Самоанализ педагогической деятельности
статья по физике на тему

Нафеева Резеда Анверовна

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход  на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование  своих профессиональных компетенций. В межаттестационный период повышала своё профессиональное мастерство в различных формах: через самообразование, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, что позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня  обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя физики и  средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение,  делать  открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

      

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход  на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование  своих профессиональных компетенций. В межаттестационный период повышала своё профессиональное мастерство в различных формах: через самообразование, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, что позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня  обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы. Моя цель как педагога, как учителя физики и  средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение,  делать  открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

          Приходя на урок, хочется, чтобы  ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали.  Приняв как аксиому тезис « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность « включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих  результатов. Эти результаты  выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными  в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении. Среди учащихся нет тех, кто испытывал бы  отрицательное отношение к предмету. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, проектирование урока на деятельностной основе ,даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся. Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно при частично - поисковом и исследовательском методе решения учебной проблемы. Их я использую при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроков, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им увидеть проблему, выдвинуть гипотезы, поставить задачу и найти ее решение. Изучение нового, построенное с учетом цикла научного познания, помогает учащимся выделить структуру изучаемого явления, проследить логическую последовательность, составить опорный конспект.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач считаю групповую и парную  работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы,  я решаю в работе с учащимися  следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, опорных конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно- познавательные компетенции.

Особенности современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом, а количество часов, отводимых на его изучение,  уменьшается.  Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять и принять. Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие  трудности и теряет интерес,  как к процессу учения, так и к самому предмету. Для решения этой проблемы я  учу детей  технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах,  а главное качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.

         Методическая тема, над которой я работаю, -  «Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе».

 В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов.  Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных

заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся считаю:

     овладение всеми учащимися знаниями на уровне Госстандартов;

  • участие учащихся в предметной олимпиаде на уровне города, региона, России .
  • повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности; наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;
  • участие учащихся в научно – исследовательской работе.(1место в городском конкурсе 2010году тема «Исследование физических и химических свойств сливочного масла».)

     успешное  прохождение итоговой аттестации по предмету (в 2009/20010 уч.году средний балл 56,8% ,выше российского) .

 Знаю и пробую жить интересами своих учеников, в курсе их проблем, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.  На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного  источника знаний.  Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.

         При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают  критерии оценок.

         С целью формирования  рефлексивных умений школьников, применяю  самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность.  Учу детей методам контроля и оценок. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели. На целевых уроках знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее

изучения, а также с  четкими критериями оценки достигнутых результатов. Учет работы ведут сами учащиеся, но он  гласный, т.е. известный всему классному коллективу. Самооценка постоянно соотносится с внешней оценкою своих товарищей и учителя.

          Родители также знакомы с  требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми,  я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания и консультации для родителей.   Обладаю хорошей работоспособностью, усердием, стремлением к самообразованию, коллеги ценят во мне эти качества, и с их стороны я всегда нахожу понимание и поддержку.

         В повышении своего профессионального мастерства  большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет- ресурсы для своей методической подготовки  и организации методической работы в школе.

Принимала участие в 7 Региональном научно – методическом семинаре учителей физики общеобразовательных школ , лицеев, гимназий

«Современные аспекты преподавания физики :школа –колледж- университет»(13.05.2008).

Научно –образовательной конференции «Современные методы преподавания физики»(30.04.10)

Несмотря на то, что в школе проработано много лет, в работе сталкиваюсь с трудностями.

Методическое обеспечение: большой выбор учебников, однако трудно найти такой, содержание которого  соответствовало бы современным требованиям, по которому было бы легко организовать самостоятельную познавательную деятельность, найти задания, рассчитанные на различный уровень усвоения, с заданными критериями оценок. Отсутствуют задания, по которым можно было бы организовать  работу по обучению школьников методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля. Поэтому построение урока требует большого педагогического мастерства, творчества учителя и времени.

 Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого,  приводит к некоторому перекосу в сторону  учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю на уроке больше времени в ущерб способным детям.

Над решением этих проблем я и планирую работать в дальнейшем.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...