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи, измерение напряжения в проводниках при последовательном соединении

Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока  и напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач.

- Приводить примеры применения последовательного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении

43/20

Параллельное соединение проводников

Д: Цепь с параллельно включенными лампочками, измерение напряжения в проводниках при параллельном соединении

Параллельное соединение проводников. Соединение двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение при параллельном соединении. Решение задач.

- Приводить примеры применения параллельного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении

44/21

Решение задач на тему «Закон Ома для участка цепи»

Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи

- Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников;

- применять знания к решению задач

45/22

Контрольная работа №4 по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников»

К/р

- Применять знания к решению задач

46/23

Работа и мощность эл.тока

Д: Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке

Работа эл.тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока. Мощность эл.тока. Формула для расчета мощности эл.тока. Единицы мощности. Анализ табл.9. уч. Прибор для определения мощности тока. Решение задач

- Рассчитывать работу и мощность эл.тока;

- выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока

47/24

Единицы работы эл.тока, применяемые на практике. Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в эл. лампочке »

Формула для вычисления работы эл.тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии

- Выражать работу тока в Вт*ч, кВт*ч;

- измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы;

- работать в группе

48/25

Нагревание проводников эл.током. Закон Джоуля - Ленца

Д: Нагревание проводников из различных веществ эл.током

Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему эл.тока. Закон Джоуля – Ленца. Решение задач.

- Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля -Ленца

49/26

Конденсатор

Д: Простейший конденсатор, различные типы конденсаторов. Зарядка конденсатора от электрофорной машины, зависимость емкости конденсатора от площади пластин, диэлектрика, расстояния между пластинами

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа эл.поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Решение задач

- Объяснять назначение конденсаторов в технике;

- объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора;

- рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает эл.поле конденсатора, энергию конденсатора

50/27

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители

Д: Устройство и принцип действия лампы накаливания, светодиодных и люминесцентных ламп, электронагревательные приборы, виды предохранителей

Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители

- Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах

51/28

Контрольная работа №5 по темам «Работа и мощность эл.тока», «Закон Джоуля-Ленца»

К/р

-Применять знания к решению задач

52/29

Зачет по теме «Электрические явления»

Зачет

- Выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия эл.тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов»; изготовить лейденскую банку

53/1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Д: Картина магнитного поля проводника с током, расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током.

О: Взаимодействие  проводника с током и магнитной стрелки

Магнитное поле. Установление связи между эл.током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля

- Выявлять связь между эл.током. и магнитным полем;

- объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике;

- приводить примеры магнитных явлений

54/2

Магнитное поле катушки с током.

Д: Действие магнитного поля катушки, действие магнитного поля катушки с железным сердечником

Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током.

- Называть способы усиления магнитного действия катушки с током

55/3

Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита

- приводить примеры использования электромагнитов в быту и технике;

- работать в группе

56/4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

Д: Типы постоянных магнитов. Взаимодействие магнитных стрелок, картина магнитного поля магнитов, устройство компаса, магнитные линии магнитного поля Земли.

О: Намагничивание вещества

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач

- Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа;

- получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;

- описывать опыты по намагничиванию веществ

57/5

Действие магнитного поля на проводник с током.

Д: Действие магнитного поля на проводник с током. Вращение рамки с током в магнитном поле

Действие магнитного поля на проводник с током.

- Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения;

- перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми;

 

58/6

Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 по теме «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. Л/р №10

- собирать электрический постоянного тока(на модели);

- определять основные детали электрического двигателя постоянного тока;

- работать в группе

59/7

Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»

К/р

- Применять знания к решению задач

Световые явления (8 ч)

60/1

Источники света. Распространение света

Д: Излучение света различными источниками, прямолинейное распространение света, получение тени и полутени

Источники света. Естественные  и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения

- Наблюдать прямолинейное распространение света;

Объяснять образование тени и полутени;

- проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени

61/2

Видимое движение светил

Д. Определение положения планет на небе с помощью астрономического календаря

Видимое движение светил. Движение солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны. Петлеобразное движение планет.

- Находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы;

- используя подвижную карту звездного неба, определять положение планет

62/3

Отражение света. Законы отражения света.

Д. Наблюдение отражения света, изменения угла падения и отражения света.

О. Отражение света от зеркальной поверхности. Исследование зависимости угла отражения от угла падения

Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.

- Наблюдать отражение света;

- проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения

63/4

Плоское зеркало

Д. Получение изображения в плоском зеркале

Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение. Зеркальное и рассеянное отражение света.

- Применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале;

- строить изображение точки в плоском зеркале

64/5

Преломление света

Д. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму

Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред

-Наблюдать преломление света;

- работать с текстом учебника;

- проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы

65/6

Линзы. Оптическая сила линзы.

Д. Различные виды линз. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах

Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы

- Различать линзы по внешнему виду;

- определять какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение

66/7

Изображения, даваемые линзой. Л/р № 11 «Получение изображения при помощи линзы»

Д. Получение изображения с помощью линз

Построение изображений предмета, расположенного на разном расстоянии от фокуса линзы, даваемых собирающей и рассеивающей линзами. Характеристика изображения, полученного с помощью линз. Использование линз в оптических приборах. Л/р №11

- Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F>f, 2F

- различать мнимое и действительное изображения

67/8

Контрольная работа №7 по теме «Законы отражения и преломления света»

К/р

- Применять знания к решению задач

68/1

Повторение

Повторение пройденного материала

- Демонстрировать презентации;

- выступать с докладами и участвовать в их обсуждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...