Мир физических задач
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Бикерский ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

элективный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Надыма»

Рассмотрено                                                                                             Утверждено

на заседании НМС                                                                                   Директор школы В.А. Кузнецова

 «          »___________ 2012г.                                                                  «        »________________2012г.      

                                                                                                              _______________________________

 РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ЭЛЕКТИВНОГО  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

« МИР ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

для  обучающихся  10в класса

(34 часа)

Составитель: учитель физики Бикерский Ю.П.

г. Надым, 2012г.

                                                                                                                                                                                       

Пояснительная записка.

Программа элективного учебного предмета разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании». Удовлетворяет требованиям государственного образовательного стандарта и содержанию основных программ курса физики профильной школы и  рассчитана для обучающихся  10в  класса. Разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач», авторы Орлов В.А., Сауров Ю.А., Программы элективных курсов ФИЗИКА 9-11 классы, В.А, Коровин. – М.: Дрофа, 2007.

Данный учебный предмет  «Мир физических задач» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Программа дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ,  самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

Основные цели учебного предмета:

Совершенствование навыков решения задач, необходимых в будущей    профессиональной деятельности;

Развитие интереса к физике и решению физических задач;

Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,

Формирование представлений о методах решения физических задач;

Подготовка учащихся 10 класса к выпускным экзаменам;

Способствовать развитию творческих способностей.

Задачи предмета:

Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;

Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками  самоанализа и создания программ саморазвития;

Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.

После изучения курса учащиеся должны:

Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;  понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.

Календарно  -  тематический   план.

№ п/п

Тема

Кол-во  часов

Виды деятельности

Умения и навыки

Сроки

проведения

1.

Механика и границы ее применимости. Физические величины. Измерения физических величин.

1

Лекция, практическая работа

Уметь перевести в СИ, определять размерность физических величин и произвести прямое и косвенное измерение.

05.09

2.

Векторные величины. Закон  движения

1

Решение задач

Уметь применять теорию на практике

12.09

3.

Средняя скорость. Относительность механического  движения тела.

1

Практикум

Уметь решать задачи

19.09

4.

Равномерное движение. Графики равномерного прямолинейного движения

1

Решение задач

Уметь решать задачи

26.09

5.

Равноускоренное движение. Графики равноускоренного движения.

1

Решение задач

Уметь решать задачи

03.10

6.

Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел.

1

Решение задач

Уметь решать задачи

10.10

7.

Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость.

1

Лекция,

Решение задач

Уметь решать задачи

17.10

8.

Баллистическое движение.

1

Лекция, решение задач

Уметь решать задачи

24.10

9

Л.р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

1

Лабораторная работа

Уметь выполнять эксперимент

31.10

10.

Итоговое занятие по теме «Кинематика»

1

Самостоят. Деят.

Тесты

14.11

11.

Что изучает динамика? Основные понятия динамики.

1

Лекция, конспект

21.11

12.

Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел.

1

Решение задач, выступления

Уметь решать задачи, знать границы применимости законов Ньютона

28.11

13.

Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения.

1

Практикум, творческий эксперимент

Уметь применять теорию на практике

05.12

14.

Движение тел по наклонной плоскости.

1

Решение задач

Уметь решать задачи под действием нескольких сил

12.12

15.

Движение связанных тел.

1

Решение задач

Уметь решать задачи под действием нескольких сил

19.12

16.

Зачетное занятие

1

Сам. деят.

Уметь применять законы Ньютона при решении задач

26.12

17.

Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения.

1

Решение задач

Уметь решать задач

16.01

18.

Зачетное занятие

1

Контроль знаний

Уметь самостоятельно решать задачи

23.01

19.

Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.

1

Лабор. работа

Уметь обращаться с приборами

30.01

20.

Колебательное движение

1

Лекция, решение задач

Уметь применять теорию на практике

06.02

21.

Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы.

1

Решение задач

 Уметь решать задачи и работать со справочниками

13.02

22.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

Решение задач

Семинар-конференция

Уметь работать с информациями

20.02

23.

Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел.

Закон Гука.

1

Решение задач

Лабор. Работа

Уметь применять теорию на практике и работать с информацией

27.02

24.

Волны. Звук.

1

Лекция

06.03

25.

Электростатика. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряжённость поля.

1

Практикум

Уметь решать задачи

Тесты

13.03

26.

Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в электрическом  поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии поля.

1

Решение задач

Практическая работа

Уметь решать задачи и обращаться с приборами

20.03

27.

Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление.

1

Решение задач

03.04

28.

Электрические цепи. Законы Ома.

1

Решение задач, экспериментальная работа

Уметь решать задачи, выполнять измерения с помощью приборов.

10.04

29.

Работа и мощность постоянного тока.

1

Решение задач

Уметь решать задачи

17.04

30.

Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость.

1

Лекция

Уметь объяснять проводимость различных материалов.

24.04

31.

Электрический ток  в полупроводниках и вакууме.

1

Решение задач

Уметь решать качественные и расчетные задачи

08.05

32.

Электрический ток в жидкостях и газах.

Применение на практике.

1

Лекция, решение задач

Уметь решать задачи, знать применение на практике.

15.05

33.

Обобщение материала по теме: Основы электродинамики.

1

Семинар

Уметь применять теорию на практике и работать с информацией

22.05

34.

Тестирование

1

Сам. Деят.

Уметь анализировать свои ошибки при выполнение тестов.

29.05

35.

Резервное  время

1

Итого

35

Содержание изучаемого курса.

1.Единицы физических величин в  СИ. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.

2.Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.

3.Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.

4.Решение графических задач по кинематике.

5.Движение тела по вертикали. Падение тел.

6. Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.

7. Тестирование. Анализ.

8. Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.

9. Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.

10. Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости).(Движение по окружности). (Движение связанных тел).

11. Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1v1+m2v2=m1v1/+m2v2/

12. Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.

13. Свободные и вынужденные колебания.

14. Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.

15. Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.

16. Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате.Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела

17. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

18. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов

19. Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.

20.Электрический ток. Характеристики тока. Законы Ома. Законы соединения проводников и конденсаторов в цепи.

21.Электрический ток в разных средах.

22. Практические задачи:

- плотность вещества;

- давление;

- механическое движение;

- коэффициент трения.

Методические рекомендации.

    В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой  программе, углубляя и расширяя его. На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.

   На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня,  соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой,  на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.

Виды деятельности

- работа с дополнительной литературой

- лабораторные работы

-уроки экспериментальных задач и творческого характера

- семинары по решению задач

- конференции

- тестирование

- доклады и рефераты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

   Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться  применять знания при решении задач различного типа.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Промежуточный контроль - отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады

Итоговый контроль - тестирование, рефераты

Литература:

1.Мякишев Г.Я. Физика 10 класс – М.: Просвещение,  2010

  1. В.Г.Максимов  Школьникам о профессиях, - М.: Дрофа, 2005
  2. Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.
  3. Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2004. составитель О.В.Малярова
  4. А.В.Балаш  Методы решения задач по физике – 2006
  5. Колесников В.А. Физика: Теория. Методы решения конкурсных задач. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

ПРОГРАММА КУРСА «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Для учащихся 8 - 9 классов

Курс предназначен для подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старше...

Работа с текстом при решении физических задач.

Методика проведения конкретных уроков по физике подразумевает работу различными, рациональными для конкретной темы, способами представления и передачи учебной информации. При этом основную роль играет...

интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"

урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....