Обобщающий урок по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Сетямина Дарья Ивановна

Обобщающий урок по теме «Электрический явления».

Тип урока: Физический марафон.

 Методы обучения:

  • интерактивные - работа учащихся по группам;
  • наглядные – игровое поле, комплекты заданий;
  • практические –  проведение исследовательской работы с использованием лабораторного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: обобщающий урок по теме «Электрический явления».

Тип урока: Физический марафон.

 Методы обучения: 

  • интерактивные - работа учащихся по группам;
  • наглядные – игровое поле, комплекты заданий;
  • практические –  проведение исследовательской работы с использованием лабораторного оборудования.

Цели урока:

  • Обобщить  и систематизировать знания по теме «Электрические явления».

Задачи:

Образовательная: 

  • Совершенствование навыков решения экспериментальных, расчетных и качественных задач.

Развивающая:

  • развитие умения грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • выработка навыков быстрого принятия решения.

Воспитательная:

  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков коллективной работы с самостоятельной деятельностью учащихся;
  •  выработка навыков культурного общения.

Ход урока

1. Мотивация урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы завершим изучение темы «Электрическое явление». Цель нашего урока обобщить и систематизировать знания по изученной теме. И что бы взвесить тот багаж знаний, с которым нам предстоит двинуться дальше по просторам науки физики, мы совершим марафон – физический марафон.

Перед вами игровое поле. Один из игроков команды кидает игровой кубик. По числу выпавших очков он передвигается вперед от пункта 1.Право второго броска и следующего передвижения команды получают только после того, как возьмут из «тайника» адресованную им записку «своего» цвета, ответят на содержащийся в ней вопрос и произнесут этот ответ. Если ответ верен, следующий игрок команды кидает кубик и передвигается вперед. Если ответ не правильный, то команда остается на месте, пропускает один ход. На трассе есть несколько «коварных» мест: «Озеро», попав на него, вам необходимо будет построить лодку, и пропустить 2 хода;  «Ветер» - вам повезло, вас подхватывает сильный ветер, и вы передвигаетесь на 2 очка; «Ремонт» - у вас портится снаряжение и вам придется пропустить 1 ход. Выигрывает та команда, которая первая дойдет до финиша.

Разыграем цвет фишки для каждой команды. Кто первый закончит фразу выбирает цвет.

  • Электризация тел – это…
  • Элементарный заряд равен …

Ваш класс был заранее разделен на две команды, равные по силам.  Вы выбрали среди своих товарищей физиков – экспериментаторов, которые отправятся в лабораторию своего цвета, для выполнения секретного задания. Остальные, физики – теоретики отправляются на маршрут физического марафона.

2. Проведение игры

1 этап:

Красная карточка. Основные понятия.

1. Электрическое сопротивление обусловлено …

2. Разноименные заряды …

3. Атом состоит из …

4. Элементарный электрический заряд – это …

Зеленая карточка. Единицы измерения.

Напишите название и обозначение физической величины, соответствующей определенной единице измерения.

Ом - _________________________

А - __________________________

Дж - _________________________

В - ___________________________

2 этап:

Красная карточка. Единицы измерения.

Ом ∙ мм2/м - ___________________________

Вт - __________________________________

Кл - __________________________________

Дж - __________________________________

Зеленая карточка Основные понятия

  1. Одноименные заряды …
  2. Электрическое сопротивление зависит от …
  3. Электризация – это …
  4. В ядре атома находятся…

3 этап:

Красная карточка. Формулы.

Напишите около названия каждой физической величины или закона формулу, по которой ее можно вычислить.

Закон Ома - __________

Сопротивление- _______

Закон сохранения заряда - ________

Работа тока- ________.

Зеленая карточка. Задачи.

В спирали электродвигателя, изготовленного из никелиновой проволоки площади поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? Удельное сопротивление 0,4 Ом мм2/м. (Ответ: 13,75 м)

4 этап: «Озеро».

5 этап:

Красная карточка. Задачи.

Какова стоимость электроэнергии, расходуется электрической плиткой мощностью 900 В за 40 мин непрерывной работы, если тариф электроэнергии  500 р/кВт∙ч. (ответ: 300 р)

Зеленая карточка. Формулы.

Сила тока - _________

Напряжение - ___________

Мощность - ____________

Количество теплоты, выделяемое током - ________.

6 этап:

Красная карточка. Физика в природе.

Почему человека, застигнутого грозой, предупреждают, чтобы он не скрывался под деревом? Почему громоотвод отводит от человека молнию, а дерево, наоборот, способствует удару?

Зеленая карточка. Великие ученые.

 В 1876 г. на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским светом», «русским солнцем»? (Яблочков)

7 этап:

Красная карточка. Великие ученые.

Французский физик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Ампер).

Зеленая карточка. Физика в природе.

Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

8 этап: «ветер»

9 этап:

Красная карточка. Тест.

Зеленая карточка. Задача.

Определите напряжение на концах проводника, сопротивлением 40 Ом, если сила тока в проводнике 100 мА. (ответ: 4 В)

10 этап:

Красная карточка. Тест.

Зеленая карточка. Задача.

Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.

11 этап: «Ремонт».

12 этап:

Красная карточка. Великие открытия.

Французский физик Кулон в 1785 г, экспериментально открыл этот закон. В чем состоит этот закон.

Зеленая карточка. Опасное электричество.

Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

13 этап:

Красная карточка. Опасное электричество.

Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей, рекомендуется перемещаться маленькими шажками?

Зеленая карточка. Великие открытия

Русский физик Ленц – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего это явление.

14 этап: почта.

15 этап:

Красная карточка. Что7 Где? Как?

1. Что покажет амперметр в схеме?

2. Где допущена ошибка?

3. Как изменятся показания амперметра и вольтметра при смещении ползунка реостата вниз?

Зеленая карточка. Быстро в точку.

  1. Электрический ток направлен от…
  2. Амперметр - прибор для…
  3. Носителями электрических зарядов в металлах являются…
  4. Значение силы тока на всем участке цепи одинаково, утверждение верно для ….
  5. Вольтметр включается в цепь…

16 этап:

Красная карточка. Быстро в точку.

  1. Все потребители находятся под одним напряжением при…
  2. Действия электрического тока …
  3. Электроскоп – прибор для …
  4. Причиной сопротивления является …
  5. Разноименные заряды …

Зеленая карточка. Что? Где? Как?

1. Что покажет вольтметр на схеме?

2. Где допущена ошибка?

3.Как будут изменяться показания амперметра при передвижении ползунка реостата вправо; влево?

Та команда, которая завершит марафон первой, совершает марш – бросок на выручку своих товарищей. Отгадывают кроссворд. Таким образом все завершают марафон.

Кроссворд.

  1. Носители электрического заряда в металлах.
  2. Вещество, непроводящее электрический ток.
  3. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
  4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
  5. Итальянский ученый построивший первый источник тока.
  6. Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
  7. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
  8. Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
  9. Соединение электрических проводов.
  10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
  11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
  12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы - химические источники тока.
  13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

Ответы на кроссворд 1: 1. Электрон 2. Диэлектрик. 3. Схема. 4. Ток. 5. Вольта. 6. Провод. 7. Приемник. 8. Выключатель. 9. Цепь. 10. Полюс. 11. Цинк. 12. Гальвано. 13. Аккумулятор.

3. Подведение итога урока.

Учитель: Ребята, мы завершили с вами изучение темы «Электрические явления», на этом уроке мы с вами смогли вспомнить достаточно большой материал, который изучили по данной теме.  

4. Рефлексия

  1. Каковы наши успехи?
  • Что вы уже можете делать сами без помощи учителя?
  • Чему вы научились на уроке?

  1. Какие трудности вы испытали в процессе работы?
  • Удалось ли сразу увидеть проблему и определить предмет обсуждения?
  • Осуществлялось ли (в группе) планирование способов работы, правил взаимодействия?
  • Удалось ли обеспечить понимание вашей точки зрения другими?

  1. Что дал лично каждому из вас в плане индивидуального развития сегодняшний урок?

4. Оцените свое отношение к сегодняшнему уроку.



Предварительный просмотр:

Основные понятия

Порешаем!

  1. Одноименные заряды …
  2. Электрическое сопротивление зависит от …
  3. Электризация – это …

4. В ядре атома находятся…

В спирали электродвигателя, изготовленного из никелиновой проволоки площади поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? Удельное сопротивление 0,4 Ом мм2/м.

Основные формулы

Напишите около названия каждой физической величины или закона формулу, по которой ее можно вычислить.

Опасное электричество

Сила тока - _________

Напряжение - ___________

Мощность - ____________

Количество теплоты, выделяемое током - ________.

Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

Единицы измерения

Напишите название и обозначение физической величины, соответствующей определенной единице измерения.

Великие открытия

Ом - _________________________

А - __________________________

Дж - _________________________

В - ___________________________

Русский физик Ленц – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего это явление.

Физика в живой и неживой природе

Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусы автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

Великие ученые

Порешаем!

В 1876 г. на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским светом», «русским солнцем»?

Определите напряжение на концах проводника, сопротивлением 40 Ом, если сила тока в проводнике 100 мА.

Основные понятия

Порешаем!

1. Электрическое сопротивление обусловлено …

2. Разноименные заряды …

3. Атом состоит из …

4. Элементарный электрический заряд – это …

Какова стоимость электроэнергии, расходуется электрической плиткой мощностью 900 В за 40 мин непрерывной работы, если тариф электроэнергии  500 р/кВт∙ч.

Основные формулы

Напишите около названия каждой физической величины или закона формулу, по которой ее можно вычислить.

Опасное электричество

Закон Ома - __________

Сопротивление- _______

Закон сохранения заряда - ________

Работа тока- ________.

Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей, рекомендуется перемещаться маленькими шажками?

Единицы измерения

Напишите название и обозначение физической величины, соответствующей определенной единице измерения.

Ом ∙ мм2/м - ___________________________

Вт - __________________________________

Кл - __________________________________

Дж - __________________________________

Физика в живой и неживой природе

Великие открытия

Почему человека, застигнутого грозой, предупреждают, чтобы он не скрывался под деревом? Почему громоотвод отводит от человека молнию, а дерево, наоборот, способствует удару?

Французский физик Кулон в 1785 г, экспериментально открыл этот закон. В чем состоит этот закон.

Великие ученые

Порешаем!

Французский физик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток».

Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.

ОПЫТ! ОПЫТ! ОПЫТ!

Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, выключатель,  лампочка, соединительные провода.

Указания к работе:

1. Соберите электрическую цепь по схеме из представленного оборудования:

2. Как изменяются показания вольтметра и накал лампочки при перемещении ползунка реостата?

3. Результаты представьте в виде таблицы, постройте график зависимости силы тока от напряжения.

№ п/п

U, В

I, А

P, Вт

1

2

3

  1. Сделайте вывод о проделанной работе:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ! ОПЫТ! ОПЫТ!

Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, выключатель,  лампочка, соединительные провода.

Указания к работе:

1. Соберите электрическую цепь по схеме из представленного оборудования:

2. Замкните цепь, измерьте силу тока и напряжение на резисторе при разных положениях ползунка реостата. Вычислите количество теплоты, выделяемое на резисторе. Сопротивление указано на резисторе.

3. Результаты представьте в виде таблицы, постройте график зависимости силы тока от напряжения.

№ п/п

U, В

I, А

Q, Дж

1

2

3

  1. Сделайте вывод о проделанной работе:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТО?  ГДЕ? КАК?

1. Что покажет вольтметр на схеме?

2. Где допущена ошибка?

3.Как будут изменяться показания амперметра при передвижении ползунка реостата вправо; влево?

Быстро в точку

  1. Электрический ток направлен от…
  2. Амперметр - прибор для…
  3. Носителями электрических зарядов в металлах являются…
  4. Значение силы тока на всем участке цепи одинаково, утверждение верно для ….
  5. Вольтметр включается в цепь…

ЧТО?  ГДЕ? КАК?

1. Что покажет амперметр в схеме?

2. Где допущена ошибка?

3. Как изменятся показания амперметра и вольтметра при смещении ползунка реостата вниз?

Быстро в точку

  1. Все потребители находятся под одним напряжением при…
  2. Действия электрического тока …
  3. Электроскоп – прибор для …
  4. Причиной сопротивления является …
  5. Разноименные заряды …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс

Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме. ...

Обобщающий урок повторения по теме "Электрические явления"

Цели урока: Повторить,   систематизировать и проверить знания учащихся. Включение учеников в различные виды деятельности. Выяснить умеют ли ученики применять теоретические знания, полу...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....

Обобщающий урок-соревнование по теме «Электрические явления»

Цель данного урока: повторить и обобщить знания по теме "Электрические явления"....

Обобщающий урок сказка "Электрические явления"

Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»

Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...