Изучение плотности вещества в режиме развивающих технологий
учебно-методическое пособие по физике (7 класс) по теме
1. Введение.
2. Аналитический блок.
3. Характеристика выбранной технологии.
4. Технологическая карта урока
5. Литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_2013.doc | 120.5 КБ |
prizentatsiya_razvivayushchey_tekhnologii.ppt | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
«Самарский институт повышения квалификации работников образования»
Зачетная работа
по курсам повышения квалификации
по ИОЧ ВБ – 2 (с 30.09.13 по 04.10.13)
Руководитель курсов: Антонова Нина Николаевна
ПЕДАГГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
На тему: «Изучение плотности вещества в режиме развивающих технологий»
Выполнила: Корчагина Светлана Анатольевна, МБОУ СОШ №6 учитель физики.
2013г
Содержание.
1. Введение.
2. Аналитический блок.
3. Характеристика выбранной технологии.
4. Технологическая карта урока
5. Литература.
Введение
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В педагогической практике прослеживается тенденция на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.
Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения. Познакомившись с основными принципами технологии, я нашла в них очень много общего с моими убеждениями: желание учащихся познать новое, личная познавательная активность школьников, самоорганизация и самоконтроль, умение сотрудничать.
Учитель – физик на своих уроках может развивать интеллектуальные умения и связанные с ними умения практически действовать как наиболее близкие к учебному предмету физика. Развитие интеллектуальных и практических умений – это аспекты развивающего обучения.
Идеи развивающего обучения:
- каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
- знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
- учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
- учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
- развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
- учет индивидуальных психических особенностей учеников;
- создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Учитель – физик на своих уроках может развивать следующие интеллектуальные умения:
- анализ – это мысленное разделение целого на части;
- синтез – это объединение частей в целое;
- сравнение – это выделение общих и разных черт у объектов, явлений;
- обобщение – это выявление общих признаков, свойств;
- классификация – это разделение совокупности (объектов, явлений) по какому-то существенному признаку;
- систематизация – это составление целого из отдельных элементов и выяснение связи между ними;
- индукция – это цепь логических умозаключений, идущая от частного к общему;
- дедукция – это цепь умозаключений, идущая от общего к частному.
На своих уроках учитель может развивать следующие практические умения:
- работа с книгой;
- работа со справочником;
- написание реферата;
- проведение наблюдений;
- составление задач;
- моделирование;
- выдвижение гипотез;
- постановка эксперимента.
Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных
требований.
Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрировано в таблице.
Компоненты урока | Конкретизация |
1. Содержание учебного материала. | Оно определяется программой или темой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы. |
2. Мотивы деятельности. | Надо определить вид мотива, который планируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу. |
3. Способы «включения учащихся» в продуктивную деятельность. | Это могут быть занятия с книгой, постановка опытов, наблюдения, исследования, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, подготовка сообщений. |
4. Средства труда учащихся. | Учебники, справочники, энциклопедии, учебные приборы, рабочие тетради, компьютер, видеоматериалы. |
5. Формы организации труда. | Индивидуальная, групповая, коллективная; по инструкции, полностью самостоятельная. |
6. Стимулирование работы. | Продумывание мер поощрения (оценка, призы, дипломы). |
7. Способы руководства. | Планирование содержания и способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания и вопросы, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам. |
8. Формы контроля. | Тесты, контрольные работы. |
9. Тип отношений во время работы. | Продумываются формы и условия взаимодействия ученика с учителем и учеников между собой. |
10. Рефлексия. | Обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причин. |
Опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных и практических умений» позволяет автору познакомить с некоторыми формами организации учебных занятий, применяемых на практике.
- Большую роль в развитии интеллектуальных умений играет система заданий. Наибольшее значение в учебном процессе должны иметь продуктивные задания. Они требуют активной познавательной деятельности, самостоятельности мышления. Задания типа «сравните», «найдите сходство или отличие», «докажите», «обоснуйте» направляют познавательную деятельность учащихся на осуществление какого-либо одного умения как главного.
- Наибольший интерес представляют задания, требующие умения объяснить явление или процесс, принцип действия прибора на основе изученного теоретического материала.
- Развивающими являются уроки, на которых формируется умение высказывать свое мнение, понимать чужое, вести дискуссию. Примерами этого могут быть уроки «Свет – это волна или частица?», «Атомная энергетика. За и против».
- Развивающими являются уроки защиты проектов. Примерами таких уроков могут быть уроки «Что случится, если…?» (исчезнет сила трения, тяготения).
- Познавательная активность проявляется в самостоятельности составления задач на пройденную тему.
- Способствуют развитию интеллекта задания типа: «Третий лишний», «Найди слово», «Да – нет», «Метод незаконченных предложений», «Логические цепочки».
- Развитию интеллекта способствует система учебного эксперимента, включающая демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, экспериментальные задания, выполняемые учащимися дома.
- Учителю нужно давать как можно чаще положительные, притом мотивированные оценки учебно-познавательным действиям своих учеников.
Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся. Методы и приемы, используемые мною в работе, могут быть полезны другим предметникам как своеобразный алгоритм по развитию интеллекта учеников через урок. Систематизация материала и последовательная работа над основными интеллектуальными умениями на уроках физики позволит спроецировать данные умения на другие учебные предметы, пригодятся они и в последующей взрослой жизни учеников.
Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе
И. В. Лежникова
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Л.С. Выготский
Цель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности. Под учебной деятельностью понимают систему учебных задач. Учебной называется задача, которая вынуждает ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами. Тем самым он учится мыслить. Хочется отметить основные компоненты сравнения традиционной и развивающей систем обучения (см. табл. 1):
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Усложняются и становятся более ответственными общественные задачи, следовательно, возрастают требования к человеку, возрастает значение личного опыта, личного вклада людей. В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций (способностей) в интеллектуальной, гражданско -правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Формирование и развитие этих качеств происходит, прежде всего, в школьные годы.
Таблица 1
Традиционная система обучения | Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова | |
Цели обучения | Усвоение знаний, умений, навыков. | Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. |
Содержание обучения | 1. Выбор правил, регламентирующих способы решения конкретных задач 2.Дидактический принцип: от частного к общему, от конкретного к абстрактному. 3. Построение учебного материала идет линейным способом от частных фактов к последующему обобщению на завершающем этапе. 4.Общие представления не помогают учащимся в изучении частных понятий, и в то же время они не могут быть полностью обобщены, т.к. появились в конце. 5.Знания даются в готовом виде. | 1.Система научных понятий предмета, определяющая общие принципы решения задач широкого класса. 2.Принцип содержательного обобщения, когда знания общего характера предписывают знаниям частного и конкретного характера. 3.Построение учебного материала идет как движение по спирали от центра к периферии. Общие абстрактные понятия в процессе их развертывания обогащаются конкретными фактами и знаниями. 4.Общие представления служат для учащихся ориентиром и помогают осмыслить частные понятия и представления. Они позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся. 5.Знания не даются в готовом виде. |
Учебная активность учащихся | 1 .Воспроизводящая, репродуктивная, учебная активность. 2.Ученик как бы идет вслед за правилом и чем более точно воспроизводит заданный в нем маршрут, тем выше шансы усвоить его. | 1.Поисково-исследовательская ("квазиисследовательская") учебная активность. 2.Общий принцип надо извлечь, проанализировав и обобщив условия задачи, осуществив поиск способа решения новой задачи того же класса. Осуществляя поиск, учащиеся в основных чертах воспроизводит те действия, которые производит ученый в процессе исследования. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительный: Показ образца усваемого способа. Объяснение. Контроль за правильностью применения способа в решении тренировочных задач. | Постановка учебной задачи. Совместное решение учебной задачи. Организация оценки найденного способа действия. |
Цель проекта - в рамках его реализации создание условий для формирования у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей.
Схема формирования учебной деятельности имеет следующую структуру (см. табл.2):
Таблица 2
Этапы формирования учебной деятельности | Тип урока | Подтип урока | Этапы (содержание) урока |
1 этап постановка учебной задачи | Урок постановки учебной задачи | Ситуация успеха | |
Ситуация разрыва | |||
Формулировка разрыва | |||
Формулировка учебной задачи в знаковой форме | |||
2 этап решение учебной задачи | Урок моделирования | Преобразование условия задачи | |
Собственное моделирование | |||
Преобразование модели | |||
Урок конструирования (способа, понятия) | Конструирование способа (понятия) | ||
3 этап решение частных задач | Конкретизация понятия | Решение частных задач открытым ранее способом | |
Урок контроля | Тестово-диагностический (старт) | Работа с отдельными операциями открытого способа | |
Самостоятельная работа | Выполнение задания; выработка критериев; контроль и оценка | ||
Проверочная работа | Выполнение задания, коррекция | ||
Контрольная работа | Выполнение предложенных заданий | ||
Тестово-диагностический (финиш) | Вычленение типичных ошибок по каждой отдельной операции способа | ||
Урок оценки | Эталон оценки | Работа с заданными эталонами оценки, выработка собственных эталонов | |
Урок социальной значимости | Публичное представление своей работы |
Урок постановки учебной задачи - один из основных типов уроков в системе развивающего обучения. Особую трудность у учителя вызывает формулировка вопроса для построения «ситуации разрыва». С этой целью можно использовать следующие вопросы:
1) В ящике движется молекула. Передайте информацию о местоположении частицы.
2) Какие бы вы поставили клавиши на компьютер, чтобы управлять микромиром?
3) Почему лужи, испаряясь, не замерзают?
4) Найдите ситуацию, где тело, получая тепло, не нагревается? (вопрос - ловушка)
5) Выбрать ситуацию лишнего.
6) Изобразить процессы на шкале, графике.
7) На бумаге разбросаны приборы в произвольном порядке. Соединить их последовательно, параллельно.
8) Придумать конструкцию настольной лампы, изменяющей свет в зависимости от атмосферного давления, и т.д.
Также хочется отметить методы и приемы творческих заданий для формирования теоретических понятий:
1) выделение общих и особенных признаков родственных систем (проанализируйте решения предложенных задач и составьте алгоритм их решения);
2) идентификация систем (прочтите описание природных явлений и определите закономерности, которые описаны в тексте);
3) составление определений теоретических понятий (прочтите фрагменты текстов с описанием молекулы, выделите существенные признаки и составьте определение понятия "молекула");
4) сравнение теоретических материалов с реальными системами (рассмотрите конструкцию диффузии на рисунке, выделите особенности и сравните с понятием "диффузия");
5) планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов (составьте план решения практической задачи: расчет плотности мыла);
6) составление аннотации (составьте аннотацию о тепловом загрязнении атмосферы с включением в нее существенных признаков теплового загрязнения);
7) составление страницы энциклопедии (составьте страницу энциклопедии о трении с выделением существенных признаков различных видов трения);
8) систематизация теоретических закономерностей (составьте систематическую последовательность развития теории света);
9) анализ эволюционного усложнения систем и изменения их существенных признаков (какие изменения произошли с рычагом в процессе его развития?);
10) доказательство и опровержение обоснованности структуры закономерностей (сделайте анализ данного определения понятия "инерция").
Так как учитель РО (развивающего обучения) на уроке занят не передачей знаний, норм и образцов, а пытается разобраться в том, как устроено физическое знание, то для решения учебной задачи он должен восстановить историческую картину происхождения знания. Поэтому значительное внимание в курсе физики уделяется вопросам истории физики, работе с текстами, в том числе классиков науки. Например, для ответа на вопрос, как устроен мир, изучаются труды Лукреция, Галилея; для ответа на вопрос, как управлять тем, что внутри тела, можно изучать труды Лукреция «О природе вещей».
Приведем пример урока постановки учебной задачи. Физика 7 класс.
Тема «Плотность вещества»
Цель:
1. Ввести понятие плотности вещества.
2.Отработать навык групповой работы.
3.Создать знаково-графическую модель (формула плотности).
Ход урока (см. табл.3):
Таблица 3
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Время |
Ситуация успеха | Проанализируйте таблицу «Массы тел» | Самая большая масса у ... тела, указанного в таблице, самая маленькая масса у ...тела | 3 мин |
Ситуация разрыва | 1.Можно ли управлять массой? 2.Как найти массу одной молекулы? 3.Как найти число молекул? | 1.Изменить количество молекул, изменить массу одной молекулы 2. С помощью первого положения МКТ. 3.Заглянуть вовнутрь вещества, - мы не знаем способа подсчёта количества молекул. | 3 мин |
Формулировка разрыва | Чем же мы будем заниматься? | -искать способ подсчета количества молекул | 3 мин |
Формулировка учебной задачи в знаковой форме | Запишите задачу в тетрадь | -поиск способа подсчета количества молекул | 5 мин |
Далее на данном уроке реализуется 2 этап решения учебной задачи - процесс моделирования - построение и использование модели. Модели также делятся на вещественные, графические и знаковые. Хочется отметить ряд моделей в физике (см. табл. 4):
Таблица 4
Раздел физики | Примеры моделей |
Механика | Математический маятник; материальная точка; прямолинейное и криволинейное движение; идеальная пружина; равномерное и неравномерное движение |
Молекулярная физика | Молекула; модели газа, жидкости, твердого тела; модель поверхности твердого тела |
Электромагнетизм | Модель точечного заряда; модель электрически заряженного тела; модель поля; модель электрического тока; модель источника тока; модель полупроводника |
Оптика | Световой луч; плоское зеркало; тонкая линза |
Квантовая физика | Квант, фотон |
Ядерная физика | Модель ядра; модель атома; модель радиоактивного излучения |
Физическая модель - это абстрактное изображение физических тел и физических явлений, которое отображает внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде».
Продолжим рассмотрение урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества» с точки зрения моделирования (см. табл. 5):
Таблица 5
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Время |
Преобразование условия задачи | Как мы будем искать способ подсчета количества молекул? К данной ситуации подбирает необходимый материал по проведению ряда подходов для подсчета количества молекул | -в научной литературе, -обратимся к истории физики и т.д. -анализируют и выбирают оптимальный способ, чтобы подсчитать число молекул, надо выделить объемы 1,2,3 и т.д. -обращают внимание на то, что для данного вещества объем 1 пропорционален количеству молекул 1,объем 2 пропорционален количеству молекул 2 и т.д. | 10 мин |
Собственное моделирование | Так как объем и количество молекул пропорциональны, то можно ввести новую характеристику - концентрация | Отмечают в тетради формулу концентрации (модель, выражающую зависимость между числом молекул и объемом) | 2 мин |
Преобразование модели | Поиграем в физиков-теоретиков: 1.МАССА=масса одной молекулы × число молекул (разделим обе части на объем) 2.В левой части должна быть постоянная величина, так как в правой части постоянная величина. 3.Если масса для некоторого тела при любом изменении объема пропорциональна объему, то можно ввести коэффициент пропорциональности – плотность. Для неоднородного вещества: плотность непостоянная величина Для смеси газов плотность =пл.1+пл.2+т.д | Выполняют ряд действий и отмечают в тетради формулу плотности | 10 мин |
Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. | Комментирует домашнее задание. Выставляет оценки за работу во время урока. | Записывают домашнее задание | 4 мин |
Решение учебных задач и моделирование способствует формированию учебного действия. Типология учебного действия (Р- реальность, М-модель, Зн - знак) такова (см. табл.6):
Таблица 6
Действия, приводящие к переходу от Р к М и от М к Р: | а) отнесение данного явления (объекта) к модели (применим ли закон сохранения) б) классификация явления по одному или нескольким основаниям в) качественное планирование решения (как полетит пуля) г) конструирование реальности адекватной модели как без ограничений, так и с ними (придумайте задачу на закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, используя 2 пружины, 3 бруска, блок) |
Действия, приводящие к переходу от РкМикР1 (преобразование реальности) | Как надо изменить условия, чтобы скорость тела стала меньше? |
Действия, приводящие к переходу от Р к М и к Зн | а) знаково-графическое описание реальности (традиционные задачи) б) конструирование реальности (придумайте задачу с определенными условиями) в) соотнесение реальности и знаковой формулы ее описания (анализ ответа, поиск ошибки в решении, что произойдет, если изменить ответ). |
Основным показателем полноценного физического образования является тот факт, что учащийся удерживает любое физическое знание в границах его применимости и умеет применять в нестандартных (жизненных) ситуациях. По словам доктора психологических наук Б.Д. Эльконина, «ребенку в жизни ничего не нужно, что написано в учебнике. И абсолютно не помогает физика. Все учителя знают, что лучше всего конструируют те дети, которые не понимают в физике ничего. А вот то, что действительно нужно, - несколько раз сменить профессию, освоить новую специальность, постоянно самому учиться. У ребенка, взрослого, выпускника школы должна быть мотивация как к учебной, так и к профессиональной деятельности. Он должен уметь работать в команде, общаться с другими. Это общий закон». Исследования психологических новообразований у учащихся классов развивающего обучения показали, что: - данная система обучения с преобладанием поисков - исследовательского характера учебной деятельности максимально способствует развитию личности ребенка, так как познавательный интерес к структуре учебных мотивов у учащихся всегда занимают ведущие места; - высока познавательная активность учащихся;
- кроме познавательного интереса на первое место выходят широкие социальные мотивы и общение, социальное сотрудничество с одноклассниками; отметки для учащихся классов РО не являются главным мотивом в обучении;
- рефлексивная способность по отношению к системному объекту развита лучше в классах РО;
- у учащихся РО лучше развиты основные мыслительные операции, критичность мышления, способность работать с абстрактным материалом, находить связи между объектами и переносить их на другие объекты, личностная рефлексия;
- дети, обучающиеся в классах РО, более самостоятельны, организованы, менее ориентированы на авторитет учителя;
- у этих ребят более серьезное, ответственное отношение к школе, школьным заданиям.
Таким образом, было подтверждено, что обучение по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - это обучение, ориентированное на продолжение развития, на дальнейшую профессиональную ориентацию, то есть на будущее.
Список литературы
1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г.
2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г.
3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г.
4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg
2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg
3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif
5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg
6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jp
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности. Под учебной деятельностью понимают систему учебных задач. Учебной называется задача, которая вынуждает ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами. Тем самым он учится мыслить. Хочется отметить основные компоненты сравнения традиционной и развивающей систем обучения (см. табл. 1):
Основные компоненты сравнения традиционной и развивающей систем обучения (см. табл. 1):
Таблица 1 Традиционная система обучения Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Цели обучения Усвоение знаний, умений, навыков. Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.
Содержание обучения 1. Выбор правил, регламентирующих способы решения конкретных задач 2.Дидактический принцип: от частного к общему, от конкретного к абстрактному. 3. Построение учебного материала идет линейным способом от частных фактов к последующему обобщению на завершающем этапе. 4.Общие представления не помогают учащимся в изучении частных понятий, и в то же время они не могут быть полностью обобщены, т.к. появились в конце. 5.Знания даются в готовом виде. 1.Система научных понятий предмета, определяющая общие принципы решения задач широкого класса. 2.Принцип содержательного обобщения, когда знания общего характера предписывают знаниям частного и конкретного характера. 3.Построение учебного материала идет как движение по спирали от центра к периферии. Общие абстрактные понятия в процессе их развертывания обогащаются конкретными фактами и знаниями. 4.Общие представления служат для учащихся ориентиром и помогают осмыслить частные понятия и представления. Они позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся. 5.Знания не даются в готовом виде.
Учебная активность учащихся 1 .Воспроизводящая, репродуктивная, учебная активность. 2.Ученик как бы идет вслед за правилом и чем более точно воспроизводит заданный в нем маршрут, тем выше шансы усвоить его. 1.Поисково-исследовательская ("квазиисследовательская") учебная активность. 2.Общий принцип надо извлечь, проанализировав и обобщив условия задачи, осуществив поиск способа решения новой задачи того же класса. Осуществляя поиск, учащиеся в основных чертах воспроизводит те действия, которые производит ученый в процессе исследования.
Методы обучения Иллюстративно-объяснительный: Показ образца усваемого способа. Объяснение. Контроль за правильностью применения способа в решении тренировочных задач. Постановка учебной задачи. Совместное решение учебной задачи. Организация оценки найденного способа действия.
Цель проекта - в рамках его реализации создание условий для формирования у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей. Схема формирования учебной деятельности имеет следующую структуру (см. табл.2):
Таблица 2 Этапы формирования учебной деятельности Тип урока Подтип урока Этапы (содержание) урока 1 этап постановка учебной задачи Урок постановки учебной задачи Ситуация успеха Ситуация разрыва Формулировка разрыва Формулировка учебной задачи в знаковой форме 2 этап решение учебной задачи Урок моделирования Преобразование условия задачи Собственное моделирование Преобразование модели Урок конструирования (способа, понятия) Конструирование способа (понятия)
3 этап решение частных задач Конкретизация понятия Решение частных задач открытым ранее способом Урок контроля Тестово-диагностический (старт) Работа с отдельными операциями открытого способа Самостоятельная работа Выполнение задания; выработка критериев; контроль и оценка Проверочная работа Выполнение задания, коррекция Контрольная работа Выполнение предложенных заданий Тестово-диагностический (финиш) Вычленение типичных ошибок по каждой отдельной операции способа Урок оценки Эталон оценки Работа с заданными эталонами оценки, выработка собственных эталонов Урок социальной значимости Публичное представление своей работы
Урок постановки учебной задачи -один из основных типов уроков в системе развивающего обучения. Особую трудность у учителя вызывает формулировка вопроса для построения «ситуации разрыва». С этой целью можно использовать следующие вопросы: 1) В ящике движется молекула. Передайте информацию о местоположении частицы. 2) Какие бы вы поставили клавиши на компьютер, чтобы управлять микромиром? 3) Почему лужи, испаряясь, не замерзают? 4) Найдите ситуацию, где тело, получая тепло, не нагревается? (вопрос - ловушка) 5) Выбрать ситуацию лишнего. 6) Изобразить процессы на шкале, графике. 7) На бумаге разбросаны приборы в произвольном порядке. Соединить их последовательно, параллельно. 8) Придумать конструкцию настольной лампы, изменяющей свет в зависимости от атмосферного давления, и т.д.
Также хочется отметить методы и приемы творческих заданий для формирования теоретических понятий: 1) выделение общих и особенных признаков родственных систем (проанализируйте решения предложенных задач и составьте алгоритм их решения); 2) идентификация систем (прочтите описание природных явлений и определите закономерности, которые описаны в тексте); 3) составление определений теоретических понятий (прочтите фрагменты текстов с описанием молекулы, выделите существенные признаки и составьте определение понятия "молекула"); 4) сравнение теоретических материалов с реальными системами (рассмотрите конструкцию диффузии на рисунке, выделите особенности и сравните с понятием "диффузия"); 5) планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов (составьте план решения практической задачи: расчет плотности мыла); 6) составление аннотации (составьте аннотацию о тепловом загрязнении атмосферы с включением в нее существенных признаков теплового загрязнения); 7) составление страницы энциклопедии (составьте страницу энциклопедии о трении с выделением существенных признаков различных видов трения); 8) систематизация теоретических закономерностей (составьте систематическую последовательность развития теории света); 9) анализ эволюционного усложнения систем и изменения их существенных признаков (какие изменения произошли с рычагом в процессе его развития?); 10) доказательство и опровержение обоснованности структуры закономерностей (сделайте анализ данного определения понятия "инерция").
Так как учитель РО (развивающего обучения) на уроке занят не передачей знаний, норм и образцов, а пытается разобраться в том, как устроено физическое знание, то для решения учебной задачи он должен восстановить историческую картину происхождения знания. Поэтому значительное внимание в курсе физики уделяется вопросам истории физики, работе с текстами, в том числе классиков науки. Например, для ответа на вопрос, как устроен мир, изучаются труды Лукреция, Галилея; для ответа на вопрос, как управлять тем, что внутри тела, можно изучать труды Лукреция «О природе вещей». Приведем пример урока постановки учебной задачи. Физика 7 класс.
Тема «Плотность вещества» Цель: 1.Ввести понятие плотности вещества. 2.Отработать навык групповой работы. 3.Создать знаково-графическую модель (формула плотности). Ход урока (см. табл.3):
Таблица 3 Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Время Ситуация успеха Проанализируйте таблицу «Массы тел» Самая большая масса у ... тела, указанного в таблице, самая маленькая масса у ...тела 3 мин Ситуация разрыва 1.Можно ли управлять массой? 2.Как найти массу одной молекулы? 3.Как найти число молекул ? 1.Изменить количество молекул, изменить массу одной молекулы 2. С помощью первого положения МКТ. 3.Заглянуть вовнутрь вещества, - мы не знаем способа подсчёта количества молекул. 3 мин Формулировка разрыва Чем же мы будем заниматься? -искать способ подсчета количества молекул 3 мин Формулировка учебной задачи в знаковой форме Запишите задачу в тетрадь -поиск способа подсчета количества молекул 5 мин
2 этап решения учебной задачи - процесс моделирования - построение и использование модели. Физическая модель - это абстрактное изображение физических тел и физических явлений, которое отображает внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде». Продолжим рассмотрение урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества» с точки зрения моделирования (см. табл. 5):
Таблица 5 Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Время Преобразование условия задачи Как мы будем искать способ подсчета количества молекул? К данной ситуации подбирает необходимый материал по проведению ряда подходов для подсчета количества молекул -в научной литературе, -обратимся к истории физики и т.д. -анализируют и выбирают оптимальный способ, чтобы подсчитать число молекул, надо выделить объемы 1,2,3 и т.д. -обращают внимание на то, что для данного вещества объем 1 пропорционален количеству молекул 1,объем 2 пропорционален количеству молекул 2 и т.д. 10 мин
Собственное моделирование Так как объем и количество молекул пропорциональны, то можно ввести новую характеристику – концентрация Отмечают в тетради формулу концентрации (модель, выражающую зависимость между числом молекул и объемом) 2 мин
Преобразование модели Поиграем в физиков-теоретиков: 1.МАССА=масса одной молекулы × число молекул (разделим обе части на объем) 2.В левой части должна быть постоянная величина, так как в правой части постоянная величина. 3.Если масса для некоторого тела при любом изменении объема пропорциональна объему, то можно ввести коэффициент пропорциональности – плотность. Для неоднородного вещества: плотность непостоянная величина Для смеси газов плотность =пл.1+пл.2+т.д Выполняют ряд действий и отмечают в тетради формулу плотности 10 мин Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Комментирует домашнее задание. Выставляет оценки за работу во время урока. Записывают домашнее задание 4 мин
Исследования психологических новообразований у учащихся классов развивающего обучения показали, что: - данная система обучения с преобладанием поисково - исследовательского характера учебной деятельности максимально способствует развитию личности ребенка, так как познавательный интерес к структуре учебных мотивов у учащихся всегда занимают ведущие места; - высока познавательная активность учащихся; - кроме познавательного интереса на первое место выходят широкие социальные мотивы и общение, социальное сотрудничество с одноклассниками; отметки для учащихся классов РО не являются главным мотивом в обучении; - рефлексивная способность по отношению к системному объекту развита лучше в классах РО; - у учащихся РО лучше развиты основные мыслительные операции, критичность мышления, способность работать с абстрактным материалом, находить связи между объектами и переносить их на другие объекты, личностная рефлексия; - дети, обучающиеся в классах РО, более самостоятельны, организованы, менее ориентированы на авторитет учителя; - у этих ребят более серьезное, ответственное отношение к школе, школьным заданиям. Таким образом, было подтверждено, что обучение по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - это обучение, ориентированное на продолжение развития, на дальнейшую профессиональную ориентацию, то есть на будущее.
Список литературы 1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г. 2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина, 2012 г. 3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г. 4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg 2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg 3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif 4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif 5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg 6. http :// nauroki.ru / upload / forum /a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jp 7. http :// www.yspu.yar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс
Данный урок построен на деятельностной основе....
Использование КлУС при изучении темы "Плотность вещества. Архимелова сила. Условия плавания тел",
Для того, чтобы научить детей решать задачи, эффективно применить исследовательский подход - "ключевые ситуации", на которых основано большинство задач по этой теме. При этом проявляются взаимосвязи м...
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...
Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".
Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...
Вопросы для изучения темы "Плотность вещества" в 7 классе
19 вопросов для работы с учебником...
Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Материал презентации по теме."Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности." Ловцовой А.Ф. находится по ссылке-https://vk.com/wall555604454_1610...