Урок физики "Поверхностное натяжение"
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Поверхностное натяжение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10kl_poverkhnostnoe_natyazhenie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Поверхностное натяжение жидкости»
10 класс.
Мыльный пузырь - самое красивое и самое
совершенное, что существует в природе.
Марк Твен.
Цель урока:
изучить процессы, происходящие на поверхности жидкости. Ознакомиться с механизмом поверхностного натяжения жидкости. Рассмотреть примеры поверхностного натяжения жидкости.
Задачи урока:
1. Развивающая: развивать умение учащихся сравнивать и делать выводы; выполнять лабораторную работу исследовательского характера; развивать навыки самостоятельности.
2. Образовательная: повторить свойства жидких тел; дать понятие о силах действующих в верхних слоях жидкости.
3. Воспитательная: формирование сознательной дисциплины в работе парами во время опытов; аккуратности и внимательности организовывать свое рабочее место; повышение интереса к предмету.
Ход урока
- Организационный момент.
Все дети прекрасно знают, что «куличики» и замки можно строить только из мокрого песка. Сухие песчинки не пристают друг к другу. Но так же не пристают друг к другу и песчинки, целиком погружённые в воду. Во время уроков рисования каждый из вас не раз замечал, что волоски кисточки расходятся в воде и тут же слипаются, если кисточку вынуть из воды. Задумывался ли кто – то из вас, почему так происходит? Почему водомерки так легко перемещаются по поверхности воды?
На этом уроке и попробуем дать объяснение этим явлениям.
- Актуализация знаний
Мы с вами будем говорить об удивительных свойствах воды. Сначала давайте вспомним строение жидких тел, свойства и объясним их с точки зрения МКТ. Какими явлениями описывается данное агрегатное состояние?
- Мотивация.
Их, и легких и красивых,
В очень ярких переливах
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем
(мыльные пузыри)
- можно ли объяснить образование мыльного пузыря данными явлениями.
- будет ли плавать тело, если его плотность больше его плотности.
Докажем наши утверждения на опытах
- Проделаем эксперимент по выдуванию мыльных пузырей
Телом слабый, но сияньем сильный,
Точно дух, пузырь явился мыльный.
Новелла Матвеева.
Вопросы: А почему пузыри имеют форму шара? А какие формы бывают у мыльных пленок?
- Эксперимент- плавание модели жука водомерки, плавание иглы(скрепки) на поверхности воды.
Вопросы: Почему тела не тонут, а если положить острием, то утонут?
- Эксперимент – пробирка заполняют водой, закрывают листом бумаги и переворачивают, и вертикальном направлении убирают листок бумаги.
Вопросы: Действуют ли силы направленные вертикально вверх?
Гипотеза: Поверхностный слой воды обладает определенными свойствами.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми свойствами поверхностного слоя жидкости. Тема урока: Поверхностное натяжение жидкости.
- Изучение нового материала
Чтобы объяснить свойства поверхностного слоя жидкости рассмотрим молекулу, находящуюся на поверхности и внутри неё.
Внутри жидкости молекулы одинаково притягивают окружающие её соседние молекулы и Fр = 0.
Молекула, находящаяся на поверхности, сверху соседей почти не имеет (ρпара << ρжидк).
Молекула поверхностного слоя испытывает притяжение со стороны молекул, находящихся внутри жидкости. Fр – направлена внутрь жидкости.
Вопрос: Если на каждую молекулу действует Fр, направленная внутрь жидкости, то к чему это приводит?
Ответ: Это приводит к тому, что молекулы стремятся уйти внутрь жидкости с ее поверхности и поэтому жидкость стремится сократить площадь свободной поверхности.
Учитель: мы пришли к выводу, что жидкость стремится сократить площадь свободной поверхности. А можно ли это проверить?
Демонстрация.
1. Кольцо затянуто мыльной плёнкой, нить свободна. | 2. Нить натянута, приняв форму дуги окружности |
Определение.
Поверхностное натяжение – это физическая величина, равная отношению силы, с которой поверхностный слой жидкости действует на ограничивающий его контур. К длине этого контура.
; .
Учитель: От чего зависит поверхностное натяжение жидкости?
Учащиеся: От рода жидкости;
от температуры.
Учитель: давайте проверим первое предположение.
Демонстрация.
Для поднятия кольца из воды требуется большая сила, чем из мыльного раствора. Поверхностное натяжение воды больше, чем мыльного раствора.
Учитель: какие доказательства вы можете привести для доказательства второго предположения?
Учащиеся: горячий мыльный раствор моет лучше, чем холодный.
Вывод: с повышением температуры поверхностное натяжение уменьшается.
Учитель: ребята, вернемся к первому опыту. Скажите, какая сила удерживала иголку на поверхности воды? Как рассчитать силу поверхностного натяжения Fп.н.? Как направлена сила поверхностного натяжения Fп.н?
- Закрепление.
Фронтальные вопросы:
1.Как изменится сила поверхностного натяжения воды при растворении в ней мыла?
2.Мыльный раствор позволяет лучше очищать ткани, чем это объясняется?
Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости(выполняется по группам)
6. Итоги урока и рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Поверхностное натяжение"
Урок для учащихся как общееоюразовательных так и физ.-мат классов...
Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".
В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ-ИССЛЕДОВАНИЮ "ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ"
Урок-исследование по физике«Поверхностное натяжение. Мыльные пузыри», 10 класс .В. А. Рыбицкая, МБОУ «Лицей № 124»Цели урока-исследования:• ...
Методическая разработка урока Поверхностное натяжение жидкости
Разработка содержит план и сценарий занятия, а также лист самооценки изученного материала...
Разработка урока по дистанционному обучению по теме "Поверхностное натяжение" (10 класс)
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям, обучающимся по системе надомного образования с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующе...
Разработка урока по дистанционному обучению по теме "Поверхностное натяжение" (10 класс)
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям, обучающимся по системе надомного образования с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующе...
Методическая разработка урока " Поверхностное натяжение"
В данной разработке излагаются основные вопросы по теме "Поверхностное натяжение". На данном уроке учащиеся узнают что такое смачивание, капиллярные явления, а так же какую роль эти явления играют в н...