урок физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Звук. Физика. 9 класс.
Учитель физики МОУ «СОШ № 34» г. Воркуты Сударева Лариса Степановна.
Цели урока:
а) образовательные:
- формирование знаний по теме «Звук» на частично репродуктивном и частично поисковом уровне;
- продолжить формирование общеучебных навыков и умений (уметь объяснять, работать с учебником, заполнять таблицу; уметь анализировать материал, сравнивать объекты, факты, явления; уметь абстрагировать материал, устанавливать причинно-следственные связи; уметь распознавать физические явления в бытовых ситуациях);
- развитие навыка решения задач.
б) воспитательные:
- формирование навыков социального общения ученик-учитель, ученик-ученик;
в) развивающие:
- развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи, усиление коммуникативных свойств речи);
- развитие мышления учащихся путем обобщения, выделения главного.
Ход урока.
Этапы урока | Учитель | Ученик |
I. Органи- зационный. Мотивация. | – Здравствуйте, рада вас видеть, ребята! Сегодня на уроке: 1. Мы проверим как вы усвоили тему «Волны» (будет блиц-опрос). 2. Изучим новую тему. 3. Закрепим ее, решая задачи. | |
II. Проверка усвоения темы «Волны». | – Приступим. На партах у вас карточки. (Смотреть в приложении блиц-карту и вопросы к ней). Всего 5 вопросов. На каждый вопрос дано 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать правильный. Каждый правильный ответ – 1 балл. На все 3 мин. | Работа с блиц-картой. |
– Завершили работу. Поменяйтесь карточками, проверьте. (Правильные ответы появляются на задней доске, кодоскопе, проекторе, интерактивной доске или карточки с ответами у каждого ребенка на парте). | Взаимопроверка. | |
– Кто получил 5? Молодцы! Кто 4? Кто 3? Кто недоволен своим результатом –повторить тему и – ко мне на консультацию и зачет по теме «Волны». | ||
III. Изложение нового материала. | – На доске написаны физические термины. Назвав слово, выделяющееся из этого ряда, вы узнаете тему урока. (На доске написано: амперметр, звук, термометр, линейка, динамометр). | |
– Миша, как ты думаешь, какое слово выделяется? | – Я думаю, слово «звук». | |
– Почему? | – Звук—явление, остальные термины обозначают измерительные приборы. | |
– Правильно! Итак, тема урока… | – Звук! | |
– Записываем: «Звук». | ||
– Разнообразен и прекрасен мир окружающих звуков. Приведите примеры звуковых явлений по цепочке. | – Пение птиц, игра оркестра, шелест листвы, плач ребенка… | |
– Как же получить звук? У вас на партах - металлические линейки. Прижмите плотно один конец к парте, а другой — отогните и отпустите. | Выполняют опыт (остановиться не могут). | |
– Достаточно. У меня есть струна. В ней нет звука. Что мне сделать, чтобы она зазвучала? | – Дернуть! | |
– Какое движение станет при этом совершать струна? | – Колебательное! | |
– А ваши линейки, когда вы делали опыт? | –Тоже колебательное. | |
– Какое тело может быть источником звука? | – Источником звука может быть любое колеблющееся тело. | |
– Хорошо. Мы говорим, слышен звук. А что у нас колеблется? | – Колеблются и издают звуки голосовые связки. | |
– Замечательно! Для того, чтобы ощутить колебания связок, надо пальцами притронуться сюда и проговорить что-нибудь. Попробуйте. Можно даже немножко покричать. | Дети выполняют опыт. | |
– Закончили. Источник звука –колеблющееся тело, так? | – Да. | |
– Вот я привожу в колебание руку (линейку). Почему не слышно звука? | ? | |
– Дело в том, что человек способен воспринимать колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц. Сколько колебаний за 1с я должна сделать рукой, чтобы вы услышали? – Вот именно! Я-то делаю гораздо меньше! | – 20! | |
– Кроме источника должен быть и приемник звука. Какой орган человека является приемником звука? – Да. Но существуют и устройства, являющиеся приемниками звука. Это микрофон, телефон. | – У человека приемником звука является ухо. | |
– В учебнике на стр. 122 описан опыт. Смотрим рисунок. Звучит звонок. Если откачивать воздух из-под колокола — звонок прекратит звенеть. Воздух мешает распространению звука? | – Да. | |
– Но ведь, если выкачать воздух, звонок прекратится! | – Ой! Наоборот! Звук может распространяться только в воздухе. | |
– А в воде? | – И в воде распространяется. | |
– А в твердом теле? | – Да! Из-за стенки доносятся звуки. | |
– Изобразим в тетради схему распространения звука: источник: среда приемник:
струна, ухо, камертон микрофон
– Рассмотрим подробнее, что происходит в среде. Например, в воздухе. Колеблющееся тело приводит к сгущению частиц воздуха. Значит, в какой-то другой области пространства происходит их разрежение. Т.к. среда упругая, в движение приходят следующие частицы воздуха. | ||
– Для какого процесса характерны периодичные сгущения и разряжения частиц? | – Для волн. Точнее для продольных волн. | |
– Ну, конечно же! Значит, звук – это… | – Волна. | |
– Обобщим факты, касающиеся звука, которые мы выяснили сегодня. | – Звук – это волна. | |
– Уточню: звук – это упругая продольная волна. | – Звук слышен, если источник колеблется с частотой от 20 до 20 000 Гц. – Необходимы: источник звука, приемник звука. – Звук распространяется в среде. | |
– Молодцы. Запишем в тетради определение звука. Звук – это упругая продольная волна с частотой от 20 до 20 000 Гц. | ||
– Ребята! Как вы считаете, если тело колеблется с частотой меньшей, чем 20 Гц, волны от него идут? | – Я считаю, что да. – Нет. | |
– Конечно! Звук слышен? | ||
– Правильно. Упругие волны, частота которых меньше 20 Гц называются инфразвуком. Его часто называют «голосом моря», т.к. он часто порождается во время шторма в результате разряжений и сжатий воды. Волны с частотой более 20 000 Гц называются ультразвуком. Мы его не слышим. Зато собаки ультразвук распознают, как дельфины и летучие мыши. | ||
III. | – Звук бывает разным: высоким и низким (жужжание шмеля и писк комарика), громким и тихим. Характеристики звука представлены в таблице, лежащей на вашей парте. Изучите § 35 и 36 и заполните таблицу. 10 минут. (Таблицу смотреть в приложении). | Работа с учебником. |
Правильность заполнения таблицы проверяется на кодоскопе, проекторе, интерактивной доске или задней доске. | Самопроверка. | |
IV. Закрепление изученного. | – Думаю, что все мы наблюдали грозу. Что при этом происходит? – Да. Молния сопровождается раскатами грома. Это происходит одновременно. | – Гром! – Молния! |
– Но если гроза далеко, свет и звук дойдут до нас одновременно? | – Нет. Сначала молния, потом гром. | |
– Да. Это происходит потому, что скорость света (300 000 км/с) гораздо больше скорости звука. А чему она равна и как была определена вы узнаете, прочитав 1 абзац на стр. 125. | Читают. | |
– У О. Генри есть рассказ, где главный герой со злостью так пнул поросенка, что тот летел, опережая свой собственный визг. С какой скоростью летел поросенок? | – Больше, чем 340 м/с. | |
– Да. А какова скорость звука в воде, в стали? Смотрим таблицу в учебнике. | – Около 1500 м/с, 5000 м/с. | |
– Рассмотрим еще одну задачку. Вася и Петя подошли к рельсу. Петя приложил ухо к одному концу рельса, а Вася стукнул по другому. Петя услышал звук 2 раза. Почему? | – Потому, что скорость распространения звука в стали 5000 м/с, а в воздухе 340 м/с. Сначала он услышал одним ухом (по стали), а потом другим (по воздуху). | |
V. ДЗ. | – Запишите ДЗ: § 34, 37, 38. Вы хорошо сегодня поработали. Так же добросовестно отнеситесь к ДЗ. На следующем уроке мы будем решать задачи и вы проведете интересные опыты. | |
VI. Рефлексия. | – Что нового вы узнали на уроке? – Что было интересным? – Что было самым трудным? – Урок окончен. До свидания. |
Приложение 1.
Блиц-карта.
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | |||||||||||||||
1 | 2 | × 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | × 4 | 1 | 2 | × 3 | × 4 | × 1 | 2 | 3 | 4 | × 1 | 2 | 3 | × 4 |
Ф а м и л и я |
Вопросы блиц-опроса:
1. Волнами называется…
1. Распространение колебаний.
2. Колебания твердых тел.
3. Распространение колебаний в среде с течением времени и отставанием по фазе.
4. Круги, идущие по воде от брошенного камня.
2. Продольные упругие волны могут распространяться…
1. Только в твердой среде.
2. Только в жидкой среде.
3. Только в газообразной среде.
4. В твердой, жидкой, газообразных средах.
3. Какой буквой обозначается длина волны?
1.ν 2. T 3. λ 4. υ
4. На каком графике отмечена правильно длина волны?
5. Связь длины волны со скоростью ее распространения определяется формулой:
1. λ= υ T 2. λ= υ t 3. λ= Q/m 4. λ= υ/ν
Приложение 2.
Таблица для самостоятельной работы по § 35, 36 учебника.
Характеристика звука. | От какой физической величины, факторов зависит. | Примеры (опорными схемами). |
Тон (высокий, низкий) | ||
Тембр | ||
Громкость |
Таблица для самопроверки.
Характеристика звука. | От какой физической величины, факторов зависит. | Примеры (опорными схемами). |
Тон (высокий, низкий) | ν, частота (чем больше ν,тем выше тон) | шмель – комарик бас – сопрано (или др. варианты) |
Тембр | обертоны (совокупность неосновных тонов разной частоты) | обертоны обеспечивают неповторимость голоса каждого человека (нота «ля» поется всеми людьми на одинаковой частоте, а голос каждого узнаваем) |
Громкость | А, амплитуда колебаний (чем больше А, тем громче звук); от избирательности восприятия уха | опыт: линейка (чем больше А, тем громче звук) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Урок физики в 6 классе (по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса»)
Урок - исследование по теме "Последовательное соединение проводников"...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
мастер класс по физике для МО физиков на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»на тему «Механические колебания»
данный мастер класс я провела на Городском заседаний МО физиков г.Владикавказа....