КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР. Демонстрация работы колебательного контура.
статья (физика) на тему

дмитришина елена викторовна

статья, которая может помочь собрать и  продемонстрировать  работу колебательного контура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_s_priborom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР.

Демонстрация работы колебательного контура.

Преподаватель  физики

 ГБОУ СПО КСУ № 32  

Дмитришина Елена Викторовна

Работу  колебательного контура ученики могут с пониманием оценить при наблюдении за опытом. Нам бы хотелось раскрыть методику постановки одного из опытов с этим контуром.

Колебательный контур собирается на уроке при непосредственном объяснении: «Катушка индуктивности, конденсатор фиксируются на штативе, и при помощи соединительных проводов составляется электрическая цепь - колебательный контур, конденсатор, источник переменного тока.

Включив источник питания необходимо обратить внимание учащихся на то, что данный контур находится в рабочем состоянии, после чего выдержать паузу. У учащихся появляется недоумение, поскольку они не могут судить о работе данного контура. Что бы судить  о работе данного контура не хватает индикатора. В качестве такого индикатора предлагается использовать железный стержень.

Целесообразно в качестве помощника привлечь кого-нибудь из учеников класса. Ему предлагается взять двумя пальцами сердечник и удерживать его над катушкой индуктивности, при этом необходимо проследить, что бы свободный конец стержня на 1-2 см входил  в катушку. Далее предлагается учащимся обратить внимание на установку и включить источник питания.

Эффект наблюдаемого явления действительно высок. Металлический стержень вырывается из рук помощника-ученика и совершает колебательное движение. Это вызывает у учащихся достаточный интерес к эксперименту. Но эмоциональное восприятие должно уступить место теоретическому анализу.

Ученики должны понять, почему стержень падает (отсутствие магнитного поля катушки позволяет заключить, что по ней не течет ток). Это возможно в том случае, когда весь заряд в контуре сосредоточен на обмотках конденсатора. Подъем стержня вверх катушки позволяет сделать вывод – магнитное поле, появляющееся в контуре, совершает работу по подъему стержня (это возможно, если через катушку проходит электрический ток). Так как движение стержня представляет периодическое колебательное движение, то в сознании учащихся в доступной форме формируются понятия о периодических колебаниях электрического и магнитного полей в колебательном контуре. Это позволяет в доступной форме отметить периодические изменения заряда (q) и энергии электрического поля конденсатора, что дает возможность в доступной форме рассмотреть процессы, происходящие в колебательном контуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Колебательный контур. Сам. работа

4 варианта по три расчетных задачи....

Урок на тему: "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник."

Конспект урока по теме: "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник."...

Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.

Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей  ,...

Использование двигателя Стирлинга для демонстрации работы идеальной тепловой машины

Двигатель Стирлинга, в отличие от двигателей внутреннего сгорания и паровых машин, позволяет наглядно продемонстрировать все особенности работы идеальной тепловой машины:рабочим телом является воздух,...

Тема: «Колебательные системы. Период колебаний колебательной системы».

Урок направлен на решение следующих задач:1.     Заинтересовать ребят с различным уровнем подготовки;2.     Вовлечь весь класс в совместный процесс познания;3....

11 кл - Самостоятельная работа по теме "Колебательный контур. Переменный ток."

Самостоятельная работа по теме "Колебательный контур. Переменный ток."содержить 12 вариантов....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...