Звук и его характеристики.
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Звук. Характеристики звука.
Цели урока:
Расширение и углубление знаний учащихся о механических волнах, расширить кругозор учащихся, закрепить умение применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений;
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о механических волнах; формирование знаний о физических (амплитуда, период, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к физике и позитивного отношения к учёбе; воспитание бережного отношения к здоровью.
Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать и самостоятельно делать выводы; развивать умение работать с текстом учебника, информационными таблицами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня урок у вас буду вести я, Работаю в школе с. Никифарово, зовут меня Альфия Рустамовна.
- Ребята слушают запись различные шумы и звуки.
- Что вы прослушали?
(Различные звуки)
- Правильно вы услышали различные звуки.
Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками: человеческой речью, шумом проезжающего транспорта, шелестом листьев, пением птиц. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием звук и его характеристиками.
Записать тему на доске.
Показать кольца. Что это за кольца?
Ребята я раздам вам карту, которую мы заполним в течении урока.
Что же такое звук?
(Это то, что мы слышим.)
Совершенно верно.
О том, как рождаются звуки, и что они собой представляют, люди начали догадываться очень давно. Заметили, к примеру, что звук создают вибрирующие в воздухе тела.
Демонстрация камертон!
Что же является источником звука у человека?
Ребята, какие примеры источников звука можете привести вы.
Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Ещё древнегреческий учёный Аристотель, исходя из наблюдений, верно, объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежение воздуха.
Что же необходимо для распространения звука? (упругая среда). То, что воздух – «проводник» звука, было доказано опытом, поставленным в 1660 г. Р. Бойлем.
Между источником звука и ухом, воспринимающим звук, находится какая-то среда, обладающая упругостью, чаще всего воздух.
В вакууме звуковые волны не распространяются, так как там нет частиц, передающих взаимодействие от источника колебаний.
В большинстве голливудских фантастических фильмов космические сражения сопровождаются страшным грохотом. Может ли он возникать на самом деле?
Звук может распространяться в жидкой и твёрдой среде. Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней и др. Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу. По земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади.
Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской выехал на разведку и, приложив ухо к земле, услышал конский топот: приближалась вражеская конница. В этом случае звуковые волны распространялись по земле.
Акустики.
Итак вывод!
Звук – это механические волны определенной частоты, распространяющиеся в упругих средах и воспринимаемые органом слуха человека.
Звуковая волна является продольной волной, поэтому может распространяться в твердых, жидких и газообразных средах.
У различных звуков различная частота распространения
Исследования показали, что уши различных существ, способны воспринимать механические колебания как звук различных частот.
Посмотрите на этих животных Кто это?
Символы олимпиады в Сочи 2014 года являются леопард он получил 28 % голосов, белый медведь получил 18 %, и зайка 16 %.
Переедем к следующей характеристике.
В каждой среде звуковая волна распространяется с различной скоростью.
Скорость звука зависит от упругих свойств среды, в которой распространяется звук, и от температуры среды.
Вещество | Температура 0С | Скорость звука м/с | Вещество | Температура 0С | Скорость звука м/с |
Азот | 300 | 487 | Пары воды | 100 | 405 |
Азот | 0 | 334 | Гелий | 0 | 965 |
Азот жидкий | -199 | 962 | Графит | 20 | 1470 |
Алюминий | 20 | 18 350 | Золото | 20 | 3200 |
Алмаз | 20 | 6260 | Ртуть | 20 | 1450 |
Бензин | 17 | 1170 | Спирт | 20 | 1180 |
Вода | 20 | 1483 | Пары спирта | 0 | 230 |
Вода | 74 | 1555 | Сталь | 20 | 5000-6100 |
Лед | -1-4 | 3980 | Эфир | 25 | 985 |
Скорость звука в воздухе впервые была определена в 1708 году английским ученым Уильямом Деремом. В двух пунктах, расстояние между которыми было известно, стреляли из пушек. В обоих пунктах измеряли промежутки времени между появлением огня при выстреле и моментом, когда слышался звук выстрела. Скорость звука в воздухе 340 м/с
Скорость звука в воде впервые была измерена на Женевском озере в Швейцарии. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в подводный колокол. Другая лодка находилась в 14 км от первой. Звук улавливался с помощью рупора, опущенного в воду. Разность времени между вспышками света и приходом звукового сигнала составила 10 с.
Решение задачи у доски!
Характеристики звука.
- Громкость звука.
- Высота звука
- Тембр звука.
Опыт №4 (с камертоном).
Меняя силу удара по камертону молоточком, мы будем слышать звуки, отличающиеся по громкости.
Что вы заметили. Но мы знаем, что, чем сильнее мы ударяем, тем больше амплитуда колебаний ножек камертона. Значит, громкость звука определяется амплитудой звуковой волны.
Сделаем вывод: чем больше амплитуда, тем громче звук.
Единица громкости звука называется сон.
В практических задачах громкость звука принято характеризовать уровнем громкости, измеряемым в фонах, или уровнем звукового давления, измеряемых в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела.
Громкость звуков влияет на здоровье человека. Люди должны соблюдать правила, чтобы не нарушать права других людей.
Громкость, равную 120 дБ, называют болевым порогом. При длительном воздействии такого звука происходит необратимое ухудшение слуха: человек, привыкший к рок - концертам уже никогда не услышит тихий шепот или шелест листьев.
Источник шума, помещение | Уровень шума, ДБ | Реакция организма на длительное акустическое воздействие |
Листва, прибой | 20 | Успокаивает |
Средний шум в квартире, классе | 40 | Гигиеническая норма |
Шум внутри здания на магистрали | 60 | Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Телевизор | 70 | |
Поезд (метро, на железной дороге) | 80 | |
Кричащий человек | 80 | |
Мотоцикл | 90 | |
Дизельный грузовик | 90 | |
Реактивный самолёт (на высоте 300 м) | 95 | Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетённость, возбуждённость, |
Цех текстильной фабрики | 110 | |
Плеер | 114 | Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте |
Ткацкий станок | 120 | |
Отбойный молоток | 120 | |
Реактивный двигатель (при взлёте, на расстоянии 25 м) | 140-150 | |
Шум на дискотеке | 175 |
У спящего человека, основным источником сенсорной информации об окружающей обстановке - становятся уши ("чуткий сон"). Чувствительность слуха, ночью и при закрытых глазах - увеличивается на 10-14 дБ
Таким образом, заботясь о состоянии своего здоровья, человек должен избегать длительного воздействия шумов и громких звуков на свой организм, не создавать акустического дискомфорта для других людей.
Про стадионы.
Самая главная задача акустиков стадиона — создание запоминающегося зрелища, после которого человеку еще не раз захочется прийти именно на этот стадион. Разумеется, современное мероприятие невозможно без звукового оформления, которое должно обеспечивать качественный звук на каждом зрительском месте,
Система звукоусиления на стадионе функционально делится на три части: перед одной стоит задача озвучивания зрительских трибун и передачи сообщений дикторов, вторая предназначена для озвучивания игрового поля и третья — для воспроизведения дополнительных или экстренных сообщений, в том числе о пожаре. Для четкого выполнения всех функций, особенно первой и второй, следует серьезно подойти к выбору системы.
Равномерность покрытия и высокое звуковое давление
При проведении концертных мероприятий, шоу, церемоний награждения или открытия, например, Олимпийских игр к звукоусилительному комплексу предъявляются очень высокие требования по озвучиванию как зрительских трибун, так и непосредственно игрового поля. В частности, крайне важны равномерность покрытия и высокое звуковое давление.
Мы все с вами можем определить разговаривая по телефону с кем мы говорим, с мамой или нет, женщиной или мужчиной и т.д. Почему? Потому что, звуки также характеризуются высотой и тембром.
Высота звука – характеристика частоты звуковой волны, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.
Особый интерес представляют собой голоса певцов и певиц. Они даже имеют свои названия.
Частотный диапазон голосов певцов и певиц
Голоса | Частотный диапазон, Гц |
Бас | 80-350 |
Баритон | 100-400 |
Тенор | 130-500 |
Контральто | 170-780 |
Сопрано | 250-1000 |
Колоратурное сопрано | 260-1400 |
Чистым тоном называется звук от источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.
Звук камертона является чистым звуком!
Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.
Обертоны определяют тембр звука - его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других.
Теперь подведем итоги. Так как у нас с вами сегодня все связано с олимпиадой то сегодня я и оценки вам поставлю с помощью медалей. Каждому кто получил медаль ставиться положительная отметка.
Золото «5»
Серебро и бронза «4»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звук. Характеристики звука" 9 класс
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....
Презентация к уроку "Звук. Характеристики звука" 9 класс
Раздел физики 9 класса "Механические колебания и волны". Презентация к уроку "Звук. Характеристики звука"...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".
План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...
Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»
Урок физики в 9 классе. Тема урока:«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики зв...
Методическая разработка урока физики по теме “Звук и его характеристики” с использованием феноменологического метода.
Важной чертой феноменологического подхода является преимущественно качественное рассмотрение явление и законов. Это действительно позволяет сформировать понимание физических понятий и закономерн...