Рабочая программа по физике 10-11 класс УМК Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик (базовый уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа по физике 10-11 класс УМК Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_10.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике 10-11 класс УМК Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик (базовый уровень)
Материалы в помощь учителю для составления рабочих программ по физике 10-11 класс УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. ( базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 10-11 классов УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:
- Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)
- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.
Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания.
- Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСз, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновых свойств света, фотоэффекта, излучения поглощения света атомом; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникаций.
- Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач.
- Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Курс физики 10-11 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика, элементы астрофизики.
В программе выделено 2 часа на изучение темы «Условия равновесия тел», так как она имеет большое прикладное значение, а также потому, что федеральной программой предусмотрена демонстрация по данной теме.
Федеральный базисный план отводит 140 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне по 70 часов в 10-11 классах из расчёта 2 часа в неделю.
В тематическом и поурочном планировании из 14 часов резервного времени использовано 11 часов на проведение лабораторных работ, предусмотренных в примерной программе; на отработку практических умений по применению знаний теории, на изучение «Условия равновесия тел», для обобщающих уроков.
В комментариях авторов разработки данного УМК указано, что самостоятельные работы предназначены для текущего оценивания знаний. Они включают в себя как качественные, так и расчетные задачи и дифференцированы по трем уровням сложности –начальный, средний и достаточный. Каждая самостоятельная работа рассчитана на 10-15 минут и предусматривает решение учеником только одного задания одного уровня. В предлагаемых материалах в помощь учителю соблюден авторский подход в проведении самостоятельных работ по физике. Подготовка к самостоятельным работам отражена в графе «Д/З».
В поурочном планировании отражены обязательные результаты изучения курса «Физика-10» и «Физика-11», которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы.
Тематическое планирование уроков физики УМК авт. Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. Физика 10-11
| Наименование темы | Всего часов | из них | |
Лабораторных работ | Контрольных уроков | |||
10 класс | ||||
1. | Физика и методы научного познания | 2 часа |
|
|
2. | Механика | 38 часов | 6 часов | 3 часа |
2.1 | Кинематика | 8 часов | 1. Измерение ускорения свободного падения | 1. Контрольный урок по теме «Кинематика» |
2.2 | Динамика | 17 часов | 2. Исследование движения тела под действием постоянной силы | 2. Контрольный урок по теме «Динамика» |
2.3 | Законы сохранения в механике | 11 часов | 4. Исследование упругого и неупругого столкновения тел. | 3. Контрольный урок по теме «Законы сохранения в механике» |
2.4 | Условия равновесия тел | 2 часа |
|
|
3. | Молекулярная физика и термодинамика | 28 часов | 3 часа | 2 часа |
3.1 | Молекулярно-кинетическая теория | 14 часов |
| 4. Контрольный урок по теме «Основы МКТ» |
3.2 | Основы термодинамики | 9 часов |
| 5. Контрольный урок по теме «Термодинамика» |
3.3 | Фазовые переходы | 5 часов | 7. Измерение влажности воздуха |
|
4. | Резерв времени | 2 часа |
|
|
Тематическое планирование уроков физики УМК авт. Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. Физика 10-11 | ||||
11 класс | ||||
1. | Электродинамика | 44 часа | 5 часов | 1 час |
1.1 | Электрические взаимодействия | 9 часов |
|
|
1.2 | Постоянный электрический ток | 10 часов | 1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. |
|
1.3 | Магнитные взаимодействия | 5 часов | 3. Измерение магнитной индукции |
|
1.4 | Электромагнитное поле | 5 часов |
|
|
1.5 | Оптика | 10 часов | 4. Определение показателя преломления стекла | 1. Контрольный урок по теме «Электродинамика» |
2. | Квантовая физика. Элементы астрофизики | 25 часов | 1 час | 1 час |
2.1 | Кванты и атомы | 8 часов |
|
|
2.2 | Атомное ядро и элементарные частицы | 12 часов | 6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 2. Контрольный урок по теме «Квантовая физика и физика атомного заряда» |
2.3 | Элементы астрофизики | 5 часов |
|
|
3. | Резерв времени | 1 час |
|
|
Поурочное планирование по физике, 10 класс, 2 часа в неделю
Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»
| Дата | Тема урока | Минимум содержания | Демонстрации и л. работы | Требования к уровню | Д/з | |
Демонстрации | Л. работы | ||||||
Тема 1. Физика и методы научного познания | |||||||
1/1 |
| Физика и методы познания мира | Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика |
|
| Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий | Стр |
2/2 |
| Современная физическая картина Мира | Границы применимости физических законов, Современная Картина Мира. Использование физических знаний и методов |
|
| Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя | Стр |
2. | |||||||
1/3 |
| Система отсчета. Траектория, путь, перемещение | Основная задача механика. Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение | Примеры механического движения. Относительность покоя и движения. Определите координаты пройденного пути |
|
| §1 (1.1, 1.2) Сб.з. 1.11 – 1.13; 1.14, 1.17, 1.18, 1.23-1.25, подготовка к с/р №1 |
2/4 |
| Основные характеристики движения тел | Относительность движения, решение задач |
|
|
| §1 (п1-3) |
3/5 |
| Прямолинейное равномерное движение | Мгновенная скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение | Равномерное прямолинейное движение |
| Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения | §2 (п1-3) |
4/6 |
| Прямолинейное равноускоренное движение | Ускорение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Свободное падение | Равноускоренное движение по наклонной плоскости |
| Знать физический смысл ускорения; закон равномерного движения | §3(1-2) |
5/7 |
| Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения |
|
|
|
| §5(2) |
6/8 |
| Измерение ускорения свободного падения |
|
| Л.Р. №1 Измерение ускорения свободного падения |
|
|
7/9 |
| Криволинейное движение | Траектория тела, брошенного горизонтально, направление линейной скорости при движении по окружности |
|
| Знать законы вращательного движения. Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям | §4(1,2) §5(3) Сб.з. 3.1,2, 3.7 – 3.9, 3.11, 12, 14, 15, 17, 3.24-26. Подготовка к с/р №3 |
8/10 |
| Решение задач на движение по параболе и по окружности |
|
|
|
| §4(1,2) §5(3) Сб.з. 3.5, 6,10, 16, 3.18-22, 3.27-29, 31 |
9/11 |
| Контрольный урок по теме «Кинематика» |
|
|
|
| |
10/12 |
| Первый закон Ньютона | Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта | Движение тел по инерции |
| Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике | §6(1-3), §7(1-2) сб.з. 4.1, 2, 3, 4, 4.13, 14, 4.21, 23 |
11/13 |
| Взаимодействие тел. Сила упругости | Взаимодействие и силы. Три вида сил в механике. Сила упругости. Виды деформаций. Закон Гука. Динамометр. Измерение сил. | Искривление траектории движения шарика в магнитном поле. Взаимодействие тележек. Измерение сил динамометром |
| Знать / понимать смысл понятия сила. Знать смысл величин в законе Гука | §8(1-3) 4.7, 4.9, 4.25 |
12/14 |
| Второй закон Ньютона | Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Примеры применения II закона Ньютона | Зависимость ускорения от силы |
| Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей силой | §9(1,2) |
13/15 |
| Третий закон Ньютона | Третий закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе | Опыты, иллюстрирующие III закон Ньютона |
| Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона | §10(1,2) |
14/16 |
| Три закона Ньютона. Обобщающий урок | СР №4 |
|
| Знать границы применимости законов Ньютона | §6,9,10 |
15/17 |
| Закон всемирного тяготения | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Границы применимости закона |
|
| Знать / понимать содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной | §11(1,2) |
16/18 |
| Развитие представлений о тяготении | Открытие закона тяготения. Причины тяготения. Открытие новых планет |
|
| Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли. | §15(1) |
17/19 |
| Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести | Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости | Падение тел |
| Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести» | §12(1,2) |
18/20 |
| Все тела. Невесомость. | Все тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки | Состояние невесомости |
| Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок | §13(1,2) |
19/21 |
| Движение планет и искусственных спутников Земли | Расчет орбитальной скорости спутников. Роль сил тяготения в эволюции Вселенной. Закон всемирного тяготения в объяснении некоторых явлений природы. |
|
| Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников | §15(1) |
20/22 |
| Силы трения | Сила трения покоя. Природа силы трения. Способы уменьшении и увеличения силы трения | Трение покоя, скольжения, качения. Измерение силы трения |
| Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения | §14(1-3) |
21/23 |
| Решение задач |
|
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач | §14(4) |
22/24 |
| Движение тел по наклонной плоскости | Подъем тела по наклонной плоскости. Соскальзывание тела с наклонной плоскости |
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение по наклонной плоскости | §15(2) |
23/25 |
| Движение тел по окружности | Движение автомобиля по выпуклому мосту. Вращение тела на нити |
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение тела по окружности | §15(3) |
24/26 |
| Исследование движения тела под действием постоянной силы |
|
| Л.Р.№2 | Уметь строить график траектории движения тела, брошенного горизонтально |
|
25/27 |
| Изучение движения тела под действием Fт и Fупр по окружности |
|
| Л.Р. №3 | Уметь выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты , объяснять справедливость второго закона Ньютона при движении тела по окружности |
|
26/28 |
| Контрольная работа по теме «Динамика» |
|
|
|
|
|
27/29 |
| Импульс. Закон сохранения импульса | Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса | Взаимодействие двух шаров или тележек |
| Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; знать/понимать смысл закона сохранения импульса | §16(1,2) |
28/30 |
| Реактивное движение | Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач | Движение модели ракеты |
| Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике. | §17 (1,2) |
29/31 |
| Механическая работа и мощность | Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость | Определение работы при перемещении бруска |
| Знать/понимать смысл понятия работа и мощность | §18(1,2) |
30/32 |
| Закон сохранения энергии | Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии | Энергия тела, поднятого на некоторую высоту, энергия пружины, зависимость кинетической энергии от массы и скорости тела. Переход потенциальной энергии в кинетическую |
| Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии | §19 |
31/33 |
| Решение задач на закон сохранения энергии |
|
|
| Уметь применять теоретические знания закона сохранения энергии при решении задач | Подготовка к с/р №9 |
32/34 |
| Повторение темы «Подготовка к контрольной работе» |
|
|
| Повторить основные знания понятий и законов темы «Механики» | Подготовка к к/р №1 |
33/35 |
| Контрольная работа по теме «Механика» |
|
|
|
|
|
Тема 3. Статика 3 часа | |||||||
1/36 |
| Равновесие тел при отсутствии вращения | Понятие равновесия. Статика, условие равновесия при отсутствии вращения, разложение сил на составляющие. | Прибор по статике с магнитными держателями. |
| Знать/понимать смысл понятия равновесия, условие равновесия. Уметь раскладывать силы на составляющие. | Записи в тетради. |
2/37 |
| Равновесие тел с закрепленной осью вращения. | Момент силы, плечо силы, условие равновесия тел с закрепленной осью вращения (правило моментов) | Диск с осью вращения, грузы на нити, динамометр демонстрационный. |
| Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел с осью вращения, уметь находить плечо силы, решать задачи на правило моментов. | Записи в тетради. |
3/38 |
| Устойчивость равновесия тел. | Центр тяжести, виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Равновесие тел на опорах. | Шарик на выпуклой и вогнутой поверхностях, линейка, призма с отвесом. |
| Знать/понимать смысл понятия центр тяжести, уметь определять виды и условия равновесия. | Записи в тетради. |
Тема 4. Механические колебания и волны 4 часа | |||||||
1/39 |
| Механические колебания. | Понятие механических колебаний, примеры, характеристики, условия возникновения колебаний, свободные, гармонические колебания, уравнение гармонических колебаний, периоды пружинного и математического маятников. | Шарик на нити, две пружины разной житкости, два груза разной массы. |
| Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний. | § 21 |
2/40 |
| Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. | Превращение энергии при колебаниях, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс. | Шарик на нити. |
| Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях.
| § 22. |
3/41 |
| Механические волны. | Механические волны, характеристики и свойства волн. Скорость волны. Интерференция волн. Поперечные и продольные волны. | Волновая машина, шнур. |
| Знать/понимать смысл понятия механическая волна, уметь объяснять условия возникновения различных видов волн. | § 23 (1) |
4/42 |
| Звук. | Звуковые волны, ультразвук и инфразвук, характеристики звука, акустический резонанс. | Камертоны на резонаторных ящиках. |
| Знать/понимать смысл понятия звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук. | § 23 (2) |
Тема 5. Молекулярно-кинетическая теория 19 часов | |||||||
1/43 |
| Основные положения МКТ. | Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. | Броуновское движение – модель, диффузия в газах, взаимодействующих молекул. |
| Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ. | § 24. |
2/44 |
| Масса и размеры молекул. Количество вещества. | Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро. |
|
| Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы. | § 25. |
3/45 |
| Температура в МКТ газов. | Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры, абсолютная температура, соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. | Измерение температуры. |
| Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров. | § 26. |
4/46 |
| Изопроцессы в газах. | Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. | Зависимость давления от объема (на приборе для д/газовых законов). Зависимость объема газа от температуры. Зависимость давления газа от температуры. |
| Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем. | § 27. |
5/47 |
| Решение задач на изопроцессы. |
|
|
| Уметь решать задачи на применение газовых законов. | Подготовка к с/р №11 |
6/48 |
| Решение графических задач на изопроцессы. |
|
|
| Уметь определять характер физического процесса по графику. | Подготовка к с/р №12. |
7/49 |
| Уравнение состояния идеального газа. | Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клайперона. Закон Авогадро. | Зависимость между объёмом, давлением, температурой. |
| Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа. | § 27. |
8/50 |
| Решение задач по теме «Уравнение состояния газа». |
|
|
| Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами. | Подготовка к с/р №13. |
9/51 |
| Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул. | Модель давления газа. |
| Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров. | § 28 (1) |
10/52 |
| Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа. | Температура – мера средней кинетической энергии молекул, постоянная Больцмана. Зависимость давления газа от его концентрации и температуры. |
|
| Знать/понимать смысл понятия температура – мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана. | § 28 (2,3) |
11/53 |
| Измерение скоростей молекул газа. | Опыт Штерна (таблица). |
|
| Уметь объяснять опыт по определению скорости движения молекул. | § 29. |
12/54 13/55 |
| Состояния вещества. | Сравнение газов, жидкостей и твердых тел, кристаллические и аморфные тела, поверхностное натяжение, смачивание, капиллярность. | Сохранность формы твердого тела, неизменность объёма воды при переливании, набор кристаллических и аморфных тел, обнаружение поверхностного натяжения, явление смачивания, капиллярности. |
| Уметь объяснять свойства вещества на основе МКТ, явления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности. | § 30. |
14/56 |
| Измерение поверхностного натяжения жидкости. |
|
| Л.Р. №4 | Уметь измерять поверхностное натяжение жидкости. |
|
15/57 |
| Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. | Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления и кристаллизации твердых тел. Удельная теплота плавления. | Модели кристаллических решеток. Наблюдение за процессами плавления и кристаллизации. |
| Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации. | § 35 (1). |
16/58 |
| Измерение удельной теплоты плавления льда. |
|
| Л.Р. №5 | Уметь определять удельную теплоту плавления льда. |
|
17/59 |
| Испарение и конденсация. | Испарение и конденсация, молекулярная картина испарения, кипения, удельная теплота парообразования. Зависимость скорости испарения от площади поверхности, температуры, движения воздуха, охлаждение жидкости при испарении, кипение воды при пониженном давлении. |
|
| Уметь объяснять процессы испарения и конденсации на основе МКТ. | § 35 (2). |
18/60 |
| Влажность воздуха. | Насыщенный и ненасыщенный пар, абсолютная влажность, относительная влажность, зависимость влажности от температуры, способы определения влажности. | Устройство и применение гигрометра и психрометра. |
| Знать/понимать смысл понятия влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность. | § 35 (2). |
19/61 |
| Измерение относительной влажности воздуха. |
|
| Л.Р. №6 | Уметь измерять влажность воздуха. |
|
Тема 6. Термодинамика 6 часов | |||||||
1/62 |
| Внутренняя энергия. | Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. | Способы измерения внутренней энергии. |
| Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия. | § 31 (1,2). |
2/63 |
| Работа в термодинамике. | Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной. | Работа при измерении объема газа. |
| Знать/понимать термодинамический смысл понятия работа. | § 31 (3). |
3/64 |
| Первый закон термодинамики. Следствия из первого закона термодинамики. | Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики. |
|
| Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам. |
|
4/65 |
| Решение задач на первый закон термодинамики. |
|
|
| Уметь применять первый закон термодинамики при решении задач. |
|
5/66 |
| Тепловые двигатели. | Принцип работы тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду. |
|
| Уметь объяснять принципы работы тепловых машин, экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин. | § 32. |
6/67 |
| Контрольный урок по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» |
|
|
|
|
|
Поурочное планирование по физике, 11 класс, 2 часа в неделю
Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»
№ | Дата | Тема урока | Минимум содержания | Демонстрации и л. работы | Требования к уровню | Д. задания | |
Демонстрации | Л.. р. | ||||||
Тема 1. Электродинамика 44 часа | |||||||
1. Электрические взаимодействия 9 часов | |||||||
1/1 |
| Природа электричества | Природа электричества, электризация тел, электрический заряд, закон сохранения заряда | Электризация тел, взаимодействие наэлектризованных тел |
| Знать роль электрического взаимодействия в строении атома, закон сохранения заряда, смысл понятия электрический заряд | §1 (п1-3) |
2/2 |
| Взаимодействие электрических зарядов | Точечный заряд. Закон Кулона. Единица заряда. Элементарный заряд. | Схема-таблица опыта Кулона |
| Знать физический смысл закона Кулона и границы его применимости | §2(п1-3) |
3/3 |
| Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей. | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость поля. Принцип суперпозиции. Напряжённость поля точечного заряда. Линии напряжённости. | Обнаружение электрического поля, отклонение стрелки электрометра. Опыты с султанами |
| Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля. | §2 (п3) |
4/4 |
| Проводники в электростатическом поле | Что такое проводники? Электрическое поле внутри проводника. Электростатическая защита. | Распределение заряда на поверхности проводника. Электростатическая индукция |
| Уметь объяснять явления на основе электронной теории, происходящие в проводниках | §1 (п1) |
5/5 |
| Диэлектрики в электростатическом поле | Что такое диэлектрик? Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. | Распределение заряда на поверхности диэлектрика |
| Уметь объяснять явления, происходящие в диэлектрике с помощью электронной теории | §4 (п2) Сб.з. №2.8, 9, 10 |
6/6 |
| Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле | Работа при перемещении заряда в электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Единица разности потенциалов. | Измерение разности потенциалов |
| Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля | §5 (п1,2) |
7/7 |
| Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью | Единица напряжённости. Эквипотенциальные поверхности. От чего бывают грозы? | Эквипотенциальные поверхности |
| Знать связь между силовой и энергетической характеристикой электростатического поля | §5 (п3,4) |
8/8 |
| Электроёмкость | Понятие электроёмкости. Единица электроёмкости. Конденсаторы. | Неодинаковые изменения потенциала двух изомеров проводников различного размера |
| Знать смысл электроемкости | §6 (п1) №3.11-14 |
9/9 |
| Электроёмкость плоского конденсатора | Электроёмкость конденсатора. Энергия электрического поля. Соединение конденсаторов | Зависимость электроёмкости конденсатора от диэлектрика и расстояния между пластинами, площади поверхности |
| Знать смысл ёмкости системы проводников | §6 (п1-2) |
2. Постоянный электрический ток 10 часов | |||||||
10/10 |
| Электрический ток. Сила тока | Электрический ток. Сила тока. Действия тока | Источники тока. Действие тока |
| Знать смысл понятия электрический ток и сила тока | §7 (п1-3) |
11/11 |
| Определение заряда электрона. |
|
| Лабораторная работа №1«Определение заряда электрона» |
|
|
12/12 |
| Закон Ома для участка цепи | Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица R, удельное сопротивление. Сверхпроводимость. | Зависимость I от U и зависимость I от R | Лабораторный опыт Измерение R омметром | Знать зависимость силы тока от напряжения | §8 (п1-3) |
13/13 |
| Последовательное и параллельное соединение проводников | Соединение проводников | Измерение I и U с последовательным соединением. Измерение I и U с параллельным соединением |
| Знать закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников | §9 (п1-3) |
14/14 |
| Измерение силы тока и напряжения | Решение задач на смешанное соединение проводников |
|
| Уметь измерять силу тока и напряжение и вычислять их в расчёте электрических цепей | §9 (п4) |
15/15 |
| Работа силы тока. Закон Джоуля-Ленца | Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Устройство и принцип действия электронагревательных приборов | Нагревание проводников электрическим током |
| Знать о преобразовании энергии в электрическом проводнике; знать соотношение количества теплоты, силы тока и сопротивления | §10 (п1) |
16/16 |
| Мощность электрического тока | Мощность тока. Решение задач | Измерение мощности с помощью амперметра и вольтметра |
| Уметь рассчитывать мощность тока | §10 (п2) |
17/17 |
| Закон Ома для полной цепи | Источник тока. Сторонние силы ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | Закон Ома для полной цепи |
| Знать роль источника тока | §11 (п1,2) |
18/18 |
| Следствия из закона Ома для полной цепи | Напряжение на полюсах разомкнутого источника тока. Короткое замыкание. Решение задач | Напряжение на полюсах замкнутого и разомкнутого источника тока. |
| Знать зависимость силы тока и напряжения от внешнего сопротивления | §11 (п.2,3) |
19/19 |
| Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока |
|
| Лабораторная работа №2 | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления |
|
3. Магнитные взаимодействия 5 часов | |||||||
20/1 |
| Взаимодействие магнитов и источников | Простейшие магнитные свойства веществ. Взаимодействие проводников с током. Единица силы тока. Гипотеза Ампера | Взаимодействие простейших магнитов, проводника с током и магнитной стрелки |
| Уметь объяснять магнитное взаимодействие | §12 (п1-4) |
21/2 |
| Магнитное поле | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на рамку с током. Модуль вектора индукции магнитного поля | Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током |
| Знать/понимать смысл понятия магнитное поле, как вид материи | §13 (п1) |
22/3 |
| Сила ампера и сила Лоренца | Сила Ампера и закон Ампера. Сила Лоренца | Действие магнитного поля на проводник с током |
| Знать/понимать смысл понятия сила Лоренца и сила Ампера | §13 (п2) |
23/4 |
| Измерение магнитной индукции |
|
| Лабораторная работа №3 | Уметь измерять значение вектора магнитной индукции |
|
24/5 |
| Линии магнитной индукции | Графическое изображение магнитных полей |
|
| Знать графическое изображение магнитного поля | §13 (п3) |
4. Электромагнитное поле 10 часов | |||||||
25/6 |
| Электромагнитная индукция | История открытия явления. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции | Опыты по демонстрации явления электромагнитной индукции |
| Знать/понимать явление электромагнитной индукции; значение этого явления для физики и техники | §14 (п) |
26/7 |
| Закон электромагнитной индукции | Причины возникновения индукционного тока. Вихревое электрическое поле. Закон электромагнитной индукции. Применение вихревого электрического поля | Зависимость ЭДС от скорости изменения магнитного потока |
| Знать/пон7имать понятие вихревого электрического поля; ЭДС индукции | §14 (п2,3) |
27/8 |
| Правило Ленца | Направление индукционного тока. Правило Ленца и закон сохранения энергии | Демонстрация правила Ленца |
| Знать правило определения направления индукционного тока на основе закона сохранения энергии | §15 (п1) |
28/9 |
| Явление самоиндукции | Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. | Явление самоиндукции при замыкании ключа |
| Знать/понимать смысл явления самоиндукции |
|
29/10 |
| Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление энергии | Энергия магнитного поля. Расчёт энергии магнитного поля. Основное свойство электрической энергии. Производство, передача, потребление электроэнергии |
|
| Знать/понимать смысл понятия энергия магнитного поля; пути развития энергетики. | §16 (п1,2) |
30/11 |
| Трансформатор | Назначение трансформаторов. Устройство и принцип работы трансформатора. Коэффициент трансформации | Устройство трансформатора |
| Знать устройство и принцип действия трансформатора | §16 (п2) |
31/12 |
| Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | Электромагнитное взаимодействие. Электромагнитное поле. Опытное подтверждение существования электромагнитных волн. Давление света | Схема опыта Герца. Радиометр |
| Знать условия возникновения и существования электромагнитных волн | §17 |
32/13 |
| Контрольная работа по теме «Электродинамика» |
|
|
|
|
|
33/14 |
| Передача информации с помощью электромагнитных волн | Из истории изобретения радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн. Перспективы электронных средств связи | Таблица-схема «Радио А.С.Попова» |
| Знать принципы радиотелефонной связи | §18 С/р №14 |
5. Оптика | |||||||
34/1 |
| Законы геометрической оптики | Основные понятия геометрической оптики. Прямолинейное распространение света, отражение и преломление света. Полное внутреннее отражение | Прямолинейное распространение света. Отражение света. Преломление света |
| Знать смысл закона геометрической оптики | §19Подготовка к с/р №15 |
35/2 |
| Определение показателя преломления стекла |
|
| Лабораторная работа №4 | Знать способ определения показателя преломления стекла. Уметь подобрать необходимое оборудование, составить план |
|
36/3 |
| Линзы | Линзы. Ход лучей в линзах. Фокусное расстояние и оптическая сила | Прохождение света через собирающую и рассеивающую линзу. Получение изображений с помощью линз |
| Знать смысл понятия линзы и их физические свойства | §20 (п1,2) |
37/4 |
| Построение изображений с помощью линз | Построение изображений с помощью двух лучей |
|
| Уметь применять знания на практике, при решении графических задач | §20 (п3),Подготовка к с/р №16 |
38/5 |
| Глаз и оптические приборы | Оптические свойства глаза фотоаппарат, Микроскоп, телескоп | Модель глаза. Лупа, микроскоп, схема телескопа |
| Знать смысл понятия глаз – оптическая система, устройство и назначение фотоаппарата, лупы, микроскопа, телескопа | §21 (п1-3) |
39/6 |
| Цвет | Дисперсия света. Окраска предметов. Применение явления дисперсии | Явление дисперсии на стеклянной призме |
| Знать смысл понятия дисперсия света, уметь объяснять с помощью волновой теории | §23 (п1-3) |
40/7 |
| Интерференция света | Принцип независимости световых пучков. Когерентность. Интерференция. Практическое применение интерференции света | Интерференция света в тонких плёнках |
| Знать смысл понятия когерентные источники, знать определения явления интерференции на практике | §22 (п1) |
41/8 |
| Дифракция света |
| Дифракция от щели (между двумя ручками), на капроновой ленте, на диске |
| Знать сущность явления дифракции, условия и его наблюдение | §22 (п2,3) |
42/9 |
| Определение спектральных границ чувствительности глаза |
|
| Лабораторная работа №5 |
|
|
43/10 |
| Невидимые лучи | Инфракрасные, ультрафиолет и видимое излучение |
|
| Знать свойства электромагнитных излучений, их взаимосвязь с частотой | §23 (п4) |
Тема 2. Квантовая физика. Астрофизика 25 часов | |||||||
44/1 |
| Зарождение квантовой теории | «Ультрафиолетовая катастрофа», Гипотеза Планка, явление фотоэффекта, Опыты Столетова, законы фотоэффекта. | Таблица «Опыт Столетова» |
| Знать историю зарождения квантовой теории, суть явления фотоэффекта, законы фотоэффекта | §24 (1,2) |
45/2 |
| Применение фотоэффекта | Объяснение законов на основе волновой и квантовой теории, фотон и его характеристики, применение явления в фото-элементах и в фотосопротивлениях | Таблицы «Фото-элемент», «Фотосопротивление» |
| Знать объяснение явления фотоэффекта, уметь решать задачи на закон фотоэффекта и характеристики фотона. | §25 (3,2) |
46/3 |
| Строение атома | Модель Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Недостатки планет. Модели | Таблица «Опыт Резерфорда» |
| Знать опыт Резерфорда, строение атома по Резерфорду | §26 (1,2) |
47/4 |
| Теория атома Бора | Постулаты Бора. Следствия из них |
|
| Знать путь выхода из кризиса классической физики, постулаты Бора | §26 (3) |
48/5 |
| Атомные спектры | Спектры, условия их получения. Спектральные аппараты, спектральный анализ, атомные спектры и теория Бора | Спектроскоп. Таблица «Линейчатые спектры, спектры поглощения» |
| Уметь различать спектры излучения и поглощения. Знать роль спектрального анализа в науке и технике. | §27 |
49/6 |
| Наблюдения сплошного и линейчатого спектров |
|
| Лабораторная работа №6 | Знать порядок спектров излучения, различать по спектральным линиям вещества |
|
50/7 |
| Лазеры | Спонтанное и вынужденное излучения. Квантовые генераторы. Применение лазеров | Таблица «Лазер» |
| Знать устройство и принцип действия квантового генератора. | §28 |
51/8 |
| Корпускулярно-волновой дуализм | Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Принцип соответствия Бора |
|
| Знать смысл двойственности природы света | §29 |
52/9 |
| Атомное ядро | Открытие протона, нейтрона; протонно-нейтронная модель; ядерные силы |
|
| Знать историю открытия протона и нейтрона, а также имена учёных связанных с историей создания модели ядра. | §30 (1,2) |
53/10 |
| Радиоактивность | Открытие радиоактивности, свойства излучений. Радиоактивный распад. | Таблица «Альфа, бета и гамма излучений» |
| Знать сущность явления радиоактивности, свойства ?- ?- и ?-излучений | §31 (1,2) |
54/11 |
| Радиоактивные превращения | Правила смещения. Период полураспада. Закон радиоактивного распада |
|
| Знать правило смещения, уметь составлять ядерные реакции и решать задачи на период полураспада | §31 (2,3) |
55/12 |
| Ядерные реакции | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций |
|
| Знать сущность превращения химических элементов | §32 (1) |
56/13 |
| Энергия связи. Дефект масс | Прочность ядер, дефект масс, удельная энергия связи, реакции синтеза и деления ядер |
|
| Знать смысл понятия прочности атомных ядер; «дефекта масс» | §32 (2,3) |
57/14 |
| Деление ядер урана | Цепная ядерная реакция. Коэффициент размножения | Таблица «Деление ядра урана» |
| Знать процесс деления ядер урана, его причины и следствия. | §33 (1) |
58/15 |
| Ядерный реактор | Основные элементы ядерного реактора; преобразование ядерной энергии в электрическую. Перспективы и проблемы ядерной энергетики | Таблица «Ядерный реактор» |
| Уметь объяснять устройство и принцип действия ядерного реактора | §33 (2,3) |
59/16 |
| Классификация элементарных частиц | Три этапа в развитии физики элементарных частиц | Таблица элементарных частиц |
| Знать понятие «элементарной частицы», о многообразии частиц микромира | §34 (1,2) |
60/17 |
| Открытие позитрона. Античастицы | Открытие позитрона. Аннигиляция. Античастицы. Антивещество |
|
| Знать понятие аннигиляция | §34 (3) |
61/18 |
| Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра» |
|
|
| Повторить основные понятия, законы, явления, подготовка к контрольной работе. |
|
62/19 |
| Контрольная работа по теме «Квантовая физика», физика атомного ядра |
|
|
|
|
|
63/20 |
| Размеры Солнечной системы | Размер и форма Земли. Расстояние до Луны. Орбиты планет. Размеры солнца и планет |
|
| Знать методы определения расстояний и размеров небесных тел | §35 |
64/21 |
| Природа тел Солнечной системы | Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной Системы |
|
| Знать природу тел солнечной системы | §36 |
65/22 |
| Солнце и другие Звёзды | Солнце. Виды звёзд. Эволюция звёзд разной массы |
|
| Знать природу звёзд и этапы их эволюции | §37,38 |
66/23 |
| Галактики и Вселенная | Наша Галактика. Другие галактики. Расширение вселенной. Большой взрыв. |
|
| Знать типы галактик, понятие метагалактика | §39 |
67/24 |
| Современная научная картина мира. |
|
|
|
|
|
Список литературы
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень , 10-11 классы.
- «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.
Издательство «Илекса».
- УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
- УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,
- УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
- УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 –е издание
- УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание
- УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
- УМК «Физика -11». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,
- УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
- УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, . Методические материалы, 2-е издание
- УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание
- Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,
- Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,
- Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике 10-11 класс(базовый уровень) к учебнику Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
...
Рабочая программа по предмету Информатика 11 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю) базовый уровень
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и...
Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Кабардина, под редакцией Пинского (углубленный-профильный уровень),по 1 стандарту,учитель Ковтун А.М.
Рабочая программа для 10 класса по физике для учебника Кабардина,под ркедакццией Пинского (углубленный уровень) Программа рассчитана на 5 часов в неделю....
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2020 г
Рабочая программа для 7 класса по алгебре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), из расчёта 3 часа в...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2022 г
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2023 г
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа к учебнику Алгебра 7 класс под. ред. Теляковского 3 ч в неделю (Базовый уровень) 2024 г обновлённый фгос
Рабочая программа учебного курса «Алгебра» базового уровня для обучающихся 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...