Физический материал на уроках математики
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике на тему
Математические методы и модели при решении физических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика в физике | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Физический материал на уроках математики.
Цель урока :
установить математические методы и модели при решении физических задач,
формировать у обучающихся представление о роли математики в изучении окружающего мира,
развивать навыки в применении математического аппарата, подготовить обучающихся к выполнению задания В12 ЕГЭ.
воспитывать ответственность за качество приобретенных знаний и умения их применять.
Тип урока: применение навыков и знаний
Методы проведения: беседа, работа в группах, самостоятельная работа.
Оборудование урока: карточки, таблицы с графиками и формулами, листы с условиями задач.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Беседа с обучающимися на тему : «Физика и математика: в чем различие?»
В ходе беседы предлагается заполнить таблицу:
Физика | Математика |
Относится к естественным наукам, она изучает окружающий мир . | Не изучает непосредственно окружающий мир, ее не относят к естественным наукам. |
При изучении физики преобладает индуктивный метод (от частного к общему) | При изучении математики преобладает дедуктивный метод (от общего к частному) |
Наблюдается цепочка: наблюдение явлений, нахождение причинно-следственных связей, лежащих в основе этих явлений, переход к закономерностям. | Математические модели и методы используются на всех этих этапах. |
Доказательство в физике связано с экспериментом. | В математическом доказательстве в основе лежит логика, опора на раннее полученные знания |
В физике все явления протекают во времени. Скорость в природе ограничена. На любое событие требуется затрата времени. | В математике временной фактор отсутствует. |
Имеет дело с размерными величинами | Имеет дело с безразмерными величинами. Различен подход к единице измерения. |
И тем не менее, при изучении определенного круга природных явлений ,строения и свойств вещества, при использовании на практике физических знаний эти две науки тесно связаны друг с другом. И сегодня мы в этом убедимся.
3.Повторение, обобщение и систематизация знаний по физике математике по теме «Функции»
А. Линейная функция y=kx+b
Формула | Что описывает |
L=l0(1+at) | Линейное расширение твердых тел |
V=v0(1+bt) | Объемное расширение твердых тел |
R=r0(1+at) | Зависимость удельного сопротивления твердых проводников от температуры |
V=v0+at | Скорость равноускоренного движения |
Координата равномерного движения |
Ограничений для линейной функции нет: область определения и область значений - множество действительных чисел. Но в физике на указанный промежуток накладываются ограничения: в формулах 1-3 температура больше -273.16 С0, при нагревании твердых тел надо учитывать температуру их плавления, в формулах 4-5 скорость не должна превышать скорость света.
Рассмотрим в качестве примера задачи, используемые на ЕГЭ:
Двигаясь равномерно и прямолинейно тело прошло за первые 8с-14м,а еще за 4 с-12м. Написать уравнение движения тела.
Составим систему уравнений: 14=х0+8v
26=х0+12v
Решая которую находим начальную координату равную минус десять, тогда уравнение примет вид : х=-10+3t.
В. Прямая пропорциональность у=кх или в отдельных случаях : к=у:х.
формула | Что описывает |
S=vt v-const | Перемещение при равномерном движении |
V=at a-const | Скорость при равноускоренном движении |
F=-kx | Закон Гука |
E=F\q | Напряженность электрического поля |
C. Обратная пропорциональность у=к\х или ух=к.
График –гипербола в физике рассматривается как правило только в первой четверти.
Формула | Что описывает |
PV-const при T-const | Закон Бойля-Мариотта |
IR-const | Параллельное соединение проводников |
S-const ; vt-const | Равномерное прямолинейное движение |
A-const; NT-const | Работа, мощность , время |
Д. Квадратичная функция у=ах2+вх+с
Формула | Что описывает |
х=х0+v0t+at2\2 | Координата равноускоренного движения |
W=mv2\2 | Кинетическая энергия |
N=I2R | Мощность электрического тока |
Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой : h(t)=1.75+20t-5t2, где h-высота в метрах, t-время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 10.5 метра?
Моменты времени ,в которые камень находился на высоте не менее 10.5 метров, являются решениями неравенства 1.75+20t-5t210.5,решая которое находим 0.5 tДлинa промежутка равна 3.
Е. Показательная функция у=ах.
Эта функция описывает ряд физических процессов: радиоактивный распад, изменение силы тока при замыкании и размыкании цепи, затухание звуковых волн.
Формула | Что описывает |
M=m02-t\T | Радиоактивный распад |
В ходе распада радиоактивного изотопа его масса с течением времени уменьшается по закону: m=m0.2t\T, где m0-начальная масса изотопа,t-время в минутах, прошедшего от начального момента, Т-период полураспада этого изотопа в минутах. В лаборатории получили вещество ,содержащее в начальный момент времени48 мг изотопа, период полураспада которого Т=9минут. В течение скольких минут масса изотопа будет меньше 3мг?
1 способ.
Период полураспада –это время ,за которое масса изотопа уменьшается в два раза. Поэтому если в начальный момент времени масса изотопа 48мг, то в моменты времени 9минут, 18, 27,36 масса изотопа будет равна 24мг, 12мг, 6мг, 3 мг соответственно. Так масса изотопа 3мг при времени 36 минут.
2 способ.
Подставляя Т=9, m0=48 в заданную условием формулу, получаем: m=48x2-t\9.Искомое время является граничной точкой множества решений неравенства 48х2-t\93, т.е. корнем уравнения 48х2-t\9=3.Решая находим t=36 минут.
F. Периодические функции и колебания.
Формула | Что описывает |
Х(t)= | Изменение координаты тела при колебаниях |
G(t)=g0 | Изменение заряда тела при колебаниях тока. |
G. Обратные величины в физике.
Формула | Что описывает |
R=m\v | плотность |
T=1\√ | период |
G=1\r | Электрическая проводимость |
F=1\d | Фокусное расстояние |
В математике можно проводить все арифметические действия над взаимно обратными числами. Физика требует осторожности: нельзя складывать и вычитать из-за различных размерностей и физического смысла.
5.Подведение итогов. Домашнее задание.
На этом урок систематизации физико-математических задач окончен. Рассмотрены задачи на применение функций и их свойств, решены задачи группы В12 ЕГЭ, что поможет вам при сдаче экзамена. Но на этом применение математики на уроках физики не заканчивается: механика, геометрическая оптика, тесно связаны с геометрией, а это и площадь фигур, и вектора, и движение все это мы рассмотрим в элективном курсе «Физический материал на уроках математики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование местного материала на уроках математики
Презентация исследования...
Исторический материал к урокам математики
Материалы содержат некоторые сведения из истории математики и биографию известных ученых математиков, которые помогут учителю несколько разнообразить свой урок....
Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики
Доклад по теме: "Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики"...
ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах
Материал можно использовать при оформлении математического уголка в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала" по учебной дисциплине "Мето...
раздаточный материал к уроку математике в 7 классе
Раздаточный материал к уроку математики в 7 классе на тему степени...
Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"
Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...
«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования
Нна уроке ребята познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед. Научатся её делать и изображать в тетради, проверят себя...