Презентация к уроку "Звук. Характеристики звука" 9 класс
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
Раздел физики 9 класса "Механические колебания и волны". Презентация к уроку "Звук. Характеристики звука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 54.11 КБ |
Презентация к уроку "Звук" | 2.62 МБ |
Видеоролик "Превращение энергии при колебаниях" | 2.44 МБ |
Видеоролик "Разрушительное действие резонанса" | 2.16 МБ |
Видеоролик 3 "Вакуумный колокол" | 2.21 МБ |
Видеоролик 4 "Звуковая волна | 170 КБ |
Видеоролик 5 "Ухо - приемник звука" | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК в 9 классе
ТЕМА: Звук. Характеристики звука.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
2. Образовательная цель: способствовать формированию представления о существовании в природе звуковых волн, выяснить диапазон звука, ввести понятия высоты и тембра звука, громкости звука, сформировать навыки решения качественных задач
3. Развивающая цель: способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя, определять черты сходства и различия изучаемых объектов, формировать умение работать с дополнительной литературой, делать выводы и обобщения по данной теме, прослеживать взаимосвязь наук естественного цикла с физикой.
4. Воспитательная цель: показать значение опытных фактов и экспериментов в жизни человека, формировать любознательность к изучению истории развития физики, к изучению явлений природы на основе физических знаний.
Оборудование | ЦОР | Методологические преимущества |
| Учебные анимации по физике
Учебные видеофильмы по физике
| 1.Демонстрация процессов, которые нельзя увидеть в обычной практике 2.Моделирование физических процессов для их визуализации 3.Организация фронтального опроса (оптимизация по способу контроля, по времени) |
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Повторение по теме «Колебания. Волны» в виде фронтального опроса
Вопросы (на слайдах)
- 1. Все тела на слайде совершают периодически повторяющиеся движения. Какие из этих движений можно отнести к механическим колебаниям?
- Дети качаются на качелях. В каких точках траектории кинетическая энергия тел минимальна? максимальна?
- Фрагмент «Превращение энергии при колебаниях» (ролик 6)- приведите примеры, где можно наблюдать превращения энергии при колебаниях.
- В странах Востока, например в Японии, часто происходят землетрясения.
Эти колебания земной коры способны разрушить железобетонные здания, стальные мосты, дороги, а деревянные культовые сооружения-пагоды стоят веками. Почему?
- Фрагмент «Разрушительное действие резонанса» (ролик 4). Объясните происходящее явление.
- Какое физическое явление отражено в загадке?
По морю идет , идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
- Какие примеры колебательного движения приведены в стихотворении Н.А. Заболоцкого «УТРО»?
Рожденный пустыней
Колеблется звук,
Колеблется серый
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
- Изучение нового материала.
Сегодня мы попробуем с вами разобраться, что же такое звук, звуковые явления. Вы наверное понимаете, что этот вид физических явлений связан с изучаемой нами темой «Колебания. Волны» и наша задача понять природу и сущность звуковых явлений и разобраться в физической природе этого вида явлений. Приступим!
В тетрадях запишите сегодняшнее число и тему урока
«Звук. Характеристики звука».
- Волны на поверхности озера или хлебного поля можно увидеть глазами. Однако большинство механических волн невидимы, как, например, звуковые волны. Рассмотрим опыт:
Будильник, стоящий на небольшой подушечке, поместим под колокол воздушного насоса. Его "тиканье" станет тише, но все же будет вполне различимо. Откачав из-под колокола воздух, мы перестанем слышать тиканье вообще. Следовательно, звук тикающих часов мы слышим потому, что в воздухе могут возникать волны. Они и доносят до нас энергию "тиканья" часов.
Демонстрация видеофрагмента «Звук-волна в среде» (ролик 1).
С физической точки зрения звук представляет собой колебания частиц окружающей среды (воздуха), передающиеся от частицы к частице. Процесс распространение звука начинается с источника звука. В результате взаимодействия источника звука с
окружающим воздухом частицы воздуха начинают сжиматься и расширяться в такт с движениями источника звука. Затем происходит передача колебаний от одних частиц воздуха другим. В результате колебания передаются по воздуху на расстояние, т. е. в воздухе распространяется звуковая или акустическая волна, или, попросту, звук. Звук, достигая уха человека, в свою очередь, возбуждает колебания его чувствительных участков, которые воспринимаются нами в виде речи, музыки, шума и т. д.
Демонстрация анимации «Визуализация звуковой волны» (ролик 7)
2. Попробуем ответить на вопрос: Что такое звук?
Самостоятельно или с помощью учителя приходят к выводу:
ЗВУК-ЭТО ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ СГУЩЕНИЕ И РАЗРЯЖЕНИЕ ЧАСТИЦ СРЕДЫ. ( определение в тетрадь)
Для распространения звука необходима среда, вещество.
В длинную трубу, наполненную воздухом вставлен плотно прилегающий к стенкам поршень. Если поршень резко двинуть вправо и остановить, то воздух, находящийся в непосредственной близости от него, на мгновение сожмется Затем сжатый воздух расширится, толкнув воздух, прилегающий к нему справа, и область сжатия, первоначально возникшая вблизи поршня, будет перемещаться по трубе с постоянной скоростью. Эта волна сжатия и есть звуковая волна в газе (воздухе).
Закономерный вопрос: почему нельзя услышать голоса на Луне? (нет атмосферы, среда для волн отсутствует).
3. Сам по себе звук не появляется. Для того чтобы возникла звуковая волна нужно чтобы что-то или кто-то создал эту волну. Звук исходит от источников звука.
ТЕЛО, СОВЕРШАЮЩЕЕ КОЛЕБАНИЯ И ПОРОЖДАЮЩЕЕ ЗВУК, НАЗЫВАЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЗВУКА. ( определение в тетрадь)
Приведите примеры источников звука – учащиеся приводят примеры.
Одним из примеров источника звука является прибор – камертон. КАМЕРТОН – ИСТОЧНИК ЗВУКОВЫХ ВОЛН. Демонстрация прибора – камертон.
Проделаем опыт, подтверждающий, что источниками звука действительно являются колеблющиеся тела. Воспользуемся физическим прибором камертон. Он представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.
Демонстрация опыта - если поднести к ветви камертона стеклянную бусинку на нити, то она будет отскакивать, что свидетельствует, о том, что ветви камертона колеблются.
Вывод: ВЕТВИ КАМЕРТОНА СОВЕРШАЮТ КОЛЕБАНИЯ, ПОРОЖДАЯ ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ.
Демонстрация опыта – звуковой резонанс.
Два одинаковых камертона установлены так, что отверстия резонаторных ящиков находятся напротив друг друга. Ударив молоточком по одному из камертонов и приглушив его звучание рукой, можно услышать как будет звучать соседний камертон. Звуковые волны, образованные первым камертоном, возбуждают во втором камертоне вынужденные колебания с его частотой. Ящики способствуют усилению звука, за счет колебаний самого ящика и воздуха в нем. Определение скорости распространения волн в твердых телах (сталь, алюминий, латунь) основано на резонансном методе.
4. Какие звуки мы слышим? Не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, звук от взмахов крыльев бабочки мы не слышим, а «писк» комара всем хорошо знаком. Исследования показали, что
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ УХО ВОСПРИНИМАЕТ КАК ЗВУК МЕХАНИЧЕСКИЕ
КОЛЕБАНИЯ с частотой от 20Гц до 20кГц (20 000 Гц) (в тетрадь)
Рассмотрим строение ушной раковины:
Звуковая волна 1 попадает в ухо через ушную раковину и направляется по слуховому каналу 2 к барабанной перепонке 3, которая колеблясь приводит в движение слуховые косточки 4. Косточки вибрируют, звук попадает во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе звуковые волны вызывают пульсацию жидкости, приводящую в движение
крошечные волоски в улитке 5. С их помощью происходит превращение звуковых колебаний в электрические. Электрический импульс достигает мозга по нервным
волокнам 6.
Демонстрация анимации «Ухо человека – приемник звука» (ролик 3)
Какие звуки мы не слышим? Учащиеся сами или с помощью учителя приходят к выводу, что звуки, которые не лежат в области 20Гц -20кГц человек не слышит.
Запишите в тетрадь
УЛЬТРАЗВУК – частота колебаний звуковой волны свыше 20 кГц (20000 Гц)
Издают ультразвук (летучие мыши, дельфины).
ИНФРАЗВУК – частота колебаний звуковой волны меньше 20 Гц
Издают инфразвук (медузы, ракообразные).
5. Характеристики звука
Высота звука зависит от частоты колебаний звуковых волн : чем больше частота колебаний, тем выше звук и наоборот. Звук одной частоты называют чистым тоном.
Камертоны издают чистый тон.
Звуки, издаваемые музыкальными инструментами- это сложные звуки, представляющие собой совокупность гармонических колебаний разных частот, т.е.совокупность чистых тонов.
Основному тону звука соответствует самая низкая частота сложного звука.
Обертоны – все остальные тоны сложного звука. (в тетрадь)
Звуки одинаковой высоты, издаваемые разным музыкальными инструментами, мы отличаем по характеру звучания- тембру.
Тембр звука определяется разным набором обертонов. (в тетрадь)
Рояль и скрипка могут издавать звуки одной высоты, но тембр у них разный, т.к. разная совокупность обертонов.
В речевой интонации благодаря тембру различаются различные оттенки эмоций: радость, неудовольствие, угрозу и т.д.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. (в тетрадь)
Громкость звука характеризуется уровнем звукового давления, которое измеряется в
белах (Б) или децибелах (дБ)
1 дБ=0,1Б
Привычные нам понятия шум и тишина мы можем теперь рассмотреть в единицах измерения громкости
Звук в 1 дБ | Еле уловим при исключительно остром слухе |
Звук в 10 дБ | Шум от нормального дыхания человека- это порог слышимости при нормальном слухе |
Звук 20 дБ | Шёпот, шорох листвы, прибой |
Звук 40 дБ | Средний шум в квартире, классе -гигиеническая норма |
Звук 70 дБ | Шум на предприятии, заводе. |
80дБ пороговое значение шума для человека, более сильный шум вреден. Болевой порог лежит в пределах 120-130 дБ.
- РЕФЛЕКСИЯ. Закрепление нового материала
Вопросы:
- Что такое звук?
- Приведите примеры источников звука.
- Какие механические колебания мы воспринимаем как звук?
- Есть ли звуки, которые мы не слышим? Как они называются?
- Какое пороговое значение шума для человека?
- Почему летящий комар издает звук, а бабочка или птица - нет?
- Кто из насекомых (комар, шмель или муха) чаще машет крыльями в полете?
Ответ обоснуйте.
- ИТОГИ УРОКА
- Домашнее задание § 34-36, упр. 30 (2,3) стр.121, задачи №898-901(устно) сборник задач Лукашик
- Индивидуальное задание: рефераты по темам или презентации на 3-5 слайдов:
1. Различные музыкальные инструменты и диапазоны из частот.
2. Голоса певцов и частоты, которые они излучают.
3. Шумовое загрязнение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Кислород, общая характеристика" 8 класс
Презентация к уроку " Кислород , общая характеристика " 8 класс по учебнику Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана...
Презентация к уроку литературы "Эпоха Возрождения. Общая характеристика" (9 класс)
Данная презентация предназначена для вводного урока по теме "Литература эпохи Возрождения". Презентация поделена на семь частей для размещения на мини-сайте. Полную версию презентации с анимацией и му...
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»
В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал применим на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...
Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс
Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...
"Характеристики тел и веществ" презентация к уроку естествознания 5 класс ФГОС
"Характеристики тел и веществ" презентация к уроку естествознания 5 класс ФГОС...
Презентация к уроку по биологии "ПАПОРОТНИКИ. Общая характеристика" 6 класс
ОТДЕЛПапоротникообразные•Папоротникообразные – большая группа высших растений.•В нее входят плауны, хвощи и папоротники.•В большинстве своем они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных мес...
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...