Рабочая программа учебной дисциплины физика
рабочая программа по физике на тему
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Россииот 29.05.2007 № 03-1180).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odp_12_fizika.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
министерство образования саратовской области
ГБОУ СО СПО «ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОСНОВНАЯ Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
2013 г.
Основная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальностям среднего профессионального образования (далее СПО): 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий (базовой подготовки), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки), 270841 Монтаж, эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовой подготовки), 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовой подготовки),140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГБОУ СО СПО «Вольский технологический колледж»
Разработчики:
Нарватова Валентина Борисовна преподаватель физики ГБОУ СО СПО «Вольский технологический колледж»
Рекомендована Экспертной комиссией Министерства образования Саратовской области.
Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.
©
©
©
©
©
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Основная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий (базовой подготовки); 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки); 270841 Монтаж, эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовой подготовки), 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовой подготовки),140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» (базовой подготовки).
Основная программа учебной дисциплины может быть использована для изучения в учреждениях НПО и СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- cмысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие науки.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 254 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 254 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 169 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа с литературой, решение задач, подготовка к тестированию, подготовка рефератов. | 85 35 20 6 24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение
| Физика – наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применения. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 1 |
Раздел 1. Механика | 36 | ||
Тема 1.1 Основы кинематики | Относительность механического движения. Системы отсчета | 2 | 1 |
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. | 2 | 1 | |
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. | 2 | 1 | |
Тема 1.2 Основы динамики | Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. | 2 | 1 |
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. | 2 | 1 | |
Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 2 | 1 | |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | Закон сохранения импульса и реактивное движение. | 2 | 1 |
Закон сохранения механической энергии. | 2 | 1 | |
Работа и мощность. | 2 | 1 | |
Тема 1.4 Колебания и волны | Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. | 2 | 1 |
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. | 2 | 1 | |
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы | 12 | ||
1.Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 3 | ||
2.Изучение равноускоренного движения | 3 | ||
3.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | 3 | ||
4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчёт всех видов движения.. Определение равнодействующей всех сил, приложенных к телу. Определение механической работы. Определение кинетической и потенциальной энергий. Оформление лабораторных работ. | 18 | ||
Раздел 2. Молекулярная физика | 30 | ||
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. | 2 | 1 |
Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 2 | 1 | |
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. | 2 | 1 | |
Тема 2.2 Газовые законы | Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. | 2 | 1 |
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. | 2 | 1 | |
Тема 2.3 Взаимное превращение жидкостей и газов | Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. | 2 | 1 |
Тема 2.4 Основы термодинамики | Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | 2 | 1 |
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необходимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: | 14 | ||
5. Измерение влажности воздуха. | 4 | ||
6. Измерение поверхностного натяжения жидкости. | 4 | ||
7. Наблюдение роста кристаллов из раствора. | 6 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Определение массы молекул, давления, объёма идеального газа. Определение относительной влажности воздуха. Определение работы в термодинамике и количества теплоты. Определение КПД тепловых двигателей. Оформление лабораторных работ. | 16 | ||
Раздел 3. Электродинамика | 82 | ||
Тема 3.1 Электростатика | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон кулона. | 2 | 1 |
Электрическое поле. Напряженность поля. | 2 | 1 | |
Потенциал поля. Разность потенциалов. | 2 | 1 | |
Проводники в электрическом поле. | 2 | 1 | |
Диэлектрики в электрическом поле. | 2 | 1 | |
Электрическая емкость. Конденсатор. | 2 | 1 | |
Соединение конденсаторов в батарею. Энергия электрического поля. | 2 | 1 | |
Тема 3.2 Законы постоянного тока | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. | 2 | 1 |
Закон Ома для полной и участка цепи. | 2 | 1 | |
Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. | 2 | 1 | |
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока. | 2 | 1 | |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. | 2 | 1 | |
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | 2 | 1 | |
Тема 3.3 Магнитное поле и электромагнитная индукция | Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. | 2 | 1 |
Сила Ампера. Принципы действия электродвигателя. | 2 | 1 | |
Электроизмерительные приборы. | 2 | 1 | |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. | 2 | 1 | |
Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. | 2 | 1 | |
Тема 3.4 Электрический ток в различных средах | Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. | 2 | 1 |
Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергоснабжения. | 2 | 1 | |
Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. | 2 | 1 | |
Действующие значения силы тока и напряжения. | 2 | 1 | |
Техника безопасности при работе с электрическим током | 2 | 1 | |
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. | 2 | 1 | |
Колебательный контур. Электрический резонанс. | 2 | 1 | |
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. | 2 | 1 | |
Принципы радиосвязи и телевидения. | 2 | 1 | |
Тема 3.5 Световые волны | Свет как электромагнитная волна. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. | 2 | 1 |
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. | 2 | 1 | |
Тема 3.6 Излучение и спектры | Интерференция и дифракция света. Дисперсия. | 2 | 1 |
Спектры испускания и поглощения. Рентгеновские лучи. | 2 | 1 | |
Оптические приборы. Разрешающие способности оптических приборов. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: | 18 | ||
8. Изучение закона Ома для участка цепи. | 3 | ||
9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 3 | ||
10. Изучение явления электромагнитной индукции. | 3 | ||
11. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. | 3 | ||
12. Измерение индуктивности катушки. | 3 | ||
13. Изучение интерференции и дифракции света. | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчёт электрической емкости, напряженности поля, силы взаимодействия электрических разрядов. Расчёт электрических цепей. Расчёт массы вещества, выделяемой при электролизе. Расчёт силы магнитного поля при перемещении проводника с током и электрических разрядов. Определение электромагнитной индукции. Определение мгновенных, максимальных и действующих значений тока, напряжения и ЭДС. Оформление лабораторных работ. | 42 | ||
Раздел 4. Строение атома и квантовая физика | 12 | ||
Тема 4.1 Атомная физика | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | 2 | 1 |
Тема 4.2 Физика атомного ядра | Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантовые энергии. Принцип действия и использование лазера. | 2 | 1 |
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 2 | 1 | |
Лабораторные работы: | 6 | ||
14. Изучение треков АЛЬФА частиц. | 6 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | 2 | ||
| 1 | ||
Оформление лабораторных работ | 1 | ||
Раздел 5. Эволюция вселенной | 7 | ||
Тема 5.1 Термоядерный синтез | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. | 2 | 1 |
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. | 2 | 1 | |
Тема 5.2 Солнечная система | Образование планетных систем. | 2 | 1 |
Солнечная система | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Астрономические наблюдения. | 7 7 | ||
Всего: | 254 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Физика».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочее пространство по количеству обучающихся;
- электроизмерительные приборы, заземляющие устройства, трансформаторы, набор соединительных элементов и электроприборов;
- набор медицинских средств и медикаментов аптечки.
Технические средства обучения:
- компьютеры, принтер, сканер, интернет, мультимедийные средства обучения;
- рабочее место преподавателя, автоматизированные места для обучающихся для выполнения виртуальных лабораторных работ, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. Учебник для 10 кл. – М.: Мнемозина, 2009.
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. Учебник для 11 кл. – М.Мнемозина, 2009.
- Громов С.В. Физика: механика, теория относительности, электродинамика. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
- Громов С.В. Физика: оптика, тепловые явления, строение и свойства вещества. Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
- Касьянов В.А. Физика, 11 кл Учебник для . общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2011.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
- Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. – М., Просвещение 2009.
- Мякишев Г.Я. Буховцев Н.Н., Сотский Н.Н. Физика : учебник. 10- е издание. – М., Просвещение, 2012.
- Рымкевич А.П. Физика : задачник – М., Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы
- Электронная библиотека. Форма доступа: http://www.sci-lib.com/
- Экологический портал. Форма доступа: http://ecoportal.su/public.php
- Федеральные образовательные ресурсы. Форма доступа:
- Федеральный информационно-образовательный портал. Форма доступа: http://edu.ru.
- Средства массовой информации образовательной направленности. Форма доступа: http://www.newseducation.ru.
- Энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Форма доступа: http://edu-all.ru.
7. Новая электронная библиотека. Форма доступа: http://newlibrary.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект. | решение задач, выполнение лабораторных работ, индивидуальных заданий. |
отличать гипотезы от научных теорий. | решение задач, выполнение лабораторных работ. |
делать выводы на основе экспериментальных данных. | выполнение лабораторных работ и исследований. |
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. | решение задач, выполнение лабораторных работ, индивидуальных заданий и исследований. |
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров. | решение задач, выполнение лабораторных работ |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | решение задач, выполнение лабораторных работ |
применять полученные знания для решения физических задач. | решение задач, выполнение лабораторных работ |
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. | решение задач, выполнение лабораторных работ |
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей. | решение задач, выполнение лабораторных работ |
Знания: | |
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная. | тестирование, экзамен |
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд. | тестирование, экзамен |
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта. | тестирование, экзамен |
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие науки. | тестирование, экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ФИЗИКА для профессии Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовател...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»
Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»....
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 «Машинист крана» (крановщик)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 12.01.01 «Наладчик оборудования оптического производства»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 12.01.01 «Наладчик оборудования оптического произв...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.05 «Слесарь по ремонту городского электротранспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...